Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора»
материал

Банникова Наталья Алексеевна

Восприятие художественной литературы и фольклора – один из видов деятельности обеспечивающий развитие детей  во всех образовательных областях и часть задач этот вид деятельности будет решать напрямую, а часть, только при определенных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_2rechevoe_razvitie.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                                                                       УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В.ПУШКОВА        

                        «Речевое развитие и обогащение

активного словаря в процессе

восприятия художественной

литературы и фольклора»

(Сообщение для воспитателей)

Воспитатель:

Банникова Н.А.

Г. Москва г. Троицк 2022г.

.

Восприятие художественной литературы и фольклора – один из видов деятельности обеспечивающий развитие детей  во всех образовательных областях и часть задач этот вид деятельности будет решать напрямую, а часть, только при определенных условиях.

    Восприятие художественной литературы и фольклора способствует присвоению моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.

Дошкольное детство является периодом становления и развития речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны). В это время развиваются и такие важные качества речи: правильность, точность словоупотребления, выразительность и образность языка.

     Одним из важнейших источников развития выразительной и образной речи является художественная литература и малые фольклорные жанры. Имеющиеся в них выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения), фразеологизмы обогащают эмоции, будят воображение, оживляют речь, обогащают и совершенствуют словарь детей.

Речевое развитие дошкольника включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной,грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры
  • фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни.

До полутора лет

Словарь возрастает до 40 слов (преобладают существительные и глаголы используются как предложения, сопровождаются мимикой, жестами, а речь взрослого воспринимается ребенком, как инструкция к действию. «Возьми ложку и сядь за стол»).

В 1.8

 Словарь ребенка может достигать 100 слов. 

В 2 года

300 слов (прилагательные, местоимения, строятся  2- 3 сложные предложения, пытается применять согласования).

В 3 года

Малыш пополняет свой запас 1300 слов (слова вежливости, легко участвует в разговоре, диалоге, запоминает стихи, адекватно оценивает позитивные и негативные слова). Формируется речевой этикет.

В 4 года

запас 2500 слов (развивается языковой аппарат, подвижность языка,  речевое дыхание; употребляет все части  речи  в разговоре).

В 5 лет

Словарь достигает 3500 слов (ребенок своевременно и логично отвечает на вопросы, формируется образная речь дошкольника).

В 6 лет

Словарь достиг 4000 слов (дети проявляют инициативу в общении, используют слова оценочного содержания, рассказывают интересные события).

В 7 лет

Словарь 5000 слов (завершен процесс фонематического развития, что делает его готовым к обучению грамоты; дошкольник также усваивает морфологию, синтаксис одного языка, легко образует новые слова, использует разнообразные лексические эпитеты, сравнения, синонимы, омонимы). Речь образная, разнообразная и эмоциональная.

Учтите, что эта характеристика приблизительная. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень, различными.  

Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития.

Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Ежедневное чтение детской художественной литературы в детском саду, дополнительные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель.) Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы.

Художественная литература используется мною не только в организованной учебной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.

С самого раннего возраста я начинаю знакомить детей с потешками, песенками, закличками русского фольклора.

Я знакомила детей с произведениями устного народного творчества в ненавязчивой форме, включая их в различные режимные моменты: при умывании, при одевании на прогулку, принятии пищи, подготовке ко сну. Нравятся детям произведения детского фольклора.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет центр книги. Специально выделенное и оформленное место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть.

Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведённом для чтения.

 В своей работе я использую разнообразные новые технологии помогающие в развитии речи дошкольников:прослушивание DVD - дисков художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, элементы драматизации частей текста, игры-инсценировки на сюжет знакомого текста, дидактические игры и упражнения, литературные викторины, игры-пантомимы, этюды, синквейн, сказкотерапия и т.д.

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры. Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».  Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Синквейн можно использовать для закрепления изученной лексической темы, для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.  Из слов синквейна, дети могут составить рассказ.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительностиразвитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Выстраивая систему работы по развитию образной речи, важно определить основные направления педагогической деятельности:

- систематическая, комплексная работа по общению и взаимодействию с    

  детьми и использование инновационных методов в педагогической

  деятельности;

- взаимодействие педагогов, воспитателей и родителей в выстраивании единой  

  позиции и понимании перспектив развития детей по данному  

  направлению;

- создание условий: развивающая предметно-пространственная среда (далее

  РППС) для свободной, самостоятельной деятельности детей;

- сотрудничество с социальными партнерами (городская библиотека, музей,

  театр) для развития представлений о многообразии окружающего мира.

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Правильная речь является одним...

Консультация для родителей Тема: «Речевое развитие и активация словаря у детей 3-4 лет»

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровы...

План по самообразованию на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором»

План работы по самообразованиювоспитателя  МБДОУ № 50 города НевинномысскаУс  Татьяны Николаевны. Тема: «Речевое развитие  детей раннего возраста посредством ознакомления с народны...

Речевое развитие детей с ОНР старшей комбинированной группы через фольклор

АктуальностьПроблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще ...

Речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с русским народным фольклором в условиях реализации ФГОС ДО

laquo;Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,разве разум оратора не должен постичьистину  того, о чем собираются говорить?»...

Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора»

Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора»...