План по самообразованию на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором»
методическая разработка (младшая группа) на тему
План работы по самообразованию
воспитателя МБДОУ № 50 города Невинномысска
Ус Татьяны Николаевны.
Тема: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором»
Цель: повышать профессиональную компетентность педагога в области речевого развития детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором.
Задачи:
- проанализировать педагогический опыт по развитию речи дошкольников посредством ознакомления детей с народным фольклором;
- создать условия для речевого развития детей раннего возраста, дополнить содержание центров грамотности и искусства (уголок ряжения и театрализованной деятельности);
- систематизировать профессиональные знания о современных формах, методах и приемах по речевому развитию детей раннего возраста;
- внедрить в работу новые игры, игровые упражнения – направленные на развитие
речи детей и приобщение их к родному языку, на воспитание любови к народному фольклору.
- формировать умение применять полученные знания на практике;
Актуальность темы:
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, потешки) практически не используются.
В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные.
А ведь устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки – все это помогает воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям, обеспечивает формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности детей раннего возраста. и помогает педагогу установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период, доставляет детям радость и обогащает новыми эмоциональными впечатлениями.
Игры – инсценировки, драматизации знакомых сказок, театрализованные игры - способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Ощущения и восприятие – первая ступень познания мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве. Создание соответствующей развивающей среды, делает фольклор неотъемлемой частью общения детей.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов- взаимодействие с родителями. Лучшие образцы фольклора помогут родителям сделать своё общение с ребёнком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор не только развивает устную речь ребенка, но также позволяет обучить его нравственным нормам.
Поэтому, знакомство ребенка раннего возраста с народным фольклором будет способствовать речевому развитию и позволит детям связно выражать свои мысли, свои эмоции.
План работы на 2016-2017 учебный год.
Раздел 1. Изучение учебной и научно-методической литературы:
1. Проанализировать нормативные документы по вопросам дошкольного воспитания:
а).Федеральный Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"
б).Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования
в). Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В.
2. «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под. ред. Князевой О.Л., Маханевой Д.М. «Детство – Пресс» 2000 г
3. О. С. Ушакова «Программа развития речи дошкольников» 2009 г.
4. Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» М, 2009 г.
5. Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, Л. С. Куприна, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» изд. «Детство – Пресс» 2008 г.
6. Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет», 2001 г.
7. А.Я. Ветохина , З.С. Дмитриенко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» / Детство-Пресс 2010 г.
8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М, 1999г.
9. «Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников» Вакуленко Л.С. / Верещагиной Н.В., Детство-Пресс, 2014г
Раздел 2. Методическая работа по самообразованию.
1. Изучить опыт педагогов (Князевой О.Д.) по речевому развитию детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ( в течении года).
2. Составить сборник произведений народного фольклора (потешек, прибауток, считалок, скороговорок, дразнилок, закличек, загадок и др.), направленных на развитие речи детей раннего возраста (октябрь 2016 г).
3. Изготовить дидактические игры: «Узнай потешку», «Из какой сказки герой» и др. (в течении года).
4. Организовать выставку дидактических игр (май 2017 г.)
5. Подготовить консультация для педагогов: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с фольклором» (март 2017 г).
5. Оформить папку – передвижки на тему: «Роль театрализованных игр в речевом развитии детей раннего возраста» ( февраль 2017г)
6. Составить отчёт по теме самообразования: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором» (май 2017г).
Раздел 3. Работа с детьми.
1. Осуществлять планирование индивидуальной работы с детьми.
2. Проводить беседы по русским народным сказкам с использованием настольно - печатного материала (в течении года)
3. Создать условия для совместных игр (дидактических, сюжетно – ролевых, настольно - печатных, подвижных, театрализованных), направленные на расширение у детей интереса к русскому языку и народному фольклору. (в течении года)
4. Подготовить и провести развлечения «Здравствуй солнышко!» (апрель 2017 г);
5. Подготовить и провести занятие: « В гостях у сказки» (май 2017 г)
Раздел 4. Работа с родителями.
1.Подготовить и провести консультацию для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей раннего возраста в соответствии ФГОС ДО»
( сентябрь 2016 г).
2. Подготовить и провести анкетирование родителей на тему: «Русская народная сказка в жизни ребенка». (октябрь 2016 г)
3. Изготовить с помощью родителей дидактические, настольно - печатные игры. (в течении года).
4. Оформить папку – передвижку на тему: «Роль театрализованных игр в речевом развитии детей раннего возраста » (февраль 2017г)
5. Подготовить консультацию для родителей на тему: «Роль фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» ( январь 2017 г).
6. Оформить выставку дидактических игр ( май 2017г.).
Практический выход.
1. Консультация для родителей на тему: « Особенности речевого развития детей раннего возраста в соответствии ФГОС ДО» ( сентябрь 2016 г).
2. Консультация для родителей на тему: «Роль фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» ( январь 2017 г).
3. Папка – передвижка на тему: «Роль театрализованных игр в речевом развитии детей раннего возраста» (февраль 2017г)
3. Консультация для педагогов: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с фольклором» (март 2017 г).
4. Развлечение «Здравствуй солнышко!» (апрель 2017 г)
5. Конспект НОД с детьми раннего возраста: « В гостях у сказки» (май 2017 г.)
6. Выставку дидактических игр для педагогов и родителей (май 2017 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2016-2017.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
воспитателя МБДОУ № 50 города Невинномысска
Ус Татьяны Николаевны.
Тема: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором»
Цель: повышать профессиональную компетентность педагога в области речевого развития детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором.
Задачи:
- проанализировать педагогический опыт по развитию речи дошкольников посредством ознакомления детей с народным фольклором;
- создать условия для речевого развития детей раннего возраста, дополнить содержание центров грамотности и искусства (уголок ряжения и театрализованной деятельности);
- систематизировать профессиональные знания о современных формах, методах и приемах по речевому развитию детей раннего возраста;
- внедрить в работу новые игры, игровые упражнения – направленные на развитие
речи детей и приобщение их к родному языку, на воспитание любови к народному фольклору.
- формировать умение применять полученные знания на практике;
Актуальность темы:
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, потешки) практически не используются.
В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные.
А ведь устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки – все это помогает воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям, обеспечивает формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности детей раннего возраста. и помогает педагогу установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период, доставляет детям радость и обогащает новыми эмоциональными впечатлениями.
Игры – инсценировки, драматизации знакомых сказок, театрализованные игры - способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Ощущения и восприятие – первая ступень познания мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве. Создание соответствующей развивающей среды, делает фольклор неотъемлемой частью общения детей.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов- взаимодействие с родителями. Лучшие образцы фольклора помогут родителям сделать своё общение с ребёнком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор не только развивает устную речь ребенка, но также позволяет обучить его нравственным нормам.
Поэтому, знакомство ребенка раннего возраста с народным фольклором будет способствовать речевому развитию и позволит детям связно выражать свои мысли, свои эмоции.
План работы на 2016-2017 учебный год.
Раздел 1. Изучение учебной и научно-методической литературы:
- Проанализировать нормативные документы по вопросам дошкольного воспитания:
а).Федеральный Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"
б).Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования
в). Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В.
- «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под. ред. Князевой О.Л., Маханевой Д.М. «Детство – Пресс» 2000 г
- О. С. Ушакова «Программа развития речи дошкольников» 2009 г.
- Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» М, 2009 г.
- Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, Л. С. Куприна, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» изд. «Детство – Пресс» 2008 г.
- Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет», 2001 г.
- А.Я. Ветохина , З.С. Дмитриенко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» / Детство-Пресс 2010 г.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М, 1999г.
- «Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников» Вакуленко Л.С. / Верещагиной Н.В., Детство-Пресс, 2014г
Раздел 2. Методическая работа по самообразованию.
1. Изучить опыт педагогов (Князевой О.Д.) по речевому развитию детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ( в течении года).
2. Составить сборник произведений народного фольклора (потешек, прибауток, считалок, скороговорок, дразнилок, закличек, загадок и др.), направленных на развитие речи детей раннего возраста (октябрь 2016 г).
3. Изготовить дидактические игры: «Узнай потешку», «Из какой сказки герой» и др. (в течении года).
4. Организовать выставку дидактических игр (май 2017 г.)
5. Подготовить консультация для педагогов: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с фольклором» (март 2017 г).
5. Оформить папку – передвижки на тему: «Роль театрализованных игр в речевом развитии детей раннего возраста» ( февраль 2017г)
6. Составить отчёт по теме самообразования: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором» (май 2017г).
Раздел 3. Работа с детьми.
1. Осуществлять планирование индивидуальной работы с детьми.
2. Проводить беседы по русским народным сказкам с использованием настольно - печатного материала (в течении года)
3. Создать условия для совместных игр (дидактических, сюжетно – ролевых, настольно - печатных, подвижных, театрализованных), направленные на расширение у детей интереса к русскому языку и народному фольклору. (в течении года)
4. Подготовить и провести развлечения «Здравствуй солнышко!» (апрель 2017 г);
5. Подготовить и провести занятие: « В гостях у сказки» (май 2017 г)
Раздел 4. Работа с родителями.
1.Подготовить и провести консультацию для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей раннего возраста в соответствии ФГОС ДО»
( сентябрь 2016 г).
2. Подготовить и провести анкетирование родителей на тему: «Русская народная сказка в жизни ребенка». (октябрь 2016 г)
3. Изготовить с помощью родителей дидактические, настольно - печатные игры. (в течении года).
4. Оформить папку – передвижку на тему: «Роль театрализованных игр в речевом развитии детей раннего возраста » (февраль 2017г)
5. Подготовить консультацию для родителей на тему: «Роль фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» ( январь 2017 г).
6. Оформить выставку дидактических игр ( май 2017г.).
Практический выход.
1. Консультация для родителей на тему: « Особенности речевого развития детей раннего возраста в соответствии ФГОС ДО» ( сентябрь 2016 г).
2. Консультация для родителей на тему: «Роль фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» ( январь 2017 г).
3. Папка – передвижка на тему: «Роль театрализованных игр в речевом развитии детей раннего возраста» (февраль 2017г)
3. Консультация для педагогов: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с фольклором» (март 2017 г).
4. Развлечение «Здравствуй солнышко!» (апрель 2017 г)
5. Конспект НОД с детьми раннего возраста: « В гостях у сказки» (май 2017 г.)
6. Выставку дидактических игр для педагогов и родителей (май 2017 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Наша Маша маленька»
Приобщение детей раннего возраста к народной культуре через игровую деятельность...
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора...
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора.
Перспективное планирование развития речевой активности детей группы раннего возраста...
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая»
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая&ra...
Перспективный план 2020-2021г.«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
laquo;Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»...
Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»
Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»...
План самообразования «Речевое развитие детей раннего возраста посредством произведений устного народного творчества».
План самообразования«Речевое развитие детей раннего возраста посредством произведений устного народного творчества». (2-этап работы: 2 –я группа раннего возраста(от1,6 до 3 лет)...