Речевое развитие детей с ОНР старшей комбинированной группы через фольклор
проект по логопедии (старшая группа)

Аленина Юлия Талгатовна

Актуальность

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о замедленном темпе физического и интеллектуального  развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей с ОНР старшей комбинированной группы через фольклор

Актуальность

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о замедленном темпе физического и интеллектуального  развития.

Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии. Речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.

Проблема современного дошкольника  в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия.

 Многозначность  народного искусства для развития личности раскрыл К. Д. Ушинский: «Не условным звуком только учится ребенок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к языку педагога, который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу».  В защиту детского фольклора выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели.

Приобщая детей к устному народному творчеству, решаются многие задачи речевого развития, т.к. фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Работая со старшими дошкольниками над совершенствованием их речи, мы придаем особое значение использованию малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание. Мы используем следующие виды устного народного творчества: потешки, приговорки, загадки, сказки, пословицы.

Загадки существовали во все времена, в том или ином виде, в различных профессиях и ритуалах.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичное значение слов (например «идти» может не только человек, но и часы). Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова.

Фольклорная потешка, прибаутка – небольшое стихотворение. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице.

Потешки и прибаутки очень подходят для речевой работы, поскольку часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой  с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение  для произношения данных слов, а также для их усвоения и употребления детьми в своей речи.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.  

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконность русской речи, проникается ее поэзией. Рассказывая хорошо известные сказки, дети значительно обогащают свои навыки монологической речи, что необходимо для сочинения собственных сказочных историй. Многие сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, усвоения антонимов и синонимов, создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство сказок – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Пословицы - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Использование пословиц активизирует речь, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль».

Проблема

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Но детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов.

Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной.

Цель.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Задачи.

  • Закреплять навык правильного звукопроизношения посредством русских народных загадок, потешек, приговорок, скороговорок.
  • Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к нему.
  • Обогатить лексический запас детей новыми словами, оборотами, выражениями.
  • Совершенствовать навык связной речи через разные формы работы над русскими народными сказками.
  • Формировать социально-коммуникативные компетентности у дошкольников.

Участники - дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Решением ПМПК зачисленные в комбинированную группу, проходят обучение и воспитание по коррекционной программе.

Планируемые результаты.

В результате систематической коррекционно-развивающей работы с использованием устного народного творчества у детей значительно обогатится словарный запас качественными, относительными и притяжательными прилагательными, дошкольники познакомятся с разнообразием и особенностями русского фольклора. К концу обучения дети научатся связно, последовательно, выразительно пересказывать знакомые русские народные сказки, по иллюстрациям вспоминать и рассказывать эпизоды сказок, а также будут сформированы сформированы коммуникативные навыки.

Содержание работы.

Система работы рассчитана на 2 года – старшая и подготовительная к школе группы в рамках кружковой работы.

Предполагаемые формы работы: занятия, досуги, индивидуальная работа, консультативная работа с родителями. Тематические занятия проводятся еженедельно.

 Вся работа состоит из трех этапов: первый – организационно-подготовительный, на котором решаются задачи по определению уровня развития речи дошкольников и воспитанию интереса к таким жанрам устного народного творчества, как загадки, сказки, потешки. Его длительность – один месяц сентябрь.

В ходе организационно-подготовительного этапа ведется работа по организации предметно-развивающей и речевой среды, способствующей развитию эстетического восприятия русского фольклора и раскрытия творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с устным народным творчеством. В группе создается уголок «Русский фольклор», в котором размещаются издания русских народных сказок с яркими иллюстрациями. Подбираются репродукции разных художников, чтобы дети могли сравнить изображения героев. В детском саду создан музей «Русская изба», где дети знакомятся с устройством русской избы, обстановкой, одеждой. Дети могут увидеть русскую печь, убранство в доме, вышитые вручную. Накапливается речевой материал, который включает в себя потешки по определенным звукам, пословицы и поговорки по темам, загадки на заданные звуки и темы.

Основной этап

Длительность: с октября первого года обучения по апрель второго года обучения.

Предполагает промежуточные диагностики в мае и сентябре.

Работа над автоматизацией звуков с использованием загадок, пословиц, поговорок, потешек, скороговорок с учетом индивидуальных особенностей (нарушенный звук, этап автоматизации и т.д.).

Использовать фольклор для формирования правильного звукопроизношения мы начинаем с этапа автоматизации звука в словах. Для этих целей мы используем такую форму устного народного творчества, как загадки.

Работа над загадками на этапе автоматизации звука в слове происходит по классической схеме: педагог загадывает загадку, а ребенок называет слово-отгадку. В отгадке содержится автоматизируемый звук.

Например: при автоматизации звука [Р] можно использовать следующие загадки:

Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

 Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) и т.д.

Помимо того, что загадки подразделяются нами по автоматизируемым звукам, они еще очень четко делятся по лексическим темам, что позволяет нам поддерживать связь с логопедом и закреплять те лексические представления, которые дети узнали на занятиях. Например, загадки о диких и домашних животных, об инструментах, о растениях и т.д.

После автоматизации звуков в словах мы переходим к его автоматизации в предложении. Для этих целей в устном народном творчестве существуют такие замечательные произведения, как пословицы, поговорки и скороговорки.

Работа над пословицами  начинается с объяснения их смысла. Сначала  педагог произносит пословицу и спрашивает у ребенка, как тот ее понимает. Если ребенок затрудняется ответить или неверно понимает смысл, педагог помогает ему с помощью картинного материала, проблемных ситуаций. Затем ребенок за взрослым проговаривает пословицу, например, с различным настроением (грустно, весело, строго, печально), четко произнося автоматизируемый звук. После нескольких раз повторения, ребенок самостоятельно воспроизводит  пословицы и поговорки, использованные на занятии.  

Скороговорки являются просто отличным речевым материалом, созданным народом. Они содержат однокоренные или созвучные слова,  наполненные  определенным звуком: “На дворе – трава, на траве – дрова; Кукушка кукушонку купила капюшон”…  Их использование позволяет не только закрепить правильное произношение, но и развивает голосовой аппарат (темп, ритм, силу голоса).

Работа над скороговорками протекает по той же схеме, что и работа с пословицами. Но поскольку в самом названии данной фольклорной формы указывается на то, что произносится она скоро, после прочного усвоения ребенком текста, ему предлагается проговорить скороговорку с ускорением, несколько раз, постоянно увеличивая темп.

После автоматизации звука в предложении мы переходим на уровень текста. Для этой цели используются такие формы устного народного творчества, как потешки.

Потешки построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четворостишия. Это также способствует активному запоминанию и употреблению слов и выражений.

 Приемы работы с русской народной сказкой.

 Педагог русскую народную сказку не читает, а рассказывает. У детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство со сказкой не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи как таковой. Особенно доступна им выразительность интонации.

Обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.

Педагог обращает внимание на приемы композиционного оформления сказочного повествования – традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве…»), концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал молодец»), связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда – не знаю куда»), их функции в сказке.

Для  усвоения имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными оттенками дошкольникам предлагается: найти в сказке ласковые слова, слова, обозначающие маленький предмет, изменить слово так, чтобы оно имело ласкательную или увеличительную форму. Например, в сказке «Заяц-хваста» - «Как заяц называл свои усы, лапы, зубы?» (усищи, зубищи, лапищи), «А как можно их назвать ласково?».

Для расширения глагольного словаря дошкольники перечисляют действия героев сказки (коза из сказки «Волк и семеро козлят» – жила-была, ходила, наказывала, пела; заяц из сказки «Заяц-хваста» - жил-был, хвастался, боялся, бежал; герои из сказки «Заюшкина избушка»: жили-были, попросилась переночевать, выгнала, собака забрехала, медведь зарычал, бык заревел, петух лапками затопал, крыльями забил и т.д. )

Для формирования навыка употребления в речи относительных и притяжательных прилагательных проводится игра «Дорисуй».  Дорисованные части дети проговаривают: «ледяная крыша, петушиный гребень, лисий хвост, волчье туловище, заячьи уши и т.д.». При работе над сказкой «Гуси - лебеди» выполняется упражнение «Из чего – какой?»: молочная речка, кисельные берега, ржаной и пшеничный пироги, лесные и садовые яблочки.

Для расширения словарного запаса успешно используются приемы подбора слов-признаков к характеристикам героев сказок: Аленушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - нежная, заботливая, добрая, ведьма - злая, хитрая, медведь в сказке «Машенька и медведь» -  неуклюжий, большой, мохнатый, косолапый, Колобок – круглый, румяный, веселый.

На втором году обучения навыки, приобретенные ранее, совершенствуются. Проводится углубленная работа, направленная на развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: продумывание собственного замысла сказки, обучение детей связно, последовательно, выразительно строить предложения.

В процессе работы над уяснением функций сказочных героев мы задаем детям примерно следующие вопросы:

1) жил-был… Кто? Какой он был? Чем занимался?;

2) пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?;

3) встретил какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?;

4) был у нашего героя друг. Кто это? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?;

5) где наши друзья стали жить? Что они стали делать?

Прием словесного рисования характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Детям предлагается вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к той или иной сказке.

 Развитие умения сравнивать и понимать сравнение. Пересказывая уже знакомые детям сказки, провести аналогию между ними и малыми фольклорными формами (пословицами и поговорками). Например, с целью употребления в речи антонимов, предложить детям вспомнить пословицы с противоположным значением. К сказке «Маша и медведь» дети вспоминают пословицу «Глупый киснет, а умный — мыслит»; «Две козы» — «Глупые ссорятся, а умные договариваются»; «Иван-царевич и серый волк» — «Сам пропадай, а товарища выручай»; «Заяц-хваста» — «Знай больше, а говори меньше» и др.

Один из базовых приемов составления сказок — изменение сюжета знакомой истории, что дает возможность показать дошкольникам вариативность и изменяемость сказок, а также действий с отдельными ее героями. Чтобы нарушить привычные стереотипы и продемонстрировать возможность трансформации сказок, мы проводим игру «Путаем сказки». «Жили-были дед и баба. И была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, ржаного пирожка, а я пойду на молочную речку с кисельными берегами рыбку половлю”. Пошла баба в теремок, наскребла двегорсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Бычок — смоляной бочок. Вот он и говорит: “Не садись на пенек, не ешь пирожок!”. А Репка ему отвечает: “Пусти меня лучше в сине море: я тебе сама пригожусь”. И покатилась Репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей семеро козлят: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. А Репка им отвечает: “Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!”. Расступились козлята и покатилась Репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей Лисичка со скалочкой: “Выгляни в окошко — дам тебе горошку”. А Репка ей отвечает: “Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее!” Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!» Детям предлагают «распутать» этот сказочный клубок. После нескольких занятий, когда дошкольники без затруднений справляются с этими заданиями, им самим предлагают придумать сказку-путаницу.

Еще один вариант работы над преобразованием традиционных сказок — составление сказочного сюжета с участием известных героев. Примеры трех вариантов замен: с заменой героев, но сохранением сюжета; с заменой сюжета, но сохранением героев произведения; с сохранением героев и сюжета, но с заменой времени и результата действия. Подобные изменения в сказке вызывают необходимость в подробном анализе поступков героев, творческом фантазировании, и дети с интересом разбираются в цепочке причинно-следственных связей.

Придумывание нового названия к сказкам из подходящих по содержанию пословиц и поговорок и объяснить свой выбор. Например: «Кот, петух и лиса» — «Друг познается в беде»;

 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — «Мир не без добрых людей»; «Теремок» — «В тесноте, да не в обиде»;

После того как дети научатся связно, последовательно и выразительно излагать свои мысли по поводу задумок, проводится занятие «Сочиним сказку», где дошкольники сочиняли сказку, самостоятельно выбирая темы, персонажей и придумывая сюжет.

Приемы работы с пословицами.

Система работы с пословицей предполагает решение трех основных задач:

– различение в пословице прямого и переносного смысла;

– формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими

словами;

– обучение переносу пословиц в различные ситуации ситуацию с тем же отношением объектов.

Успех обучения, воспитания и развития дошкольников  во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагога и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Для достижения высоких результатов развития речевой активности детей родители становятся активными участниками совместной деятельности и помощниками своим детям. В течение всего периода проводится ряд мероприятий для вовлечения родителей в работу с детьми.

Заключительный этап

Конечные продукты:

- драматизация русских народных сказок «Репка», «Колобок»;

- коллективная сказка «Новогодние приключения»;

- игровые досуги «В мире сказок», «Пословица недаром молвится», «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»;

- методические рекомендации для родителей «Пословицы в развитии речи ребенка», «Не скупитесь на слово», «Учим скороговорки».

Диагностика

Диагностика проводится логопедом в сентябре и мае первого года обучения, сентябре и мае второго года обучения по следующим параметрам: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи, сформированность коммуникативных навыков.

Навык правильного звукопроизношения определяется традиционным способом: умение четко произносить звук на уровне текстов, предложений, слов (начало, середина, конец). При обследовании словарного запаса учитывается  понимание значений редко употребляемой, устаревшей лексики. Развитие связной речи определяется умением связно, последовательно, выразительно рассказать сказку, изменить начало или конец истории, выполнить задания на творческое рассказывание. При определении сформированности коммуникативных навыков использовались диагностические задания «Отражение чувств», «Зеркало настроений», «Интервью», «Необитаемый остров», «Помощники».

Литература

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2000
  2. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации, М, Баласс, 2007
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999г.
  4. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993
  5. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». 4.1. Первый год обучения и второй год обучения, М., «Альфа», 1993
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004
  8. «Преодоление ОНР у дошкольников»./ под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий центр, 2007
  9. «Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи»./ под ред. Гаркуши Ю.Ф., М., 2002
  10. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ», М., Творческий центр, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР. Старшая группа.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех кмпонентов речи и подготовки к школе.перспективный план логопедических заня...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС».

Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей с ОНР старшей логопедической группы.Тема. «Путешествие в осенний лес».Задачи.·       Совершенствование дв...

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Правильная речь является одним...

Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей

Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областейРасстройство психологического развития является сложным полиморфным нарушением,...

План по самообразованию на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором»

План работы по самообразованиювоспитателя  МБДОУ № 50 города НевинномысскаУс  Татьяны Николаевны. Тема: «Речевое развитие  детей раннего возраста посредством ознакомления с народны...