Рабочая программа кружка
методическая разработка (младшая группа)

Большухина Олеся Александровна

«Математический калейдоскоп»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия»

(дошкольное отделение)

Рабочая программа кружка

по формированию элементарных математических представлений  «Математический калейдоскоп»

во второй младшей группе

Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год

Составила: Большухина О. А.,

воспитатель

Содержание

Пояснительная записка

Актуальность программы

Направленность

Цель программы

Задачи обучения

Материально – техническое оснащение

Ожидаемые результаты

Основные направления и содержание деятельности

Учебно – тематический план

Перспективный план

Литература

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Математический калейдоскоп» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Работа кружка осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 15 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

При составлении программы кружка использовалась «Программа математические ступеньки» Е. В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• ФГОС ДО

Актуальность: развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во много зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Направленность программы: Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Целью программы кружка является:  формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово.

Задачи кружка :

развивающие задачи направлены на развитие:

- логического мышления, памяти, внимания, речи;

- математических способностей;

- мелкой моторики рук и глазомера;

- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.

образовательные задачи направлены на:

- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах

математического развития дошкольников;

- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);

- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование)

- формирование простейших графических умений и навыков;

воспитательные задачи формируют:

-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;

готовить материалы, необходимые для занятия);

-самостоятельность и интерес к познанию;

-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.

Материально-техническое оснащение:

Дидактический материал:

1. Геометрические фигуры и тела.

2. Палочки Х. Кюизинера.

3. Наборы разрезных картинок.

4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

5. Полоски, ленты разной длины и ширины.

6. Цифры от 1 до 5.

7. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.

8. Фланелеграф, мольберт.

9. Чудесный мешочек.

10. Блоки Дьенеша.

11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.

12. Геометрическая мозаика.

13. Счётные палочки.

14. Предметные картинки.

15. Конструктор «Лего».

17. Знаки – символы.

18. Развивающие игры.

19. Картотека физминуток, загадок, стихотворений.

20. Конспекты.

Учебный план

Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.

Занятия проводятся с сентября по май.

Неделя: одно занятие, по 15 мин.

Месяц: 4 занятия (в среднем).

1 год – 36 занятий.

Расписание кружка: 1 раз в неделю – свободный день, во вторую половину.

Программное содержание

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Учить:

-сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;

-устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

-понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;

-понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;

-называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;

-согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;

-решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Познакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учить:

-приемам обследования зрительно-двигательным путем;

-видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Познакомить:

-с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

-с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

ВЕЛИЧИНА

Учить:

-сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

-выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Учить:

-различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

-различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Учить:

-различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;

-обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;

-двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

Ожидаемые результаты:

К концу года ребенок:

- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);

- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;

- понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;

- называет числительные по порядку в пределах пяти;

- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

- понимает, что фигуры могут быть разного размера;

- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;

- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

- использует в речи результаты сравнения;

- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;

- правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;

- обозначает словами положение предмета относительно себя;

- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Задачи

Дата проведения планируемая

1

Утро. Большой – маленький. Один-много.

Познакомить с частью суток – утро; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький); выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький); сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.

2

Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Познакомить детей с шестью цветами спектра и их называние. Формирование умения индикации цвета.

3

День. Круг. Число 1.

Познакомить с частью суток – день; познакомить с числом 1; познакомить с геометрической фигурой – круг; учить обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.

4

Один, много. Цвет.

Формировать представления о понятиях «один» и «много».

Работать над умением согласовать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменение цвета.

5

Вечер. Высокий –низкий, большой– маленький, один – много.

Познакомить с частью суток – вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.

6

Выше, ниже. Игра «Третий лишний».

Познакомить детей с пространственным отношением «выше», «ниже»; находить в пространстве низкие и

высокие предметы; учить находить лишние предметы на картинки;

развивать мышление, логику.

7

Ночь. Число 1. Круг.

Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; познакомить с частью суток – ночь; упражнять в рисовании предметов округлой формы.

8

Сравнение совокупностей предметов по количеству.

Продолжать формировать умение сравнивать совокупность предметов, по количеству, используя понятия «много», «один», «мало»; привлекать детей к самостоятельному составлению множеств и его дроблению на отдельные элементы; ориентироваться в групповом помещении.

9

Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий.

Познакомить с числом 2; учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать учить выделять признаки сходства и различия.

10

Слева, справа. Круг, шар.

Учить детей ориентироваться в

пространстве; дать знания о левой и правой руке и ноге; развивать память; расширить словарный

запас детей. Познакомить детей

с геометрическими фигурами «круг» и «шар»; рассказать о их свойствах; назвать отличия между ними; развивать мышление и воображение.

11

Осень. Число 2. Треугольник.

Продолжать знакомить с числом 2; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник.

12

Понятия «тяжёлый», «лёгкий».

Формировать умение определять массу предметов сенсорно- чувственным путем: тяжелый – легкий; Упражнять в умении воспроизводить хлопки на слух в доступном пределе; Закреплять в умении называть и различать предметы разной формы, находить их в групповом пространстве.

13

Большая, поменьше, маленькая. Треугольник.

Познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические фигуры.

14

Сравнение предметов по контрастным признакам.

Продолжать упражнять в определении равенства и неравенства предметов по контрастным признакам (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, узкий – широкий).

15

Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький.

Продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

16

Столько же, больше, меньше.

Продолжать учить сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше).

Формировать представления о сохранение количества.

17

Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача.

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное внимание.

18

«Три медведя»

Учить детей внимательно слушать

сказку, правильно отвечать на вопросы, обратить их внимание

какие по размеру предметы у каждого медведя, воспитывать

интерес к беседе, развивать память,

уверенность в своих ответах.

19

Зима. Число 4. Квадрат.

Познакомить с числом 4; с геометрической фигурой – квадрат; учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать квадрат осязательно – зрительным путем, рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года – зима; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

20

Столько же, больше, меньше. Один, много.

Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях один и много. Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом.

21

Число4. Квадрат. Логическая задача.

Продолжать знакомить с числом 4; учит называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

22

Поровну, больше, меньше.

Закрепить с детьми умение делить

поровну, отличать большее от меньшего, развивать мышление,

воспитывать интерес к познанию.

23

Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник.

Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник.

24

Игры с палочками.

Учить составлять геометрические фигуры из палочек. Развитие фантазии, воображения.

25

Весна. Число 5. Большой, поменьше, самый маленький.

Познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года – весна; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.

26

Времена года.

Учить детей устанавливать временные отношения, закрепить знания о природных явлениях в

различное время года, развивать умственные способности, мышление и воображение.

27

Число 5. Утро, день. Вечер, ночь. Логическая задача.

Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

28

Счет в пределах пяти.

Упражнять детей в счете в пределах пяти;  закреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой.

29

Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача.

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине.

30

Счет в пределах пяти. Геометрические фигуры.

Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительным; находить заданные фигуры.

31

Времена года. Овал. Слева, справа.

Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг.

32

Цвет. Форма.

Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

33

Числовой ряд. Порядковый счёт.

Формировать на основе предметных действий представления о порядковом и числовом ряде. Закреплять умения соотносить цифры с количеством. Формировать представления о порядковом счёте.

34

«В стране геометрических фигур»

Закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений.

35

«Путешествие по комнате»

Закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.

36

«Путешествие в математическую страну»

Закрепить пройденный материал.

Программно-методическое обеспечение

-Е.В.Колесникова Я начинаю считать

-Е.В.Колесникова Математические ступеньки.- М.:ТЦ Сфера, 2015

- Е.В.Колесникова Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2015

-Е.В.Колесникова Математика вокруг нас. 120 учебно-игровых заданий для детей 3-4 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2015

Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/

http://ped-kopilka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...