Мастер-класс «Методы и приёмы индивидуальной работы с детьми с нарушенным зрением»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме
Мастер-класс будет полезен педагогам, работающим с детьми, которые имеют нарушения зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dekabr_2014_zrenie.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей дома ребёнка
«Методы и приёмы индивидуальной работы
с детьми с нарушенным зрением»
Учитель-дефектолог 1кв. категории Шабаршина О. А.
ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5
Цель: Знакомство воспитателей с методами и приёмами индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Задачи:
- выявить особенности детей с нарушенным зрением
- определить значение коррекционной работы с детьми и роль в социализации.
- обучить методам и приёмам, используемым в работе с детьми с нарушенным зрением.
Оборудование: столы, стулья, картотека зрительных тренажёров, наглядные материалы, компьютер, флажок, «гвоздики», лабиринт, наклонные дощечки, шары, машинки, игрушки по лексической теме «Новый год», тренажёр: «Солнышко».
План проведения мастер-класса
Теоретическая часть
1. Нарушения зрения у детей, воспитывающихся в доме ребёнка.
2. Психологические особенности детей с патологией органов зрения
3. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Практическая часть
4. Методики развития и коррекции основных зрительных функций. Особенности использования методов и приёмов.
5. Заключение.
1. Уважаемые коллеги, сегодня на мастер-классе я предлагаю вам ознакомиться и самим научиться приёмам работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Но для начала я хочу погрузить вас в теоретическую часть сегодняшней темы. Среди нарушений в развитии зрения у детей в нашем доме ребёнка чаще всего встречаются: дальнозоркость, косоглазие, ретинопатия недоношенных, ангиопатия сетчатки глаза.
Дальнозоркость (гиперметропия) - изображение приходится не на определённую область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечёткости изображения. Наблюдается стремление отодвинуть предмет или изображение от себя.
Косоглазие— положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого—отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску—расходящимся, вверх или вниз—вертикальным. Происходят нарушения согласованной работы мышц глаза, работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведёт к стойкому понижению зрения.
Ретинопатия недоношенных—тяжёлое заболевание глаз, развивающееся преимущественно у глубоконедоношенных детей, сопровождающееся изменениями в сетчатке и стекловидном теле. Заболевание часто приводит к безвозвратной потере зрительных функций.
Ангиопатия сетчатки глаза—это не самостоятельное заболевание, а лишь проявление болезней, поражающих кровеносные сосуды всего организма, в том числе и кровеносные сосуды сетчатки глаза. Проявляется в патологическом изменении кровеносных сосудов вследствие нарушения нервной регуляции, может привести к потере зрения.
2. Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное—меньшей активностью при познании окружающего мира.
Период детства детей с нарушенным зрением характеризуется возникновением, становлением компенсаторных процессов в зрительной системе на биологическом уровне; должно произойти включение индивидуально развивающейся зрительной системы в жизнедеятельность детей; происходит развитие зрительного восприятия как сенсорно-перцептивного процесса, осуществляемого на фоне типологической особенности остаточного зрения, обозначенных А. И. Каплан. Из этого следует, что, чем раньше начаты систематические коррекционные занятия, тем больше вероятность восстановления зрительных функций к школьному возрасту. Лечебно-коррекционные мероприятия, начатые после 5-6 лет, малоэффективны.
3. Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, является обучение их приёмам визуального обследования. Задача педагога—воспитать у детей привычку, потребность, понимание необходимости предварительного тщательного зрительного обследования предметов, используемых детьми в различных видах деятельности.
4. Хочу вас познакомить с некоторыми методиками и приемами, используемыми в целях развития и коррекции основных зрительных функций у детей.
Методика У. Г. Бэйтса.
В последние годы в нашей стране приобретают популярность пальминг, соляризация и другие упражнения для тренировки зрения, разработанные американским врачом У. Г. Бейтсом. Что же это за упражнения?
Пальминг.
В его основе — расслабляющее воздействие на глаза темноты. Делается это так. Вы мягко смыкаете веки обоих глаз и, не надавливая на глазные яблоки, плотно прикрываете глаза ладонями, но чтобы в поле зрения каждого глаза была идеально черная поверхность. Если же сразу после этого вы откроете глаза и отметите ясность взора, а цвета рассматриваемых объектов покажутся вам идеальными, значит упражнение выполнено правильно. Частота занятия — не менее двух раз в день. Полезно заниматься пальмингом и перед сном.
Методика В. Ф. Базарного.
Для снятия зрительной утомляемости на занятиях были использованы два тренажера разработанных д.м.н. В. Ф. Базарным:
1. Плаката — схемы зрительно-двигательных траекторий (рис. 1). На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.
2. Тренажер со зрительными метками. В различных участках помещения фиксируются привлекающие внимание яркие объекты — зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется.
Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.
Методика Э.С. Аветисова.
Специальные упражнения для глаз по Э.С. Аветисову – это движение глазными яблоками во всех возможных направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для внутренних мышц глаз. Их надо сочетать с общеразвивающими, дыхательными и коррегирующими упражнениями. При выполнении каждого из них (особенно с движениями рук) можно выполнять и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Голова при этом должна быть неподвижной. Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный.
Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них.
Упражнения Аветисова (1985 г.).
Они состоят из трех групп упражнений. Исходное положение в двух первых группах — сидя.
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Группа вторая (для укрепления глазодвигательных мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так — 8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении и повторите 4-6 раз.
Группа третья (для улучшения аккомодации – способности хрусталика менять форму, т.е. становиться более или мене выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломлять попадающие в глаз лучи солнца.)
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз. Упражнение облегчает работу на близком расстоянии.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 мм., затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.
Презентация: «Гимнастика по Э. С. Аветисову»
Методика В. А. Ковалева.
Развиваем глазодвигательные мышцы (конвергенцию).
Общее время затрат на выполнение специальных упражнений не превышает 6 минут за сутки
Массаж активных точек лица в начале занятия. («запуск» глаз в работу) Упр-е «Зайки умываются»
1. Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву “с”. Время - 15 сек. Затем выполняются потирание переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и надбровные дуги снизу ближе к переносице.
Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза.
Тренажер «Солнышко».
Это самый простой тренажер из предлагаемых нами. Для его изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек снаружи.
Он применяется для детей ясельного возраста. Воспитатель, надев рукавички — тренажер, разводит руки в стороны, стоя перед детьми лицом к ним, находясь в центре. Вначале он объясняет детям старшего возраста, что им нужно делать.
Затем начинает поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом, они переводят точку взора, держа голову неподвижно. Воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям.
С малышами насколько сложнее — приходится добиваться выполнения задания без предварительного объяснения задачи. Придется постараться подвигать, потрясти одной ладошкой, чтобы привлечь внимание детей.
Схема тренажера: вначале держим руки в стороны и 10-15 секунд поочередно сжимаем и разжимаем ладони. Затем ставим руки в положение в сторону — вверх /одна рука/ и другая в сторону — вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. 10-15 секунд выполняем движения, затем меняем положение рук и снова проводим тренаж. Таким образом, мы заставим сокращаться и расслабляться все глазодвигательные мышцы ребенка. Хотя мы развиваем конвергенцию, но можем воздействовать этим тренажером и на аккомодацию. Поставим одну руку перед собой, стоя перед ребенком ясельного возраста, Раскрытая ладонь сжимается и убирается на 40-50 см к нам и снова раскрывается. Ребенок видит объект, постоянно перемещающийся в глубину от него и к нему.
Тренажер «Флажок».
Мы можем тренировать «Флажком» конвергенцию (следящие движения глаз в горизонтальной плоскости) и аккомодацию (движения глаз в глубину от себя и к себе).
Тренажер — флажок на длинной ручке, ее длина 80 — 90 см., ткани полотнища ярко-красный, другой вариант — зеленый, желтый, голубой и фиолетовый. Пять флажков разного цвета, по одному на каждый день. Задача учителя на физминутке — стоя лицом к ученикам, двигать полотнище флажка по прямым линиям перед собой, «рисуя» в пространстве перед собой фигуру прямоугольника со сторонами не менее 1м х 2м. Дети следят за флажком одними глазами, не двигая головой. Для детского сада (для всех групп) «рисуем» 4-6 раз один прямоугольник, затем рисуем его в другую сторону столько же раз. Потом в прямоугольнике обозначим диагональ (4-5 раз) и sine одну диагональ. Вертикаль и горизонталь труда не представляют, дозировка 4-5 движений вверх-вниз, затем вправо-влево.
Тренажер «Флажок» можно применить для тренировки аккомодации. Подумайте, как можно его использовать, чтобы дети следили за ним в глубину от себя и к себе.
Какой цвет использовать и когда? В понедельник используется красный цвет флажка, дети еще утомлены после субботнего и воскресного отдыха. Во вторник пойдет желтый или зеленый цвет, как и в среду. Затем голубой и фиолетовый.
Варианты упражнений.
Упражнение «Ромашка» заключается в том, что учитель «рисует» в воздухе круг из 30-40 движений по диагонали, через воображаемый центр окружности. Дети сопровождают взором каждое движение флажка.
Упражнение «Восьмерка» довольно сложное по характеру движения. Выполняется медленно, рисуется восьмерка, лежащая на боку. Данное упражнение выполняется по кругу. Упражнения подобного типа рекомендуют Э.С, Аветисов и В.Ф. Базарный, известные советские специалисты, занимающиеся развитием зрения детей и взрослых. В данном упражнении мышцам глаз приходится выполнять работу ступенчатого типа, движения флажка должно быть медленным. Выполнить 5-6 восьмерок для малышей.
Упражнение «Ромбик». Медленно нарисовать в воздухе ромб, стоящий острым углом вниз по вертикали. Делать 10 — 15 рисунков,
Упражнение «Змейка». Упражнение «Змейка» выполняется как и предыдущее, но без обозначения углов, они плавно округляются, делать медленно 1 минуту.
Упражнение «Оса». Учитель ходит по классу с тренажером, детям разрешается движение головой при сопровождении флажка взором. Дети следит только глазами за тренажером тогда, когда учитель или воспитатель находятся перед ними, т.е. не заходят за их спины. Как только это происходит, дети начинают следить глазами и поворачивают голову вправо или влево.
Тренажер «Вертушка».
Этот тренажер вы могли делать в детстве — на конце палки крепился согнутый листок бумаги по углам или кусочек жести, свернутый как пропеллер или вертушка. Вертушка на оси (гвоздик) на палке. Если двинуть вертушку палкой вперед, она начинает вращаться. Такие игрушки очень нравятся малышам, динамичная и звучащая в движении вертушка заставляет следить за ней глазами.
Все упражнения аналогичны упражнениям с тренажером — «Флажок».
При дальнозоркости рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применение пособий и материалов мелкого размера.
При близорукости не допускается зрительное напряжение, и пособия даются более крупного размера.
С детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Игра с лазерным фонариком «Где зажёгся фонарик». При сходящемся косоглазии рекомендуются упражнения на расслабление мышц, и направление взора вверх и вдаль. При косоглазии можно использовать: кольцебросы, волчки с рисунком, таблицы с картинками: «Найди такой же», для развития стереоскопического зрения: «забивание гвоздиков», игры с маленьким мячом (забрасывание его в корзину, коробку, сетку). В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.
И последний метод, о котором я хочу вам сегодня рассказать называется «Биоэнергопластика», он включает в себя три базовых понятия: био-человек как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика- пластичное движение.
Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционные упражнения в данной гимнастике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов звуков. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.
Игра: «Болтушка»
В наше время в работе педагоги применяют электронных физминутки для глаз.
Презентация: «Физминутки для глаз»
5. И в заключение хочу сказать, самое главное, чтобы у детей был интерес и положительный настрой на взаимодействие с педагогом. Тогда коррекция нарушенного развития зрения будет более успешна. Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер-класс был для вас информативен, полезен и интересен. Я оформила стенд по данной теме, картотеку визуальных тренажёров и подготовила для вас брошюры с рекомендациями по коррекции и профилактике нарушений зрения.
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы
В данном материале описывается методы и приемы работы с детьми-аутистами...
Мастер-класс "Формы методы и приёмы работы с родителями и семьёй. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания у детей"
Данный мастер-класс позволяет познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями на развитие речевого дыхания....
Презентация "Мастер-класс "Формы, методы и приёмы работы с родителями. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания"
Эта презентация для сопровождения мастер-класса "Формы, методы и приёмы работы с родителями. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания у детей"...
Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»
В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...
Мастер-класс "Методы и приёмы коррекционной работы и профилактика нарушения зрения"
Опыт работы по применению здоровьезберегающих технологий и организация коррекционной работы по оздоровлению дошкольников через организацию НОД....
Мастер-класс "Методы и приёмы коррекционной работы и профилактика нарушения зрения"
Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возрастаВ современный век развитых информационных технологий и компьютерных устройств человеческий организм подвергается большим нагрузкам, а также не...
Мастер-класс "Игровой метод и приёмы обучения аппликации"
Познакомить педагогов с игровыми методами и приёмами по обучении аппликации....