МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (обобщение опыта работы)
статья (старшая группа)

Петерс Людмила Александровна

МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (обобщение опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Петерс Людмила Александровна

учитель-логопед, МБДОУ детский сад

№74 общеразвивающего вида г. Орла

МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Аннотация. В статье представлена методика моторного планирования при автоматизации поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Ключевые слова: моторные программы, автоматизация звуков, старший дошкольный возраст, ограниченные возможности здоровья.

Красивая, выразительная, грамматически правильная речь – одно из главных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста. Чем разнообразней и богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше его возможности в освоении окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие, а значит и осуществляется подготовка ребенка к обучению в школе. Вот почему так важно заботится о поэтапном и своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в детском саду, так и в семье.

Специалисты замечают, что в последнее время возросло количество детей с нарушениями речи. Появилось и много сложных нарушений, требующих нестандартных подходов в работе. Это касается работы логопедов, дефектологов, тифлопедагогов и других узконаправленных специалистов.

Сами дети тоже изменились. Опытные педагоги выделяют в процессе своей работы два важных компонента – это недоразвитие мелкой и крупной моторики. Движение и предметное действие является первой и практически единственной формой проявления активности и самостоятельности в раннем детстве (до 3-х лет). У детей, долго сидящих перед экраном, нарушено чувство собственного движения и пространственный образ себя. Известно, что переживание себя в пространстве, чувство своей телесности – исходная точка всех видов активности и основа практически всех линий развития ребенка в дошкольном возрасте. Многие проблемы в развитии (в том числе, несформированность произвольного поведения, трудности в освоении письма) связаны как раз с несформированностью телесного самовосприятия. [1: с. 90].

Другая характерная особенность современных детей – задержка в развитии речи. В последние годы родители и педагоги все больше жалуются на отставание речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста в компенсирующей и комбинированной группах, я стала замечать, что наряду с другими проблемами в развитии детей прослеживается тенденция медленной автоматизации поставленных звуков в речи. Ещё чаще стала встречаться проблема так называемой «кабинетной» речи, когда ребёнок старается и произносит всё правильно только в кабинете логопеда. В повседневной жизни навык не применяется.

Известно, что знания и навыки, которые не включены в интересы и практическую ткань жизни детей, остаются отчужденными, не усваиваются и не ведут к психическому развитию ребенка. Действительное развитие происходит в реальной, практической и адекватной возрасту деятельности детей [2: с. 89].

Так назрела необходимость рассмотреть новые подходы в автоматизации поставленных звуков. В то же время важно развитие речи как системы, учитывая её взаимосвязь с остальными психическими процессами. Необходимо также помнить об адекватной речевой нагрузке! Речи детей на занятиях должно быть много, здесь главное рациональное и гармоничное сочетание и с движениями и с сенсорным насыщением. Поэтому в своей работе я начала использовать моторное планирование.

Моторное планирование – это самая сложная форма работы нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется только произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности.

Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «говорит» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это.

Моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – «новый», «непривычный»!

В своей практике я стала использовать моторное планирование в нескольких направлениях на этапе автоматизации поставленных звуков. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

  1. Моторные дорожки. Для создания моторных программ использую ортопедические коврики, балансиры, координационную лестницу, островки, координационные дорожки. Моторные дорожки помогают развить координацию, равновесие, моторное планирование и автоматизировать звуки на всех стадиях, от слогов до предложений. И девочкам и мальчикам очень нравятся моторные дорожки! Просят каждое занятие «полосу препятствий», так с любовью они называют мои моторные дорожки.
  2. Реципрокные упражнения. Это различные взаимные упражнения, где правая и левая сторона тела, в основном руки, поочерёдно выполняют разнонаправленные движения. Одновременно ставится и выполняется задача по автоматизации звука. Эти задания могут быть различными и зависят от цели логопедической работы.
  3. Ритм и переключение. Это основа работы над слоговой структурой слова и конечно автоматизации звуков. Тут можно и над пространством и последовательностью поработать. Для этих заданий использую сортёры с 4, 6 и 8 ячейками, визуально-ритмический логопедический круг, цветные палочки, коврики, шапки и шарфики, ластики, шишки, и многое другое.
  4. Сенсорная интеграция. Сенсорный сыпучий материал как магнит притягивает детей и служит отличным мотиватором. Для сенсорного наполнения чаще использую фасоль и чечевицу. Таким образом, насыщаем ребёнка тактильными ощущениями и закрепляем звук. Попутно отрабатываем пространство, слухоречевую память, зрительное восприятие, синхронизируем работу обоих полушарий с помощью двуручной деятельности.
  5. Нейромоторные тренажеры. В основе нейромоторных трафаретов положены графические упражнения для детей, разработанные с позиции нейропсихологии и направленные на развитие структур головного мозга, отвечающих за пространственное мышление, концентрацию внимания, восприятие, память. В процессе выполнения нейромоторных упражнений у ребёнка развиваются: зрительно-пространственная координация и пространственно-графическая ориентация, синхронизируется работа глаз и рук; закрепляются навыки зрительного восприятия при дифференциации различных элементов; активизируется деятельность головного мозга, ускоряется развитие нейронных связей, взаимодействие обоих полушарий головного мозга.
  6. Звучащие предметы. С помощью этих игр и упражнений мы работаем над моторными программами, двуручной деятельностью, слухоречевой памятью, пальцевым праксисом и всё это решаем в процессе автоматизации звуков. Использую звоночки, колокольчики, шумовые музыкальные инструменты, а так же бумажные стаканчики, цветные палочки и резинки.
  7. Графомоторные дорожки. Это игры и упражнения, которые направлены на развитие внимания, двигательных навыков, хорошо координируют систему «глаз-рука» и также в процессе выполнения задания автоматизируются звуки. Для детей старшего дошкольного возраста графомоторные дорожки используем также для подготовки руки к письму. Для заданий подойдут готовые дорожки, планшет, доска или обычный лист бумаги.

Применяя в своей работе метод моторного планирования при автоматизации звуков, я смогла добиться положительных результатов. Речь детей стала чище, грамотнее. Поставленные звуки легче автоматизируются, исчезла «кабинетная» речь. Состояние крупной и мелкой моторики значительно улучшилось. У дошкольников также активизировались мыслительные процессы, улучшилась зрительно-пространственная координация и пространственно-графическая ориентация. Улучшилась и слухоречевая память, которая является важной составляющей успешного освоения письменной речью.

Литература

  1. Ананьина А.А. Моторное планирование в логопедии. [Электронный ресурс]. – www.maam.ru (дата обращения 05.03.2022).
  2. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. 15 мифов о детской речи. // Диля.
    – 2013
  3. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность// М.: Политиздат. – 1975. – С. 89.
  4. Моторное планирование и речь. [Электронный ресурс].
    – https://logopedprofiportal.ru/blog/568144/ (дата обращения 10.03.2022).
  5. Смирнова Е.О. Абдуллаева Е.А. Организация игровой деятельности. Учебное пособие// Феникс. – 2016. – С. 90.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА» (из опыта работы)

Конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА»(с элементами футбольной техники)...

развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....

развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое....

Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

«Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» ( из опыта работы)

Методические рекомендации для педагогов ДОУТема: «Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного в...

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы)

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, ...