Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы)
статья по развитию речи
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. В старшей группе речь детей должна быть более разнообразной, четкой и последовательной, чем в средней. В зависимости от источника высказывания можно выделить следующие монологи: 1. Составление описательного рассказа по игрушкам и предметам; 2. Составление рассказа по картине; 3. Составление рассказа из опыта; 4. Составление творческих рассказов. Для составления детьми описательного рассказа по игрушкам и предметам я прежде всего подбираю игрушки, которые привлекают внимание детей, являются яркими, выразительными, выделяются своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, либо сравнить друг с другом, например две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру и т. д. Вначале занятия появление игрушек может быть обыграно, например «Почтальон принёс посылку». Вниманию детей предлагаю 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Одним из видов описания игрушки использую отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Также при составлении рассказов по игрушкам и предметам в качестве дидактического материала использую таблицы-схемы, в которых заложена определенная информация. Эти схемы являются неким планом, который помогает детям наиболее полно, логично и связно составить рассказ. В схему включаются такие характеристики как цвет, форма, размер, материал, из которого предмет изготовлен. Составление рассказа по картине. В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины например я начинаю с того, что предлагаю детям отгадать загадку, которую я каждому ребёнку шёпотом загадываю на ушко, а затем предлагаю зарисовать свою отгадку на листе. Например, при рассматривании картины «Кошка с котятами» задаю каждому ребёнку загадку: Острые коготки, мягкие подушки; Шёрстка пушистая, длинные усы; Мурлычет, лакает молоко; Спрашиваю: Какая отгадка у вас получилась? дети отвечают кошка. Говорю значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами. Затем задаю вопросы: Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? Посмотрите, что делает каждый котёнок. Чем похожи все котята? Предлагаю дать клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру. Затем предлагаю детям встать в круг и говорю: Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?" Затем предлагаю детям вернуться к картине. Послушать план, который поможет им составить рассказ. Кто изображён на картине? Где происходит действие? Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось? Что может произойти, когда вернётся хозяйка? Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор. При составление рассказа детьми из личного опыта на занятии использую следующие методы и приёмы: образец рассказа воспитателя, вспомогательные вопросы, анализ образца рассказа. Например, тема занятия «За что я люблю свою маму». В водной части занятия сюрпризный момент «Чудесный мешочек». В мешочке лежат фотографии, заранее принесённые родителями. На фото мамы на работе, в быту, Затем в основной части задаю вопросы: Как зовут маму? Кем и где она работает? Что мама умеет хорошо? За что ты любишь свою маму? Какая твоя мама? Дети отвечают на вопросы. А затем прошу детей составить рассказ, уже самостоятельно не задавая им вопросы. В заключительной части занятия предлагаю детям поиграть в игру: «Какая твоя мама». Целью, которой является формирование добрых чувств по отношению к своим близким и побуждение детей в игровой форме высказывать свои мысли и чувства. При составлении творческих рассказов детьми основной целью преследую развитие воображения; формирование навыков составления предложений определенной синтаксической структуры (с использованием предлогов); развитие связной речи); умение анализировать сюжет и наполнять его другим содержанием, анализировать свой опыт (сюжет других сказок, собственные переживания и т. д.) и использование его в рассказе; формирование навыков перевоплощения в героя из сказки; обогащение словарного запаса. Занятия с детьми при составлении творческих рассказов провожу в три этапа. Занятие начинаю с организационного момента. Например, тема занятия «В сказочном городе коротышек». Говорю детям, что я буду называть сказочных героев, а вы будете, говорит из каких они сказок. А затем наоборот я называю сказки, а дети сказочных героев. Затем в основной части занятия предлагаю детям отгадать сказочного героя, который придёт к ним в гости. Его имя шифрую на листе бумаги. Над каждой буквой пишу цифру. Дети ставя цифры по порядку составляют слово. Например, слово Незнайка. Задаю детям вопросы: где жил незнайка? как звали его друзей?. Затем показываю детям рисунки с изображение сказочного города. Затем предлагаю детям перевоплотится в сказочных героев городка. Затем предлагаю детям посмотреть друг на друга внимательно. И сказать кто есть из них кто например Ваня, скажи, кто теперь Настя? Дима, а кто в нашей сказке Миша? Аня, назови всех героев сказки. Дети отвечают. Затем спрашиваю у детей как заканчивается сказка? Почему все обиделись на Незнайку? Прошу вспомнить какие стихи он сочинил, чем они нравятся? Предлагаю детям помочь Незнайке вернуть своих друзей. А как это нужно сделать выслушиваю ответы детей. Чем же закончилась сказка? Давайте, послушаем как предлагают закончить сказку Настя, Дима, Ваня….» В конце занятия обязательно хвалю детей за их творческие высказывания и фантазию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).
Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...
«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов по собственным рисункам»
Проект совместной деятельности педагога с детьми Тема: Обучение рассказыванию по собственным рисункам детей старшей группыЦель: обучение составлению рассказов с использованием с...
Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"
В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...
Презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию е...
Презентация «Использование моделей-схем при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных и сравнительных рассказов»
Систематическая и планомерная работа по использованию моделей-схем при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных и сравнительных рассказов помогает развива...
МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».
Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....
Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования
Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Важнейшим приемом, помогающим...