Межвозрастное общение дошкольников
материал
Предварительный просмотр:
Межвозрастное общение дошкольников
Актуальность темы
Социальная природа общения такова, что оно не только увеличивает возможности ребенка в познании окружающего мира, но и является важнейшим условием его личностного развития.
В структуре общения подрастающего человека важное место занимает межвозрастное общение, так как в нем реализуется значительное количество социальных ролей. Ребенок, участвуя в общении со взрослыми, со старшими и младшими детьми, попадая то в позицию "старшего", то "младшего", приобретает различный жизненный опыт. Этот опыт во многом зависит от характера общения. Межвозрастное общение может быть стихийным или организованным педагогами, вне дошкольного учреждения, по месту жительства.
В настоящее время в педагогической практике преобладает общение в одновозрастных группах. Организованное межвозрастное общение встречается значительно реже.
Важность исследования проблемы межвозрастного общения определяется тем, что если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально-комфортном общении со старшими и младшими в семье, в детском саду, в компаниях, то обнаруживаются такие негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими и т.п. Между тем межвозрастное общение, в силу неравномерности развития его участников, может обогатить их опытом через разноплановое взаимодействие, способствовать познанию себя и других, создать дополнительные сферы самореализации.
Таким образом, возникает необходимость углубленной разработки педагогических представлений о межвозрастном общении, о путях его эффективной организации.
Цель: повышение своего педагогического и профессионального уровня при выявления возможностей и условий эффективности межвозрастного общения старших дошкольников в процессе их личностного развития.
Задачи:
1. Совершенствовать теоретические знания и педагогическое мастерство.2. Овладеть формами, методами и приемами при организации межвозрастного общения.3. Выявить показатели педагогической эффективности межвозрастного общения.4. Формировать у всех участников новый опыт доброжелательных отношений.5. Обобщить опыт по теме саморазвития.
Предполагаемый результат:
Владение формами, методами и приемами организации межвозрастного общения;
Повышению интереса к работе;
Обобщение педагогического опыта по данной теме в рамках проведения семинаров и на страницах педагогических сайтов в сети интернет.
| Название этапа | Содержание этапа | Сроки |
1 | Изучение методической литературы | Арушанова, А.Г. Проблемы межвозрастного общения детей, 2003. - №2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте, 2008 г. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу - М., 2000. Доронова Т.Н., Щур В.Г. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе. Дошкольное воспитание – 1987г, №10. Михайленко Н.Я. разновозрастные объединения детей. Дошкольное воспитание – 1987г, №10. Приходько Ю.А. Формирование положительтеного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности. Киев, 1980 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей». Авторы: Т. Доронова, Г. Кузнецова, О. Веннецкая, С. Доронов, Л. Ремезова, М. Рунова, Н. Тарасова, Е. Хайлова. Сайты: http://www.maam.ru», http://www.doshkolоnоk.ru, http://nsportal.ru | Сентябрь – май 2018-2019 |
2 | Работа с детьми (межвозрастное общение) | Совместная прогулка с детьми младшей группы Совместная прогулка с детьми подготовительной группы Концерт для детей младшей группы | Сентябрь 2018г. |
Совместные хороводные игры с младшей группой Совместные подвижные игры с детьми подготовительной группы | Октябрь 2018г. | ||
Помощь в режимных моментах детям младшей группы Совместные игры с детьми подготовительной группы | Ноябрь 2018г. | ||
Физминутка с детьми младшей группы Совместные игры с детьми подготовительной группы | Декабрь 2018г. | ||
Концерт для детей младшей группы Пальчиковая игра с детьми младшей группы | Январь 2019г. | ||
Помощь в режимных моментах детям младшей группы Сюжетно-ролевая игра совместно с детьми подготовительной группы | Февраль 2019г. | ||
Дидактическая игра совместно с детьми подготовительной группы Музыкальная игра с детьми младшей группы | Март 2019г. | ||
Спектакль для детей младшей группы Пешие прогулки, игры с детьми младшей группы Подвижные игры с детьми подготовительной группы | Апрель 2019г. | ||
Совместная экскурсия с детьми подготовительной группы Подарки для детей младшей группы | Май 2019г. | ||
3 | Самореализация | Транслирование опыта работы, обобщение результатов, выводы. Публикация в СМИ. | Апрель -май 2019г. |
Профессиональное направление:
Знакомиться с новинками педагогической литературы.
Принимать активное участие в работе методического объединения «Миры детства: конструирование возможностей» и «Тропинки здоровья».
Делиться опытом с коллегами.
Психолого-педагогическое направление: совершенствовать знания в области психологии и педагогики.
Информационно-коммуникативные технологии: активно пользоваться сайтами на педагогическую тематику.
Методическое направление:
Изучение научно-методической и учебной литературы.
Знакомитво с методиками межвозрастного общения в ДОУ.
Эстетическое направление: проведение экскурсий, участие в конкурсах.
Охрана здоровья: участие в подвижных играх.
Транслирование опыта на семинаре методического объединения «Миры детства: конструирование возможностей»
Отчёт о проделанной работе на педагогическом совете.
Публикация в СМИ.
Форма отчета по проделанной работе
Обобщение опыта работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование организации межвозрастного общения
Детей 5-7 лет – наряду с продолжением работы по формированию и поддержанию доброжелательных отношений между сверстниками – следует учить строить такие же отношения и с более младшими детьми....
Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду
В статье раскрывается роль традиций в социокультурном развитии детей, анализируется отношение к традициям современных педагогов дошкольного образования и родителей дошкольников. Особое внимание уделяе...
Перспективное планирование по теме: «Организация межвозрастного общения детейс ОВЗ во внеурочной деятельности образовательной организации".
Становление личности воспитанника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, направленны...
МЕЖВОЗРАСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В отношениях старших детей к младшим реализуется важная потребность для социального развития ребёнка...
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖВОЗРАСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Межвозрастное общение детей дошкольного возраста...
Презентация "Межвозрастное общение детей, как средство социально-личностного развития"
Презентация к проекту "Иежвозрастное общение детей, как средство социально-личностного развития"...
Консультация для педагогов «Как избежать проблем межвозрастного общения детей»
Консультация для педагогов «Как избежать проблем межвозрастного общения детей»...