Межвозрастное общение дошкольников
материал

Мажура Юлия Михайловна
Межвозрастное общение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhvozrastnoe_obshchenie_doshkolnikov.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Межвозрастное общение дошкольников

Актуальность темы

 

Социальная природа общения такова, что оно не только увеличивает возможности ребенка в познании окружающего мира, но и является важнейшим условием его личностного развития.

В структуре общения подрастающего человека важное место занимает межвозрастное общение, так как в нем реализуется значительное количество социальных ролей. Ребенок, участвуя в общении со взрослыми, со старшими и младшими детьми, попадая то в позицию "старшего", то "младшего", приобретает различный жизненный опыт. Этот опыт во многом зависит от характера общения. Межвозрастное общение может быть стихийным или организованным педагогами, вне дошкольного учреждения, по месту жительства.

В настоящее время в педагогической практике преобладает общение в одновозрастных группах. Организованное межвозрастное общение встречается значительно реже.

Важность исследования проблемы межвозрастного общения определяется тем, что если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально-комфортном общении со старшими и младшими в семье, в детском саду, в компаниях, то обнаруживаются такие негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими и т.п. Между тем межвозрастное общение, в силу неравномерности развития его участников, может обогатить их опытом через разноплановое взаимодействие, способствовать познанию себя и других, создать дополнительные сферы самореализации.

Таким образом, возникает необходимость углубленной разработки педагогических представлений о межвозрастном общении, о путях его эффективной организации.

 

Цель: повышение своего педагогического и профессионального уровня при выявления возможностей и условий эффективности межвозрастного общения старших дошкольников в процессе их личностного развития.

Задачи:

1. Совершенствовать теоретические знания и педагогическое мастерство.2. Овладеть формами, методами и приемами при организации межвозрастного общения.3. Выявить показатели педагогической эффективности межвозрастного общения.4. Формировать у всех участников новый опыт доброжелательных отношений.5. Обобщить опыт по теме саморазвития.

 

Предполагаемый  результат:

Владение формами, методами и приемами организации    межвозрастного общения;

Повышению интереса к работе;

Обобщение педагогического опыта по данной теме в рамках проведения семинаров и на страницах педагогических сайтов в сети интернет.

 

Название этапа

Содержание этапа

Сроки

1

Изучение методической литературы

Арушанова, А.Г. Проблемы межвозрастного общения детей, 2003. - №2.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте, 2008 г.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу - М., 2000.

Доронова Т.Н., Щур В.Г. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе. Дошкольное воспитание – 1987г, №10.

Михайленко Н.Я. разновозрастные объединения детей. Дошкольное воспитание – 1987г, №10.

Приходько Ю.А. Формирование положительтеного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности. Киев, 1980

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей». Авторы: Т. Доронова, Г. Кузнецова, О. Веннецкая, С. Доронов, Л. Ремезова, М. Рунова, Н. Тарасова, Е. Хайлова.

Сайты: http://www.maam.ru», http://www.doshkolоnоk.ru, http://nsportal.ru

Сентябрь – май

2018-2019

2

Работа с детьми

(межвозрастное общение)

Совместная прогулка с детьми младшей группы

Совместная прогулка с детьми подготовительной группы

Концерт для детей младшей группы

Сентябрь 2018г.

Совместные хороводные игры с младшей группой

Совместные подвижные игры с детьми подготовительной группы

Октябрь 2018г.

Помощь в режимных моментах детям младшей группы

Совместные игры с детьми подготовительной группы

Ноябрь 2018г.

Физминутка с детьми младшей группы

Совместные игры с детьми подготовительной группы

Декабрь 2018г.

Концерт для детей младшей группы

Пальчиковая игра с детьми младшей группы

Январь 2019г.

Помощь в режимных моментах детям младшей группы

Сюжетно-ролевая игра совместно с детьми подготовительной группы

Февраль 2019г.

Дидактическая игра совместно с детьми подготовительной группы

Музыкальная игра с детьми младшей группы

Март 2019г.

Спектакль для детей младшей группы

Пешие прогулки, игры с детьми младшей группы

Подвижные игры с детьми подготовительной группы

Апрель 2019г.

Совместная экскурсия с детьми подготовительной группы

Подарки для детей младшей группы

Май 2019г.

3

Самореализация

Транслирование опыта работы, обобщение результатов, выводы.

Публикация в СМИ.

Апрель -май

2019г.

Профессиональное направление:

Знакомиться с новинками педагогической литературы.

Принимать активное участие в работе методического объединения «Миры детства: конструирование возможностей» и «Тропинки здоровья».

Делиться опытом с коллегами.

Психолого-педагогическое направление: совершенствовать знания в области психологии и педагогики.

Информационно-коммуникативные технологии: активно пользоваться сайтами на педагогическую тематику.

Методическое направление:

Изучение  научно-методической и учебной литературы.

 Знакомитво с методиками межвозрастного общения в ДОУ.

Эстетическое  направление: проведение экскурсий, участие в конкурсах.

Охрана  здоровья: участие в подвижных играх.

 

 

 

Транслирование опыта на семинаре методического объединения «Миры детства: конструирование возможностей»

Отчёт о проделанной работе на педагогическом совете.

Публикация в СМИ.

Форма отчета по проделанной работе

Обобщение опыта работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование организации межвозрастного общения

Детей 5-7 лет – наряду с продолжением работы по формированию и поддержанию доброжелательных отношений между сверстниками – следует учить строить такие же отношения и с более младшими детьми....

Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду

В статье раскрывается роль традиций в социокультурном развитии детей, анализируется отношение к традициям современных педагогов дошкольного образования и родителей дошкольников. Особое внимание уделяе...

Перспективное планирование по теме: «Организация межвозрастного общения детейс ОВЗ во внеурочной деятельности образовательной организации".

Становление личности воспитанника  происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, направленны...

МЕЖВОЗРАСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В отношениях старших детей к младшим реализуется важная потребность для социального развития ребёнка...

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖВОЗРАСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Межвозрастное общение детей дошкольного возраста...

Презентация "Межвозрастное общение детей, как средство социально-личностного развития"

Презентация к проекту "Иежвозрастное общение детей, как средство социально-личностного развития"...

Консультация для педагогов «Как избежать проблем межвозрастного общения детей»

Консультация  для педагогов  «Как избежать проблем межвозрастного общения детей»...