Перспективное планирование организации межвозрастного общения
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Харина Оксана Николаевна

 

Детей 5-7 лет – наряду с продолжением работы по формированию и поддержанию доброжелательных отношений между сверстниками – следует учить строить такие же отношения и с более младшими детьми.

         Содержание отношения к младшим детям отличается от содержания отношения к сверстникам: на первый план выступают забота и ответственность за младших, а взаимное уважение и признание равных прав, столь значимые в отношениях сверстников, отходят на второй план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sockartoteka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

Музыкально-театральная деятельность

Продуктивная деятельность

Подвижные игры

Помощь в выполнении режимных требований

Цель: Познакомиться с детьми младшей группы; учить детей старшей группы преподносить свои знания и умения в виде «концерта»; возникновение положительных эмоций между детьми.

Форма: концерт

Примерное содержание: стихи и песни, выученные за лето (например, песня «Детский сад», стихи про цветы, насекомых, животных), загадки с использованием игрушек, танец «На танцующих утят»

Цель: Учить детей доставлять радость другим, заслуживать их благодарность; у младших детей вызывать симпатию и интерес к старшим детям.

Форма: подарки.

Содержание: игрушки из природного материала, сделанные руками самих детей (куклы, сплетенные из травы).

Цель: Налаживание общения в ходе организации игры; формирование ответственности старших за ее успешное проведение; создание условий для развития взаимного расположения.

Игра «Солнечные зайчики».

Художественное слово:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну лови, лови скорей!

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Ход игры: Старшие дети показывают малышам зеркала и говорят, что с ними можно играть. Поймав солнечный лучик, дети просят малышей догнать зайчик. Продолжительность не более 5-7 минут.

Цель: Вызывать у старших детей желание помочь научиться малышам правильно умываться.

Прием: Перед завтраком 1-2 ребенка из старшей группы предлагают малышам помочь в умывании. На своем примере они показывают , как правильно нужно намыливать руки, смывать водой и насухо вытирать полотенцем..

Художественное слово:

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтобы щечки алели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Октябрь

Музыкально-театральная деятельность

Продуктивная деятельность

Подвижные игры

Помощь в выполнении режимных требований

Цель: Возникновение положительных эмоций между старшими и младшими детьми.

Форма: драматизация сказки «Репка».

Цель: Учить детей доставлять радость другим.

Форма: подарки

Содержание: шапочки-маски персонажей сказок «Репка», «Колобок» и др.

Цель: Учить детей старшей группы организовать младших на игру, объяснять правила, руководить действиями участников.

Игра «Солнышко и дождик»

Художественное слово:

1. Смотрит солнышко в окошко,

    Светит в нашу комнатку.

    Мы захлопали в ладошки,

    Очень рады солнышку.

2. Дождик, дождик, веселей,

    Капли, капли не жалей.

    Только нас не замочи,

    Зря в окошко не стучи!

Ход игры: При чтении первого стихотворения дети, похлопав в ладоши, разбегаются по всей группе. При чтении второго стихотворении все спешат в свои домики (сели на стульчики или спрятались под приготовленный зонтик)

Цель: Вызывать желание научить малышей тому, что умеют сами.

Прием: С помощью показа старшие дети объясняют малышам, как правильно складывать спортивную форму и следят за правильностью выполнения.

Ноябрь

Музыкально-театральная деятельность

Продуктивная деятельность

Подвижные игры

Помощь в выполнении режимных требований

Цель: Возникновение положительных эмоций между старшими и младшими дошкольниками.

Форма: концерт.

Примерное содержание: загадки про овощи и фрукты, игра «Чудесный мешочек», песенки про осень, стихи на осеннюю тему, танец «Подружились» и т.д.

Цель: Вызывать у старших детей желание порадовать малышей и приготовить подарки.

Форма: подарки.

Содержание: «бабочки» (из конфетных фантиков на ниточке)

Цель: Учить старших детей организовать младших, объяснить правила, руководить действиями участников.

Игра «Курочка-хохлатка»

Художественное слово:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко - ко!

Не ходите далеко».

На скамейки у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Ход игры: При помощи считалки дети выбирают курицу и кошку, остальные цыплята. Курочка и цыплята ходят по комнате и клюют корм и говорят слова. При последних словах кошка вскакивает, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в свой домик, к курице

Цель: Учить старших детей объяснять младшим алгоритм раздевания и складывания вещей в кабинку после прогулки.

Художественное слово:

Маша с улицы пришла,

Маша варежки сняла,

А потом нагнулась

Сразу же разулась.

И свои ботинки

Поставила в кабинку.

Шарфик, шапка и пальто

Поместились там легко

Колготки, кофту и носки

Аккуратно складывай

И неряхам всем вокруг

Свой пример показывай.

Маша платьице надела,

Свои вещи оглядела:

Все в порядке, все на месте.

А теперь давайте вместе!

Прием: Старшие дети показывают малышам алгоритм раздевания и как правильно складывать вещи в кабинку аккуратно.

Декабрь

Музыкально-театральная деятельность

Продуктивная деятельность

Подвижные игры

Помощь в выполнении режимных требований

Цель: Учить старших детей заинтересовывать малышей; возникновение положительных эмоций между детьми.

Форма: драматизация сказки «Колобок»

Цель: Вызывать у старших детей желание порадовать малышей

Форма: подарки

Содержание: украшения для группы перед праздником (цепи, фонари и др.), снежинки на ниточках для игры.

Цель: Налаживание общения в ходе организации и проведения игры, создание условий для взаимного расположения.

Игра «Мы гуляли по деревне…»

Цель: Учить детей старшей группы предлагать свою помощь, помогать, не заменяя своими действиями действия младших дошкольников.

Прием: Старшие дети обращают внимание малышей на что, игрушки очень грустные, они лежат не на своих местах, валяются на полу. Просят детей показать, где в их группе живут те или иные игрушки., и предлагают свою помощь в расселении их по местам.

Январь

Музыкально-театральная деятельность

Продуктивная деятельность

Подвижные игры

Помощь в выполнении режимных требований

Цель: Возникновение положительных эмоций между детьми

Форма: рождественский концерт

Примерное содержание: Загадки о явлениях природы зимой, стихотворения и песни о зиме, елке и т.д., танец снежинок.

Цель: Вызывать желание дарить радость малышам.

Форма: подарки.

Содержание: бумажные игрушки на основе конуса или цилиндра.

Цель: Создавать положительное эмоциональное настроение у детей, обучать умению согласовывать свои действия с возможностями малышей.

Игра «Карусель»

Художественное слово:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Цель: Закреплять умение помогать малышам при раздевании после прогулки.

Прием: Старшие дети внимательно следят за раздеванием малышей, подсказывают, помогают, если малыши не могут сами с чем-то справиться.

Февраль

Музыкально-театральная деятельность

Продуктивная деятельность

Подвижные игры

Помощь в выполнении режимных требований

Цель: Возникновение положительных эмоций между детьми, интереса малышей к умениям старших.

Форма: концерт

Примерное содержание: загадки, стихи, песни, конкурсы по желанию детей.

Цель: Закреплять желание старших детей дарить радость малышам.

Форма: подарки

Содержание: самолеты из бумаги, машинки из коробков, лодочки.

Цель: Учить старших детей заинтересовывать и организовывать малышей, вовлекать их в собственные игры.

Игра «Подвижный хоровод»

Ножками затопали,

Зашагали по полу,

Топ-топ-топ,

Топа-топа-топ.

Скачут, словно зайчики-

Прыг, прыг, скок.

Девочки и мальчики-

Прыг, прыг, скок.

Прыгают, как белочки-

Прыг, прыг, скок.

Мальчики и девочки-

Прыг, прыг, скок…

(Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство- Пресс», 2003, с. 176)

Цель: Продолжать учить детей заботиться о малышах, предлагать свою помощь.

Прием: Помощь в одевании на вторую прогулку.

Март

Музыкально-театральная деятельность

Продуктивная деятельность

Подвижные игры

Помощь в выполнении режимных требований

Цель: Возникновение положительных эмоций между детьми, учить старших детей передавать свое отношение к близким и родным людям через стихотворения, песни.

Форма: концерт «Маму с праздником поздравим»

Примерное содержание: песни про мам и бабушек, стихотворения

Цель: Поставить перед старшими дошкольниками задачу учить малышей дарить радость близким людям.

Форма: коллективная работа «Подарим маме улыбку» (предложить малышам нарисовать свою улыбку для мамы и приклеить ее на общий фон)

Предшествующая работа: приготовить фон на листе ватмана, сделать заготовки лиц ребят из кругов.

Цель: Показать малышам заботливое отношение мамы к своим детям через игру, создавать положительное Эмоциональное настроение у детей.

Игра «Курица и цыплята»

Цель: учить старших детей заботиться о малышах, помогать им.

Прием: будить малышей после сна, помогать заправлять им постель.

Апрель

Музыкально-театральная деятельность

Продуктивная деятельность

Подвижные игры

Помощь в выполнении режимных требований

Цель: Учить детей дарить радость и хорошее настроение малышам

Форма: Инсценировка сказки «Маша и медведь»

Цель: Побуждать старших детей прилагать усилия, чтобы порадовать малышей, укреплять взаимное расположение друг к другу.

Форма: подарки-игрушки по выбору детей.

Цель: Налаживание общения в ходе организации и проведения игры, формирование ответственности за успешное ее проведение.

Игра «У медведя во бору»

Художественное слово

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

На меня рычит.

Цель: Продолжать учить старших детей заботиться о малышах, помогать им.

Прием: помощь в уборке группы

Май

Музыкально-театральная деятельность

Продуктивная деятельность

Подвижные игры

Помощь в выполнении режимных требований

Цель: Продолжать формировать положительное отношение старших детей к младшим и вызывать интерес младших к старшим.

Форма: концерт

Примерное содержание: по выбору детей

Цель: Вызывать у старших детей желание порадовать малышей.

Форма: подарки «Веселые шарики» (раскраска воздушных шаров гуашью)

Цель: Продолжать учить старших детей организовывать малышей на совместную игру, способствовать налаживанию общения в ходе игры.

Игра «Лохматый пес»

Цель: Продолжать формировать заботливое отношение к малышам, правильно предлагать свою помощь.

Прием: помогать ласково будить малышей и заправлять кроватки.

Перспективное планирование

«Организация межвозрастного общения»

Составила: воспитатель ДОУ №17

Харина Оксана Николаевна                      

        Краснокаменск

Методические рекомендации.

        Детей 5-7 лет – наряду с продолжением работы по формированию и поддержанию доброжелательных отношений между сверстниками – следует учить строить такие же отношения и с более младшими детьми.

        Содержание отношения к младшим детям отличается от содержания отношения к сверстникам: на первый план выступают забота и ответственность за младших, а взаимное уважение и признание равных прав, столь значимые в отношениях сверстников, отходят на второй план.

        Позиция старшего, знающего и умеющего больше и использующего знания и умения для того, чтобы сделать что-то полезное и приятное тем, кто сам этого еще не может, существенно влияет на представления старших детей о себе. Практическая реализация такой позиции обогащает образ - Я, вносит в него такие положительные черты, как: «Я тот, кто помогает маленьким и слабым, кто доставляет им радость, кто может защитить их». Одновременно появляется гордость за такие качества и поступки.

        Таким образом, организуя межвозрастное общение, мы можем решить две задачи: 1) обогатить образ - Я старших детей представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых; 2) формировать у всех участников новый опыт доброжелательных отношений.

Требования к организации межвозрастного общения.

  1. Общение старших и младших должно быть эпизодическим, а также ограниченным по частоте (не более 3-4 раза в месяц) и времени (около 20-30 минут).
  2. Общение должно вызывать положительные эмоции у обеих возрастных групп и восприниматься ими как яркое, интересное событие.
  3. Старшие общаются с младшими исключительно добровольно. Их действия одобряются воспитателем, заведующей детским садом, о них сообщается родителям. Младшие при желании могут уклониться от общения.
  4. Общение должно быть связано с конкретным делом, понятным и интересным всем детям.
  5. Содержание общения должно постепенно усложняться по степени зависимости старших и младших партнеров друг от друга.

Межвозрастное общение должно начинаться с возникновения взаимного расположения, доверия и интереса, пройти этап легкого и приятного взаимодействия и только на фоне сложившейся взаимной доброжелательности постепенно переходить к психологически более сложным формам.

        Одним из вариантов общения, направленного на знакомство и возникновения положительных эмоций у всех участников, является концерт старших детей для младших.

        Его следует проводить без репетиций, а участие в нем должно быть исключительно добровольным. В старшей группе всегда найдутся 5-6 человек, которые охотно споют, станцуют, прочтут стихотворение. Такое количество артистов оптимально для слушателей.

        Другой формой общения, требующей от старших несколько больших усилий, чем концерты, является изготовление для малышей подарков. Цель этой работы – учить детей доставлять радость другим, заслуживать их благодарность и в тоже время чувствовать себя более взрослыми и умелыми. У младших же в результате появляются симпатия и интерес к старшим и готовность общаться с ними и по другим поводам.

        Подарки не должны требовать от старших невероятных усилий, должны изготавливаться достаточно легко и быстро и вместе с тем давать детям возможность реализовать свои индивидуальные умения. Кроме того, подарки должны быть такими, с которыми дети младшей группы могут поиграть ( бабочки из красивых оберток для конфет, снежинки с прикрепленной в середине ниткой, самолеты, лодочки и другие поделки из бумаги, машинки из трех спичечных коробок, цепи из яркой бумаги, нехитрые поделки из пластилина и природного материала). В качестве подарков можно использовать предметы, изготовленные старшими детьми на занятиях по конструированию (вагончики, домики, птицы из яичной скорлупы ит.п.). Такие поделки обычно некоторое время хранятся в группе, но достаточно быстро дети теряют к ним интерес и охотно соглашаются подарить их малышам.

        После 3-4 встреч старших и младших детей с концертными выступлениями и раздачей подарков можно переходить к подвижным играм. В отличие от сюжетно-ролевых, в которых успешному взаимодействию детей мешает различие в уровне развития их игровых возможностей, в подвижных играх оно не является препятствием. Старшие с успехом могут объяснить правила таких игр, организовать их, выступить в роли ведущих и контролировать их ход. В эти игры можно играть как в групповом помещении, так и на участке во время прогулки.

        Старшие дети во многом способны помочь малышам при выполнении различных режимных требований и в овладении бытовыми и гигиеническими навыками (одеваться, раздеваться, правильно складывать одежду, умываться, аккуратно пользоваться столовыми приборами, убирать игрушки ит.п.).

        К сожалению, возможность участия старших детей во всех трудных для малышей делах существенно ограничивается распорядком дня детского сада. Когда можно было бы помочь малышам одеться на прогулку, у старших обычно идут занятия; когда малыши моют руки перед обедом, старшие еще гуляют и т.п. поэтому организацию подобной помощи необходимо соотносить и с распорядком дня всех участников. Число помощников не должно превышать 2-3 детей (во избежание лишней суеты). Каждый старший ребенок участвует в данной ситуации не чаще одного раза в месяц, что не отражается на его здоровье, но дает им опыт реальной заботы и ответственности за младшего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

Предлагается перспективное планирование организации трудовой деятельности дошкольников в экологическом уголке в течение года...

План перспективного планирования организаций жизни и воспитания детей. Тема недели: «Мой город, моя страна, моя планета»

План перспективного планирования организаций жизни и воспитания детей.Тема недели: «Мой город, моя страна, моя планета».Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познава...

Перспективное планирование организации совместной деятельности воспитателей

Данное планирование  совместной деятельности воспитателей с детьми направлен на решение задачи объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных...

Перспективное планирование по теме: «Организация межвозрастного общения детейс ОВЗ во внеурочной деятельности образовательной организации".

Становление личности воспитанника  происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, направленны...

Перспективное планирование по культуре общения в подготовительной группе на 2019-2020учебный год

Перспективное  планирование по культуре общения в подготовительной группе на  2019-2020учебный год №/п Тема занятия № занятия Стр. Литература  1Сентябрь:&l...

Перспективное планирование организации дидактических игр по величине в младшей группе.

Перспективное планирование организации дидактических игр по величине в младшей группе....