Перспективное планирование по теме: «Организация межвозрастного общения детейс ОВЗ во внеурочной деятельности образовательной организации".
календарно-тематическое планирование
Становление личности воспитанника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, направленный на установление отношений и объединения усилий для достижения общего результата и обеспечивающий социализацию личности. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация межвозрастного общения детей с ОВЗ во внеурочной деятельности
образовательной организации.
Пояснительная записка
Стандарт образования определяет обязательный минимум содержания программы, реализуемой в образовательной организации , и выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников.
Становление личности ребенка происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, направленный на установление отношений и объединения усилий для достижения общего результата и обеспечивающий социализацию личности. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие.
Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. В школьной педагогике общение старших и младших друг с другом определяется термином «межвозрастное общение».
Межвозрастное общение – процесс установления контактов детей разных возрастов, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, характером взаимодействия и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования.
В плане межвозрастных контактов детей разного возраста интересное исследование провела Е. В. Киселева. Она установила, что в межвозрастных контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в результате чего отрабатываются ролевые позиции. По мнению С. Г. Якобсон, польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец действий, а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению действия, тем самым развивая исполнительность, как компонент активности. Для старшего – показ, объяснение другому, способствует лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего, способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, которая входит в структуру социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения
Межвозрастное общение должно быть:
- Эпизодическим;
- Интересным событием, вызывающим яркие и положительные эмоции;
- Связанным с конкретной деятельностью, вызывающей интерес у участников;
- Добровольным, одобренным воспитателем, социальным педагогом, о котором сообщается родителям;
- Содержательным, по принципу «от простого к сложному», от социальной адаптации к социальной активности.
Межвозрастное общение включает:
- взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга (интеракция);
- процесс обмена информацией (коммуникация);
- Умение воспринимать и понимать социальные объекты (самих себя, других людей) в социальном контексте (перцепция).
Положительные стороны «Межвозрастного общения»:
- Взаимопонимание (доверие, открытость, поддержка), взаимообогащение между детьми разных возрастов;
- Выработка способов поведения в различных ситуациях (самостоятельность и независимость, рефлексивность мышления);
- Развитие самосознания и самопознания.
Цель: Формирование положительных эмоций и создание отношения к общению во внеурочной деятельности.
Задачи:
- Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей;
- Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам деятельности;
- Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с коллективом детей и взрослыми.
Перспективное планирование
сентябрь | ||||
№ | мероприятие | задачи | форма | участники |
1 | «Встреча друзей» | Познакомиться с детьми младшего класса; учить детей старших преподносить свои знания и умения; возникновение положительных эмоций между детьми. | Игра | Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста |
2 | «День здоровья» | Стимулировать двигательную активность детей | Игровое занятие | Учащиеся |
3 | «Изучаем правила дорожного движения» | Формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице. Активизировать работу образовательной организации по профилактике дорожного движения. | Развлечение | Инспектор ГИБДД, воспитанники, педагоги |
октябрь | ||||
1 | «Сказки из сундучка» | Развивать эстетическое восприятие объектов окружающего мира | Игра | Дети младшего, среднего, школьного возраста |
2 | «Сказка-ложь, да в ней намек» | Побуждать детей к импровизации | Чтение сказок | Дети младшего, среднего, школьного возраста |
3 | «Осенние дары» | Создание эмоционально – комфортной среды, способствующей развитию и саморазвитию ребёнка, проявлению его интеллектуальных и творческих способностей | Коллективная работа | Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги |
ноябрь | ||||
1 | «Что? Где? Когда?» | Развивать навыки совместной деятельности | Игра | Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги |
2 | «Мы вместе» | Развивать умение находиться в коллективе | беседа | Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста |
3 | «Маму поздравляю» | Совместная деятельность. Доброжелательные отношения | Коллективная работа | Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста |
декабрь | ||||
1 | «Здравствуй зимушка-зима» |
| Спортивное занятие | Дети младшего, среднего, школьного возраста, педагоги, родители |
2 | «Снегири и синички» | Провести акцию «Трудно птицам зимовать» | Кормушки | Дети младшего и старшего школьного возраста, педагоги |
3 | «Мороз-красный нос» | Формировать партнерские отношения в коллективе воспитанников и сотрудников | Спортивное занятие | Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги, |
январь | ||||
1 | «Рождественские встречи» | Расширять и углублять знания детей о народных праздниках. Способствовать доброжелательному общению и взаимодействию взрослых и коллективу детей | Развлечение | Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги школы и воскресной школы |
2 | «Страна игралия» | Развивать взаимное доверие, взаимопомощь, поддержку и открытость | Веселое игровое путешествие | Дети младшего, среднего, школьного возраста, педагоги |
3 | Стихотворение С.Я Маршака «Перчатки» | Создать условия, обеспечивающие каждому ребёнку возможность индивидуального развития его природных способностей, их связной речи и самореализации личности | Инсценирование | Дети младшего и старшего школьного возраста |
февраль | ||||
1 | «Снеговаляндия» | Создать условия для совместного праздника. Способствовать самореализации и самостоятельность в сообществе детей и взрослых | Спортивное занятие | Дети младшего и старшего школьного возраста |
2 | «Сказка на столе» Пальчиковый театр р.н. сказка «Три медведя» | Способствовать развитию. Появляется возможность переживать ситуацию успеха в присутствии других детей | Театрализация | Педагоги, дети младшего и старшего школьного возраста |
март | ||||
1 | «Как не просто быть мамами» | Создать модели поведения в различных ситуациях и предоставить с помощью театра решение жизненных противоречий. Утверждать позицию ребенка в ситуации семьи | Коллективная работа | Дети младшего, среднего школьного возраста |
март | ||||
2 | Сказка Толстого «Заяц и лиса» | Создать условия для взаимодействия детей, умения согласовывать свои действия с действиями партнера | Слушание произведения | Старшие дети читают младшим |
3 | «День музыки» | Создание эмоционально – комфортной театральной среды, способствующей развитию и саморазвитию ребёнка, проявлению его творческих способностей. | Концерт | Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги, учитель музыки |
апрель | ||||
1 | «Как ребята хороши - все смеются от души» | Создать атмосферу праздника. | Праздник | Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги |
3 | «Путешествие в страну читалию» | Вызвать интерес к чтению произведений о дружбе. Умение общаться в коллективе. | Слушание произведений, обсуждение | Дети младшего, старшего школьного возраста, педагоги |
май | ||||
1 | «Кто стучится в дверь ко мне?» | Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, интересы, любознательность | Дети младшего, среднего, школьного возраста, педагоги | |
2 | «Прогулка по зоопарку» | Создать условия для самореализации детей, воображения и творческих способностей. | «Игровая развлекательная программа | Дети младшего, среднего, школьного возраста, педагоги |
3 | «Окончание учебного года» | Подведение итогов за год по пройденному материалу.
| Занятие | Дети младшего, среднего, старшего возраста, педагоги |
Методическое обеспечение:
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры. - М., 2003. - 164 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2003. - 234 с.
- Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004.
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники. — М.:-Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
- Интеграция в воспитательно-образовательной работе, —М.: Мозаика-Синтез, 2010
- Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
- Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание.-М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.
Образовательные порталы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления деятельности образовательной организации при включении воспитанников с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ.
Развитие интеграционных процессов в дошкольном образовании, психолого-педагогического сопровождение детей, нуждающихся в поддержке, экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для дет...
Аналитический отчёт по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций_региональный уровень_2017
В документе представлены результаты независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории города Югорска и реа...
Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связано, главным образо...
Рекомендации по оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общ...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...
Система вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность образовательной организации
Учебный материал...
Деятельность образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Общие принципы и правила коррекционной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Схема педагогической характеристики....