Перспективное планирование по теме: «Организация межвозрастного общения детейс ОВЗ во внеурочной деятельности образовательной организации".
календарно-тематическое планирование

Становление личности воспитанника  происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, направленный на установление отношений и объединения усилий для достижения общего результата и обеспечивающий социализацию личности. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Организация  межвозрастного общения детей  с ОВЗ во внеурочной деятельности

 образовательной организации.

 Пояснительная записка

Стандарт образования  определяет обязательный минимум содержания программы, реализуемой в образовательной организации ,  и  выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников.

Становление личности ребенка происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, направленный на установление отношений и объединения усилий для достижения общего результата и обеспечивающий социализацию личности. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие.

Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. В школьной педагогике общение старших и младших друг с другом определяется термином «межвозрастное общение».

Межвозрастное общение – процесс  установления контактов детей разных возрастов, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, характером взаимодействия и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования.

В плане межвозрастных контактов детей разного возраста интересное исследование провела Е. В. Киселева. Она установила, что в межвозрастных контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в результате чего отрабатываются ролевые позиции. По мнению С.  Г. Якобсон, польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец действий, а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению действия, тем самым развивая исполнительность, как компонент активности. Для старшего – показ, объяснение другому, способствует лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего, способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, которая входит в структуру социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения

Межвозрастное общение  должно быть:

  • Эпизодическим;    
  • Интересным событием, вызывающим яркие и положительные эмоции;
  • Связанным с конкретной деятельностью, вызывающей интерес у участников;
  • Добровольным,   одобренным воспитателем, социальным педагогом, о котором сообщается родителям;
  • Содержательным, по принципу «от простого к сложному», от    социальной адаптации к социальной активности.  

Межвозрастное общение включает:

  • взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга  (интеракция);
  • процесс обмена   информацией (коммуникация);
  • Умение воспринимать и понимать социальные объекты (самих себя, других людей)  в социальном контексте (перцепция).

Положительные стороны «Межвозрастного общения»:

  • Взаимопонимание (доверие, открытость, поддержка), взаимообогащение между детьми разных возрастов;
  • Выработка способов поведения в различных ситуациях (самостоятельность и независимость, рефлексивность мышления);
  • Развитие самосознания и самопознания.

Цель: Формирование положительных эмоций  и создание отношения к общению во внеурочной  деятельности. 

Задачи: 

  • Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей;
  • Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам деятельности;
  • Создать условия для усвоения детьми  норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с коллективом детей и  взрослыми.  

Перспективное планирование

сентябрь

мероприятие

    задачи

форма

участники

1

«Встреча друзей»

Познакомиться с детьми младшего класса; учить детей старших преподносить свои знания и умения; возникновение положительных эмоций между детьми.

Игра

Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста

2

«День здоровья»

Стимулировать двигательную активность детей

 Игровое занятие

Учащиеся  

3

«Изучаем правила дорожного движения»

Формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице. Активизировать работу образовательной организации   по профилактике дорожного движения.

Развлечение

Инспектор ГИБДД,  воспитанники,   педагоги

октябрь

1

«Сказки из сундучка»

Развивать  эстетическое восприятие объектов окружающего мира

Игра

Дети младшего, среднего,   школьного возраста

2

«Сказка-ложь, да в ней намек»

Побуждать детей к импровизации

 Чтение сказок

 Дети младшего, среднего,   школьного возраста

3

«Осенние дары»

Создание эмоционально – комфортной   среды, способствующей развитию и саморазвитию ребёнка, проявлению его интеллектуальных и творческих способностей

 Коллективная работа

Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги  

ноябрь

1

«Что? Где? Когда?»

 Развивать навыки совместной деятельности

 Игра

Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги  

2

«Мы вместе»

Развивать умение находиться в коллективе

 беседа

Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста

3

«Маму поздравляю»

Совместная   деятельность. Доброжелательные отношения

Коллективная работа

Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста

декабрь

1

«Здравствуй зимушка-зима»

  1. Развивать физические качества детей. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, накоплению и обогащению двигательного опыта детей

 Спортивное занятие

Дети младшего, среднего,   школьного возраста, педагоги, родители

2

«Снегири и синички»

 Провести акцию «Трудно птицам зимовать»

 Кормушки

Дети младшего и старшего школьного возраста, педагоги

3

 «Мороз-красный нос»

Формировать партнерские отношения в коллективе воспитанников и сотрудников

Спортивное занятие

Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги,  

январь

1

«Рождественские встречи»

Расширять и углублять знания детей о народных праздниках. Способствовать  доброжелательному общению и взаимодействию взрослых и коллективу детей

Развлечение

Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги школы и воскресной школы  

2

«Страна игралия»

Развивать  взаимное доверие, взаимопомощь, поддержку и открытость

Веселое игровое путешествие

Дети младшего, среднего,   школьного возраста, педагоги  

3

Стихотворение С.Я Маршака «Перчатки»

Создать условия, обеспечивающие каждому ребёнку возможность индивидуального развития его природных способностей, их связной речи и самореализации личности

Инсценирование

Дети младшего и старшего школьного возраста

февраль

1

«Снеговаляндия»

Создать условия для совместного праздника. Способствовать самореализации и самостоятельность  в сообществе детей и взрослых

 Спортивное занятие

  Дети младшего и старшего школьного возраста

2

«Сказка на столе»

Пальчиковый театр  р.н. сказка   «Три медведя»

Способствовать развитию. Появляется возможность переживать ситуацию успеха в присутствии других детей

Театрализация

 Педагоги,  дети младшего и старшего школьного возраста

март

1

«Как не просто быть мамами»

Создать модели поведения в различных ситуациях и предоставить с помощью театра решение жизненных противоречий. Утверждать позицию ребенка в ситуации семьи

 Коллективная работа

Дети младшего, среднего  школьного возраста

март

2

Сказка Толстого «Заяц и лиса»

Создать условия для взаимодействия детей, умения согласовывать свои действия с действиями партнера

 Слушание произведения

 Старшие дети читают младшим  

3

«День музыки»

Создание эмоционально – комфортной театральной среды, способствующей развитию и саморазвитию ребёнка, проявлению его   творческих способностей.

Концерт  

Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги, учитель музыки  

апрель

1

«Как ребята хороши - все смеются от души»

Создать атмосферу праздника.  

Праздник  

Дети младшего, среднего, старшего школьного возраста, педагоги  

3

«Путешествие в страну читалию»

Вызвать интерес к чтению произведений о дружбе.     Умение общаться в коллективе.

 Слушание произведений, обсуждение

Дети младшего, старшего школьного возраста, педагоги  

май

1

«Кто стучится в дверь ко мне?»

Развивать социальный и эмоциональный   интеллект  детей, интересы, любознательность

Дети младшего, среднего, школьного возраста, педагоги  

2

«Прогулка по зоопарку»

Создать условия для самореализации детей, воображения и творческих способностей.  

«Игровая развлекательная программа

Дети младшего, среднего, школьного возраста, педагоги  

3

«Окончание учебного года»

Подведение итогов за год по пройденному материалу.

 

Занятие  

Дети младшего, среднего, старшего возраста, педагоги  

 Методическое обеспечение:

  • Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры. - М., 2003. - 164 с.
  • Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2003. - 234 с.
  • Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004.
  • Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники. — М.:-Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  • Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  • Интеграция в воспитательно-образовательной работе, —М.: Мозаика-Синтез, 2010
  • Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
  • Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание.-М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.

 Образовательные порталы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления деятельности образовательной организации при включении воспитанников с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ.

Развитие интеграционных процессов в дошкольном образовании, психолого-педагогического сопровождение детей, нуждающихся в поддержке, экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для дет...

Аналитический отчёт по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций_региональный уровень_2017

В документе представлены результаты независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории города Югорска и реа...

Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связано, главным образо...

Рекомендации по оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общ...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Деятельность образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Общие принципы и правила коррекционной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Схема педагогической  характеристики....