Конспект по экспериментальной деятельности «Волшебные стеклышки»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Карагодина Валентина Николаевна

Материалы и оборудование: игрушка Всезнайка, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила;, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. : 

лупы, микроскоп, бинокль, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа,

ХОД

 Дети в коридоре читают табличку «Детская лаборатория».

Дети, как вы думаете, что это означает? Хотите там побывать?

Как вы думаете, чем занимаются ученые?

Ученые занимаются наукой.

А что такое наука?

Наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.

Что могут изучать ученые?

 «Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них». Все вместе рассматривают портреты ученых в книге (два-три) с краткой информацией о них. Портрет какого ученого вы видите в нашей лаборатории? Что вам известно о М.В. Ломоносове? (Вспоминают предварительные беседы об этом ученом).

Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? Ученые наблюдают за происходящим в мире.  Что такое наблюдение? Наблюдение — это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств? 

•    Игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем». 

Воспитатель поочередно приглашает к себе по одному ребенку и с закрытыми глазами  с помощью различных анализаторов предлагает ему отгадать, что это за предмет.  Использовать предметы: ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. 

Воспитатель при проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради.

Так что такое эксперименты?

Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными.

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами?

Я запишу эти правила, а в группе мы нарисуем к ним картинки и затем повесим их в лаборатории, чтобы не забывать.

Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть  оборудование, которое лежит на столе. 

На столе — микроскоп, лупы. Что сегодня приготовил для нас Всезнайка? Какие из этих приборов вам знакомы? Для чего нужны эти приборы? Как вы думаете, что появилось раньше — лупа или микроскоп?

Воспитатель  Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе — лучше, чем это видно глазом. Стекло люди научились делать тысячи лет назад. Но даже у стекольных дел мастеров стекла вначале получались мутноватыми. И они заменяли стекло... камнем. Да-да, прозрачным камнем — отшлифованным горным хрусталем. Получалось круглое стеклышко — линза. А позднее линзы научились делать из стекла. Сначала появилась лупа. С помощью лупы ученые увидели то, чего не могли разглядеть раньше: строение цветка растения, ножки, усики и глазки насекомых и многое другое.

Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу листья, кору деревьев.

•  Дети рассматривают, зарисовывают. После этого им предлагается посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.

Воспитатель  Позже появился микроскоп. Мы рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если взять 2—3 стёклышко, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым. Где же это волшебное стеклышко в микроскопе? Как нужно пользоваться микроскопом?

•  Дети вместе с воспитателем рассматривают строение микроскопа: окуляр, трубку, объектив, предметный столик, зеркало.

Если ученому надо разглядеть под микроскопом каплю воды, он берет стеклышко, капает на него воду, кладет стеклышко на столик, прижимает глаз к верхнему концу трубки — окуляру, зажигает рядом настольную лампу и начинает поворачивать зеркальце.

Когда луч света от лампы снизу осветит капельку, ученый увидит... Что он увидит? Посмотрите сами. 

Что мы увидели ?(Настоящее море, что-то плавает.)

Мы помним, что в неочищенной воде могут плавать частички грязи,  растений, разные живые существа.   Поэтому сырую воду пить нельзя — можно заболеть.

Рассмотрите листья растений под микроскопом, зарисуйте все, что увидите.

Дети рассматривают листья растении и зарисовывают увиденное.

А теперь рассмотрите все, что вам интересно.

Рассмотреть с детьми в микроскоп разную ткань, песок, перец, соль, глину, землю и т. д. Обсудить, что они интересное заметили.

•   Где еще применяются такие же волшебные стеклышки, как у лупы и микроскопа? 

Ученые-астрономы используют телескоп для наблюдений за небесными светилами.

Моряки используют бинокль для наблюдения за морем.

Через бинокль, подзорную трубу далеко видно. предлагает понаблюдать на прогулке. Все, что мы увидим, мы нарисуем.

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Младшая группа. Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная бумага"

Опытно - экспериментальная деятельность в младшей группе.Тема: « Волшебная бумага »Цель: развивать представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает.)развивать познавател...

Конспект опытно-экспериментально деятельности "Волшебная соль"

Конспект для средней группы с использованием экспериментирования...

Презентация к занятию по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебные стеклышки"

Презентация к занятию по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебные стеклышки"...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Волшебные пузыри» в средней группе

Материал для опытно-экспериментальной деятельности в средней группе...

Конспект по экспериментальной деятельности «Волшебные стеклышки»

Цель экспериментальной деятельности «Волшебные стеклышки» для средней группы — познакомить детей с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, би...