Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная водица"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» города Алейска Алтайского края.
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе: «Волшебная водица».
Разработала воспитатель:
Быкова Е. Н.
2018 г.
Цель: Способствовать развитию творческой, познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
- Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
- Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире. Познакомить с некоторыми свойствами воды. (безвкусная, бесцветная, без запаха). Расширить представления детей о необходимости воды для живых организмов.
- Воспитывать бережное отношение к воде, коммуникативные качества.
Подготовительная работа:
- Беседа о воде.
- Чтение художественной литературы.
- Отгадывание загадок о воде.
- Рассматривание фотографий, иллюстраций, фотографий о воде.
- Слушание звуков воды в природе.
- Заучивание стихов о воде.
- Просмотр мультфильмов: «Беги ручеёк», «Заяц Коська и родничок», «Радуга», «Самый маленький дождик».
Материалы к занятию:
Письмо, ноутбук, видеокамера, серия картинок (ручеёк, река, море, океан). Стакан с водой, пипетка; вырезанная из картона капелька; два комнатных растения, хлорафитума, лейка с водой, мольберт.
- На первом столе – 3 стакана с водой, 3 розетки с солью, сахаром, долькой лимона, 3 ложки, 3 соломинки.
- На втором столе – кубик, шарик, узкая и широкая банки.
- На третьем столе – 3 стакана с водой, гуашь (красная, жёлтая, зелёная), 3 кисти, подставки под кисти.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздароваемся. (дети здороваются).
Воспитатель: - Доброе утро! Я вам говорю!
- Доброе утро! Я всех вас люблю!
- Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться!
(дети и воспитатель берутся за руки)
- Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Стук в дверь. Принесли письмо.
Воспитатель: - Это письмо от детей младшей группы.
- Тут загадка «Меня льют, меня пьют, всем нужна я, кто я такая?» (вода)
- Включите компьютер и посмотрите наше «видеописьмо».
(Дети и воспитатель подходят к ноутбуку и стоя смотрят видеообращение).
- Дорогие ребята, мы очень любим лето. Любим купаться летом в реке, но мы ничего не знаем о воде. Помогите, нам, пожалуйста узнать как можно больше о свойствах воды.
Воспитатель: - Поможем детям узнать о свойствах воды? (Да)
Воспитатель: - Вот сюда мы поставим нашу видеокамеру. Она будет снимать все, что мы будем делать и потом снятый видеоматериал мы отправим детям младшей группы.
Воспитатель: - Ребята, вы знаете откуда берётся вода?
Дети: - Текут ручейки, они впадают в реки, реки в моря, моря в океаны.
(Показ картинок на ноутбуке)
Воспитатель: - Океаны – это самые большие водоёмы на Земле. Кто – нибудь из вас знает, какая на вкус вода в океане? (солёная). Солёную воду мы не пьём, она не утоляет жажду. А вот не солёной воды – которую мы называем пресная, то есть безвкусная, очень мало на земле.
Она находится в реках и озёрах. Если сравнить всё количество воды на Земле со стаканом воды. И в этот стакан воды капнуть из пипетки три капельки, то эти три капельки и будет вся пресная вода на Земле.
(опыт «сколько пресной воды на Земле»).
Воспитатель: - Ребята, а кому нужна вода на земле?
Игра: «Кому нужна вода».
(Дети передают друг другу «капельку» и называют: «вода нужна человеку, птицам, цветам, рыбам, деревьям, грибам, животным и т.д).
Воспитатель: - Значит всем живым существам на Земле, нужна вода. (воспитатель вешает картинку алгоритм на мольберт).
- Ребята, посмотрите, у нас на столе стоят два растения. Кто знает, как они называются? (хлорафитум)
- Посмотрите, это растение мы полили, а это забыли полить. Что с ним произошло? (оно завяло, засохло)
- Матвей, возьми лейку и полей его.
- Ребята, пройдите в нашу лабораторию и сядьте за первый стол. Перед вами стоят стаканы с водой. Попробуйте, какая вода на вкус в стаканах?(безвкусная). Понюхайте, имеет ли она запах? (нет).
- Перед вами стоят розетки с разными веществами. Василиса, что в твоей розетке? (сахар).Матвей, в твоей? (соль). Даша, у тебя что в розетке? (долька лимона).
- Возьмите ложку и положите в свой стакан вещество из розетки. Размешайте. Что произошло с вашим веществом? (оно растворилось)
- Значит сахар и соль растворяются в воде, а долька лимона целая, но сок от лимона смешался с водой.
- Закройте глаза я поменяю ваши стаканы. Откройте глаза. Матвей, попробуй, какая вода у тебя в стакане? (сладкая). Что в неё добавили? (сахар)
- Василиса, попробуй свою воду, какая она на вкус? (кислая). Что в неё добавили? (дольку лимона).
- Даша, какая у тебя на вкус вода? (солёная, в неё добавили соль).
- Ребята, значит вода принимает вкус того вещества, которое в неё добавили. Повторите.
(картинка алгоритм вывешивается на мольберт).
- А сейчас встаньте на ковёр и сделаем пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «По воду».
Рассказать, вам, где мы были?(разжимать и сжимать ладони)
К речке по воду ходили (идут пальчиками)
Принесли в ведре водицы (показ ведро)
Чтоб детишкам всем умыться («умываются»)
Вымыть ушки, глазки наши (показ)
И сварить на завтрак каши (мешают указательным пальчиком в ладошке).
- Подойдите ко второму столу в нашей лаборатории (на столе лежат шарик и кубик).
- Какой формы эти предметы? (кубик – квадратный, шарик круглый).
- Давайте посмотрим, имеет ли форму вода?
- Возьмём узкую баночку, наполним её водой.
- Вода приняла форму этой узкой баночки.
- А сейчас перельём эту воду в широкую баночку
- Вода приняла форму широкой баночки.
- Значит, какой мы сделаем вывод?
- Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода не имеет формы.
(На мольберт вывешивается алгоритм).
- А сейчас давайте поиграем в игру: «Что я делаю с водой?»
Воспитатель: - Наливает воду в стакан.
Дети: - Вы налили воду в стакан.
Воспитатель: - Переливает воду из одного стакана в другой.
Дети: - Вы перелили воду из одного стакана в другой.
Воспитатель: - Доливает воду в неполный стакан.
Дети: - Вы долили воду в стакан.
- Ребята, а сейчас перейдите в нашу лабораторию за третий стол.
- Перед вами стаканы с водой. Имеет ли вода цвет? (нет, она бесцветная)
- Перед вами баночки с гуашью разного цвета. Добавьте гуашь в ваш стакан с водой, какая у вас стала вода? (красная, жёлтая, зелёная).
- Какой делаем вывод?
- Вода изменяет свой цвет, на цвет того вещества, которое в неё добавили.
(На мольберт вывешивается алгоритм).
- Молодцы, подойдите к мольберту.
- Передавая «капельку» скажите, как человек использует воду?
Дети: - Вода нужна для умывания, купания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, для питья, полива и т.д.
- А сейчас, глядя на эти картинки - алгоритмы, перечислите свойства воды.
Дети: - Первое, вода безвкусная. Вода принимает вкус того вещества, которое в неё добавили.
Второе, вода не имеет формы. Вода принимает форму того сосуда, в который её налили.
Третье, она бесцветная, она изменяет цвет на цвет того вещества, которое в неё добавили.
- Ребята, вы много нового узнали о воде, кто хочет прочесть о воде стихотворение.
Волшебница – вода!
Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без воды!
- Видеофильм с нашими опытами мы отправим детям младшей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»
Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...
конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"
Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....
Конспект опытно-экспериментальный "Царица-водица"
Опыты с водой....
Открытое мероприятие по опытно-экспериментальной деятельности "Царица-водица" в подготовительной группе
25.02.2015 в МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка» города Смоленска в рамках деятельности областной инновационной площадки по теме: «Организация сопровождения процесса детской общности в ус...
Опытно- экспериментальная деятельность «Волшебница- водица» для детей второй младшей группы.
план- конспект занятия (вторая младшая группа) на тему...
Конспект открытого занятия по опытно экспериментальной деятельности "Волшебница водица".
Эксперименты с водой в подготовительной группе....