Конспект по экспериментальной деятельности «Волшебные стеклышки»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель экспериментальной деятельности «Волшебные стеклышки» для средней группы — познакомить детей с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_laboratoriya.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
По экспериментальной деятельности «Волшебные стеклышки»
Тема «Волшебные стеклышки».
Цель: уточнение представлений о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).
Задачи: познакомить о способе познания мира — эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Материалы и оборудование: игрушка Всезнайка, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила;, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. :
лупы, микроскоп, бинокль, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа,
ХОД
Дети в коридоре читают табличку «Детская лаборатория».
Дети, как вы думаете, что это означает? Хотите там побывать?
В лаборатории детей встречает Всезнайка , здоровается, знакомится с детьми. Всезнайка — хозяин лаборатории.
Что необычного вы видите в его наряде? Почему он так одет? Что понравилось в лаборатории? О чем бы вам хотелось спросить?
Всезнайка — ученый. Как вы думаете, чем занимаются ученые?
Ученые занимаются наукой.
А что такое наука?
Наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.
Что могут изучать ученые?
Всезнайка много знает, потому что много читает, работает, думает, стремится узнать что-то новое и рассказать об этом всем. У него в лаборатории много книг. Воспитатель рассказывает об ученых: «Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них». Все вместе рассматривают портреты ученых в книге (два-три) с краткой информацией о них. Портрет какого ученого вы видите в нашей лаборатории? Что вам известно о М.В. Ломоносове? (Вспоминают предварительные беседы об этом ученом).
Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? Ученые наблюдают за происходящим в мире. Что такое наблюдение? Наблюдение — это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств?
• Игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем».
Воспитатель поочередно приглашает к себе по одному ребенку и с закрытыми глазами с помощью различных анализаторов предлагает ему отгадать, что это за предмет. Использовать предметы: ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.
Воспитатель при проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Всезнайка приглашает вас стать его помощниками. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради.
Так что такое эксперименты?
Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами?
Я запишу эти правила, а в группе мы нарисуем к ним картинки и затем повесим их в лаборатории, чтобы не забывать.
Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть оборудование, которое лежит на столе.
На столе — микроскоп, лупы. Что сегодня приготовил для нас Всезнайка? Какие из этих приборов вам знакомы? Для чего нужны эти приборы? Как вы думаете, что появилось раньше — лупа или микроскоп?
Воспитатель Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе — лучше, чем это видно глазом. Стекло люди научились делать тысячи лет назад. Но даже у стекольных дел мастеров стекла вначале получались мутноватыми. И они заменяли стекло... камнем. Да-да, прозрачным камнем — отшлифованным горным хрусталем. Получалось круглое стеклышко — линза. А позднее линзы научились делать из стекла. Сначала появилась лупа. С помощью лупы ученые увидели то, чего не могли разглядеть раньше: строение цветка растения, ножки, усики и глазки насекомых и многое другое.
Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу листья, кору деревьев.
• Дети рассматривают, зарисовывают. После этого им предлагается посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.
Воспитатель Позже появился микроскоп. Мы рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если взять 2—3 стеклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым. Где же это волшебное стеклышко в микроскопе? Как нужно пользоваться микроскопом?
• Дети вместе с воспитателем рассматривают строение микроскопа: окуляр, трубку, объектив, предметный столик, зеркало.
Если ученому надо разглядеть под микроскопом каплю воды, он берет стеклышко, капает на него воду, кладет стеклышко на столик, прижимает глаз к верхнему концу трубки — окуляру, зажигает рядом настольную лампу и начинает поворачивать зеркальце. Когда луч света от лампы снизу осветит капельку, ученый увидит... Что он увидит? Посмотрите сами. Только нам настольная лампа не нужна, у нас микроскопы с подсветкой.
Что мы увидели ?(Настоящее море, что-то плавает.)
Мы помним, что в неочищенной воде могут плавать частички грязи, растений, разные живые существа. Поэтому сырую воду пить нельзя — можно заболеть. Рассмотрите листья растений под микроскопом, зарисуйте все, что увидите.
Дети рассматривают листья растении и зарисовывают увиденное.
А теперь рассмотрите все, что вам интересно.
Рассмотреть с детьми в микроскоп разную ткань, песок, перец, соль, глину, землю и т. д. Обсудить, что они интересное заметили.
• Где еще применяются такие же волшебные стеклышки, как у лупы и микроскопа? Ученые-астрономы используют телескоп для наблюдений за небесными светилами.
Моряки используют бинокль для наблюдения за морем. Через бинокль, подзорную трубу далеко видно. А нам Всезнайка дает морской бинокль и предлагает понаблюдать на прогулке. Все, что мы увидим, мы нарисуем и принесем Всезнайке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебные превращения капельки" с использованием ИКТ
Конспект непосредственно-образовательной деятельностиТема: «Волшебные превращения капельки».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музык...
Конспект экспериментальной деятельности "Волшебный магнит" (для детей старшей группы).
Эксперименты с магнитом ....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности " Волшебные стёклышки"
Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль, объяснить, для чего они нужны человеку; познакомить со строением микроскопа, обогащать словарь детей: окуляр, объектив, зеркало...
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Презентация к занятию по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебные стеклышки"
Презентация к занятию по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебные стеклышки"...
Конспект по экспериментальной деятельности «Волшебные стеклышки»
Материалы и оборудование: игрушка Всезнайка, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила;, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. :...