Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: формирование представлений детей о воде и её свойствах.
Задачи:
- Обучающие:
- уточнить и расширить знания детей о воде и её свойствах;
- продолжить закреплять умения в установлении причинно-следственных связей в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
- расширять словарный запас через участие в беседе в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
2. Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации;
- продолжать содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, развивать внимание, образное мышление, воображение;
- продолжить развивать способность логически излагать свои мысли.
3. Воспитательные:
- воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем;
- воспитывать умение владеть своими эмоциями и своим поведением;
-продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам во время совместной деятельности.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Методы и приёмы:
Наглядный (показ способов действий),
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение),
Игровой (включение сюрпризного момента и игрового персонажа),
Практический (экспериментирование).
Оборудование и материалы: (для воспитателя) глобус, яблоко, стакан, мячик, блюдце, книжка, схемы “Свойства воды», кувшин с водой, перчатка, воздушный шарик, масло апельсиновое, сахарная пудра, ложка, белый халат, шапочка из нетканого материала.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 5 пронумерованных стаканов (1-с водой, 2- пустой, 3- с молоком, 4 и 5 – с водой, коктейльная трубочка, 2 пластиковые ложки, салфетка тканевая, шапочки из нетканого материала.
Предварительная работа: чтение художественной литературы “ Как люди речку обидели”, отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Доброе утро!
2. Эмоциональный настрой детей.
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
3. Постановка образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: Вода, реки, моря, океаны.
Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?
Дети: На земле больше воды.
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой “ Вы слыхали о воде?”
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить! -
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду?
Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.
Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?
Дети: Речная
Воспитатель: а в роднике
Дети: родниковая
Воспитатель: в море
Дети: морская,
Воспитатель: в болоте
Дети: болотная.
Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?
Дети: пресная
Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно.
Чтение рассказа:
Жила-была в пустыне черепаха. Воды она почти не видела, поскольку получала ее с растениями, которые ела. Поэтому, думала черепаха, что вода и не нужна. А вы как думаете? Кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель: Молодцы. А для чего нужна вода животным?
Дети: Пить, купаться.
Воспитатель: а растениям нужна вода?
Дети: Да. Без воды они погибнут.
Игра “ Скажи наоборот”
Из одного крана течет холодная вода, а из другого….. горячая.
В чайнике вода чистая, а в луже ….. грязная.
В ведре воды много, а в стакане….. мало.
В реке вода пресная, а в море ….. соленая.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и пошли домой.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить со свойствами воды. Я вас приглашаю в нашу лабораторию «Юные экспериментаторы».
Дети переходят в лабораторию, надевают фартуки и шапочки.
Воспитатель: Вспомним о технике безопасности в лаборатории.
Дети рассказывают о правилах проведения опытов с помощью карточек-символов.
- На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
- Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
- Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
- Бережно и аккуратно обращаться с оборудованием.
- Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах.
4. Опыты:
Опыт № 1: Вода – жидкость.
Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики.
Под № 1 – в нем вода, под №2 – пустой.
Давайте аккуратно перельем воду из стакана № 1 в стакан № 2
Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель вывешивает на доску схему № 1.
Опыт № 2: Вода не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, какой?
Дети: круглый.
Воспитатель: Книга какая?
Дети: Квадратная
Воспитатель: Блюдце какое?
Дети: Круглое.
Воспитатель: а вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?
Дети: Форму стакана.
Воспитатель: Сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?
Дети: Форму шарика.
Воспитатель: а сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?
Дети: Форму перчатки.
Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.
Воспитатель: Итак, делаем вывод- вода не имеет формы.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 2.
Опыт № 3: Вода – прозрачная.
Воспитатель: У каждого из вас есть ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой № 2, а другую в стакан с молоком №3. Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с водой?
Дети: Да.
Воспитатель: а в стакане с молоком?
Дети: Нет.
Воспитатель: а почему?
Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Делаем вывод - вода прозрачная.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 3.
Опыт № 4: Вода – бесцветная.
Воспитатель: Посмотрите на стаканчик с водой № 2 и молоком № 3.
Воспитатель: а у молока есть цвет? Какой?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Есть у воды цвет? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, Вода не имеет цвета, значит она, какая?
Дети: Бесцветная.
Воспитатель: Правильно. Делаем вывод- вода бесцветная.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 4.
Воспитатель: а теперь давайте немного разомнемся. Встаньте около своих стульчиков.
Физкультминутка:
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора!
Опыт № 4: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик № 4 и понюхайте водичку. Есть запах у воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно. Чистая вода не имеет запаха. А если добавить в воду “волшебные капли” (Воспитатель добавляет детям в стаканчики по несколько капель масла апельсина.) Появился запах?
Дети: Да. Пахнет апельсином.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?
Дети: Нет. Вода не имеет запаха.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 5.
Опыт № 6: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стакана № 5. Есть у воды вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?
Дети: Вода будет соленой, кислой.
Воспитатель: Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 6.
5. Заключительная часть (Рефлексия)
Воспитатель: Ребята, пришло время закрывать наши лаборатории. Вы большие молодцы - работали как настоящие учёные. Вам понравилось проводить опыты? Как нам это удавалось? Что мы с вами сегодня узнали?
Дети вместе с воспитателем, опираясь на схемы, повторяют свойства воды.
Вода – это жидкость, не имеет формы, прозрачная, бесцветная, не имеет своего вкуса и запаха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
«Рахьинский центр образования»
ДО д. Ваганово
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Волшебница вода»
Подготовила
Голдина Л. В. – воспитатель
2023 г.
Цель: формирование представлений детей о воде и её свойствах.
Задачи:
- Обучающие:
- уточнить и расширить знания детей о воде и её свойствах;
- продолжить закреплять умения в установлении причинно-следственных связей в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
- расширять словарный запас через участие в беседе в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
2. Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации;
- продолжать содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, развивать внимание, образное мышление, воображение;
- продолжить развивать способность логически излагать свои мысли.
3. Воспитательные:
- воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем;
- воспитывать умение владеть своими эмоциями и своим поведением;
-продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам во время совместной деятельности.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Методы и приёмы:
Наглядный (показ способов действий),
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение),
Игровой (включение сюрпризного момента и игрового персонажа),
Практический (экспериментирование).
Оборудование и материалы: (для воспитателя) глобус, яблоко, стакан, мячик, блюдце, книжка, схемы “Свойства воды», кувшин с водой, перчатка, воздушный шарик, масло апельсиновое, сахарная пудра, ложка, белый халат, шапочка из нетканого материала.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 5 пронумерованных стаканов (1-с водой, 2- пустой, 3- с молоком, 4 и 5 – с водой, коктейльная трубочка, 2 пластиковые ложки, салфетка тканевая, шапочки из нетканого материала.
Предварительная работа: чтение художественной литературы “ Как люди речку обидели”, отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Доброе утро!
2. Эмоциональный настрой детей.
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
3. Постановка образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: Вода, реки, моря, океаны.
Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?
Дети: На земле больше воды.
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой “ Вы слыхали о воде?”
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить! -
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду?
Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.
Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?
Дети: Речная
Воспитатель: а в роднике
Дети: родниковая
Воспитатель: в море
Дети: морская,
Воспитатель: в болоте
Дети: болотная.
Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?
Дети: пресная
Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно.
Чтение рассказа:
Жила-была в пустыне черепаха. Воды она почти не видела, поскольку получала ее с растениями, которые ела. Поэтому, думала черепаха, что вода и не нужна. А вы как думаете? Кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель: Молодцы. А для чего нужна вода животным?
Дети: Пить, купаться.
Воспитатель: а растениям нужна вода?
Дети: Да. Без воды они погибнут.
Игра “ Скажи наоборот”
Из одного крана течет холодная вода, а из другого….. горячая.
В чайнике вода чистая, а в луже ….. грязная.
В ведре воды много, а в стакане….. мало.
В реке вода пресная, а в море ….. соленая.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и пошли домой.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить со свойствами воды. Я вас приглашаю в нашу лабораторию «Юные экспериментаторы».
Дети переходят в лабораторию, надевают фартуки и шапочки.
Воспитатель: Вспомним о технике безопасности в лаборатории.
Дети рассказывают о правилах проведения опытов с помощью карточек-символов.
- На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
- Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
- Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
- Бережно и аккуратно обращаться с оборудованием.
- Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах.
4. Опыты:
Опыт № 1: Вода – жидкость.
Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики.
Под № 1 – в нем вода, под №2 – пустой.
Давайте аккуратно перельем воду из стакана № 1 в стакан № 2
Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель вывешивает на доску схему № 1.
Опыт № 2: Вода не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, какой?
Дети: круглый.
Воспитатель: Книга какая?
Дети: Квадратная
Воспитатель: Блюдце какое?
Дети: Круглое.
Воспитатель: а вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?
Дети: Форму стакана.
Воспитатель: Сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?
Дети: Форму шарика.
Воспитатель: а сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?
Дети: Форму перчатки.
Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.
Воспитатель: Итак, делаем вывод- вода не имеет формы.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 2.
Опыт № 3: Вода – прозрачная.
Воспитатель: У каждого из вас есть ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой № 2, а другую в стакан с молоком №3. Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с водой?
Дети: Да.
Воспитатель: а в стакане с молоком?
Дети: Нет.
Воспитатель: а почему?
Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Делаем вывод - вода прозрачная.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 3.
Опыт № 4: Вода – бесцветная.
Воспитатель: Посмотрите на стаканчик с водой № 2 и молоком № 3.
Воспитатель: а у молока есть цвет? Какой?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Есть у воды цвет? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, Вода не имеет цвета, значит она, какая?
Дети: Бесцветная.
Воспитатель: Правильно. Делаем вывод- вода бесцветная.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 4.
Воспитатель: а теперь давайте немного разомнемся. Встаньте около своих стульчиков.
Физкультминутка:
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора!
Опыт № 4: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик № 4 и понюхайте водичку. Есть запах у воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно. Чистая вода не имеет запаха. А если добавить в воду “волшебные капли” (Воспитатель добавляет детям в стаканчики по несколько капель масла апельсина.) Появился запах?
Дети: Да. Пахнет апельсином.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?
Дети: Нет. Вода не имеет запаха.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 5.
Опыт № 6: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стакана № 5. Есть у воды вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?
Дети: Вода будет соленой, кислой.
Воспитатель: Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 6.
5. Заключительная часть (Рефлексия)
Воспитатель: Ребята, пришло время закрывать наши лаборатории. Вы большие молодцы - работали как настоящие учёные. Вам понравилось проводить опыты? Как нам это удавалось? Что мы с вами сегодня узнали?
Дети вместе с воспитателем, опираясь на схемы, повторяют свойства воды.
Вода – это жидкость, не имеет формы, прозрачная, бесцветная, не имеет своего вкуса и запаха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по экологии в подготовительной группе "Волшебница вода".
Цели.1.Образовательные: =ознакомление детей со свойствами воды:- отсутствие собственной формы;- текучесть;- пар тоже вода;- вода может растворять предметы.= объяснить детям, почему вода иногда н...
План конспект экспериментального занятия для подготовительной группы "Волшебница вода"
"Волшебница вода" такое название я дала своей разработке, так как для детей она казалась настоящей волшебницей. Дети с таким восторгом наблюдали за чудесными превращениями, из твердого состояния в жид...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме "Волшебница вода" (в средней группе)
Непосредственно-образовательная деятельность по экологии с использованием современных педогагических технологий: опытно-исследовательской и информационно-коммуникативной....
Конспект непрерывно- образовательной деятельности /Тема: « Удивительная волшебница - вода» Экспериментирование и познавательное развитие. Средняя группа.
Конспект непрерывно- образовательной деятельности. Тема: « Удивительная волшебница - вода». Интеграция образоватлеьных областей, с элементами экспериментирования....
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Образовательная деятельность: Познавательное развитие. «ВОЛШЕБНИЦА- ВОДА» для младшей группы
Формирование элементарных представлений о свойствах воды. Знакомить с приемами элементарного экспериментирования, развивать исследовательские способности у воспитанников, воспитывать любознательн...
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...