Конспект по экологии в подготовительной группе "Волшебница вода".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цели.
1.Образовательные:
=ознакомление детей со свойствами воды:
- отсутствие собственной формы;
- текучесть;
- пар тоже вода;
- вода может растворять предметы.
= объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
= развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
- закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
2.Воспитательные.
= развивать социальные навыки:
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
= прививать бережное отношение к воде.
3.Развивающие:
= активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
"Волшебница вода"
Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы.
Цели.
1.Образовательные:
=ознакомление детей со свойствами воды:
- отсутствие собственной формы;
- текучесть;
- пар тоже вода;
- вода может растворять предметы.
= объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
= развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
- закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
2.Воспитательные.
= развивать социальные навыки:
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
= прививать бережное отношение к воде.
3.Развивающие:
= активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др..
5.Чтение художественной литературы.
6.Наблюдение за водой во время прогулок.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ.
- Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
- Фильтровальная бумага.
- Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.
- Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.
- Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.
- Электрообогреватель или кипятильник.
1 часть.
Вос - ль: ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты
Проводили мы с вами (ответы детей). Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.
Дети подходят к фонтану и рассматривают его.
Вос ль: кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане (вода).
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
2 часть.
"вода - жидкость, не имеет собственной формы".
Вос - ль: вы сказали: "вода льется, течет". Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: стеклянная.
Вос - ль: как нужно с такой посудой обращаться.
Дети: аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.
Вос - ль: возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.
Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: вода жидкая.
Вос - ль: совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.
Вос - ль: если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Вос - ль: а есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.
Самостоятельная работа детей.
Вос - ль: итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: форму баночки.
Вос - ль: а что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
Дети: вода приняла форму этих предметов.
Вос - ль: правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Вос - ль: а сейчас я предлагаю поиграть в игру "хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "вода - это плохо. Почему?".
Итак, начали: "вода это хорошо. Почему?".
Дети: вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Вос - ль: первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " вода - это плохо. Почему?".
Дети: если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
"вода может нагреваться".
Вос - ль: ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: когда её нагревают.
Вос- ль: а что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: огонь, газ, электронагреватель.
Вос - ль: на наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это кипятильник.
Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.
Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Вос - ль: вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: она кипит, булькает, бурлит.
Вос - ль: а какая кипящая вода? Можно ей ожечься?
Дети: да, она очень горячая.
Вос - ль: приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.
Дети: в чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке.
Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, в батареях.
Вос - ль: итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.
"пар - это тоже вода".
Вос - ль: сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?
Высказывания детей.
Вос - ль: вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. ( воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".
Физкультминутка "рыбки плавали, ныряли".
"вода - растворитель".
Вос - ль: ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Вос - ль: теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.
(соль).
Убираем салфетку со второго блюдца.
Вос - ль: и, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло).
Вос - ль: ребята, а почему соль и сахар боятся воды.
Дети: потому что они в ней исчезают.
Вос - ль: предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.
Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находиться в желтых баночках, а что в зеленых.
Вос - ль: давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему?
Дети: сахар растворилась в воде.
Вос - ль: возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: соль растворилась в воде.
Вос - ль: а все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Дети: масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Вос - ль: молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились
Дети: вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вос - ль: правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
"очистка воды".
Вос - ль: ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Вос - ль: да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: её нужно очистить от масла.
Вос - ль: а вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (воспитатель показывает как сделать фильтр.
Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.
Вос - ль: у всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Вос - ль: аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: вода стала чистой.
Вос - ль: куда же делось масло?
Дети: все масло осталось на фильтре.
Вос - ль: мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
3 часть.
Вос - ль: ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "какая бывает вода?"
Игра: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. (варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).
После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.
Вос - ль: ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
Дети: вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может нагреваться, быть горячей;
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Вос - ль: вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение н. Рыжовой "волшебная вода". Давайте его послушаем.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Вос - ль: действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по экологии в подготовительной группе
Беседа о весне...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-это жизнь, бесценный дар, богатство планеты».
Цель: формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде)....
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе « Вода-волшебница»
формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;систематизировать и уточнить представления о свойствах воды,обобщить знания детей о свойствах воды и окружающей среде....
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Вода - это жизнь, бесценный дар, богатство страны".
Конспект ННОД по экологии в подготовительной группе. Тема: "Вода - это жизнь, бесценный дар, богатство страны"....
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-чудесница»
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-чудесница»...
Проект по экологии в подготовительной группе "Вода вокруг нас"
Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого ...
Проект по экологии в подготовительной группе "Вода вокруг нас"
Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого ...