Разработка проекта инклюзивной среды в МАДОУ Детский сад "Теремок"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кидрячева Ольга Николаевна

МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок» с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан посещают 124 детей в 8 группах. Из них 9 – дети с ограниченными возможностями здоровья. 2 ребенка-инвалида, и 7 детей с диагнозом ТНР. Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. Создан школьный психологомедико-педагогический консилиум (ПМПк) из двух воспитателей, старшей медсестры, педагога-логопеда и психолога. Из узких специалистов в детском саду работают психолог и педагог-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции для воспитанников. Специалисты находятся в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с детьми, но чувствуется отчуждённость таких детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_proekta_inklyuzivnoy_sredy.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка проекта инклюзивной среды в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад комбинированного вида «Теремок» с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан

Сроки реализации

Сентябрь 2021-декабрь 2021 г.

Цель проекта

Включение в инклюзивное образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития.

Задачи:

1.Разработка индивидуальных программ (образовательных маршрутов) для детей с особенностями в развитии.

2.Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ограниченными возможностями здоровья и принимающими активное участие в развитии инклюзивного образования.

3.Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

4.Повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

5. Получение и приобретение детьми, страдающими различными заболеваниями, знаний, умений и навыков, необходимых им для продолжения обучения, профессиональной ориентации и адаптации в обществе;

6. Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);

7.Обеспечить материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ.

Основные мероприятия проекта

 - создание «безбарьерной» среды;

- коррекционно-развивающая работа;

- адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях;

- формирование в условиях образовательного процесса у обучающихся с ОВЗ жизненно важных компетенций, способствующих их социальной адаптации.

- расширение материально-технической базы образовательного учреждения

Объемы и источники финансирования проекта

 Средства федерального и муниципального бюджета

Актуальность проекта.

МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок» с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан посещают 124 детей в 8 группах. Из них 9 – дети с ограниченными возможностями здоровья. 2 ребенка-инвалида, и 7 детей с диагнозом ТНР. Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. Создан школьный психологомедико-педагогический консилиум (ПМПк) из двух воспитателей, старшей медсестры, педагога-логопеда и психолога. Из узких специалистов в детском саду работают психолог и педагог-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции для воспитанников. Специалисты находятся в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с детьми, но чувствуется отчуждённость таких детей. На сегодняшний день нет положения об инклюзивном образовании, нет приказа о сопровождении каждого ребёнка.

Коллектив детского сада состоит из 12 воспитателей основного состава. С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2021/2022 учебном году будут работать 6 педагогов. 40% педагогического коллектива понимают и принимают ситуацию, 60% коллектива не видят перспективы такого образования. Тем не менее, в детском саду создана команда из 6 человек: заведующий, старший воспитатель, 2 воспитателя, психолог и логопед. Поскольку работа для нас новая, на сегодняшний день мы только распределили обязанности между членами команды. Нам необходима квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума, поскольку у нас он проходит в режиме совещания.

К сожалению, в нашем случае существует риск отсутствия помощи родителей. Необходима организация работы с родителями по данному направлению.

Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.

Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство детского сада скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы воспитанникам и воспитателям для достижения успеха.

В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Фантазия»; секция «Спортивные игры», «ЛФК».

В ходе реализации проекта планируется:

-        создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

-        повышение квалификации учителей посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики НИПКиПРО;

-        распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации проекта определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

- материально-техническая база.

Здание блочное двухэтажное, рассчитанное на 180 воспитанников. В школе имеются следующие функциональные группы помещений:

1)        вестибюль;

2)        помещения:

-        общего образования, включающее группы для воспитанников, которые оборудованы столами двухместными. В школе имеются кабинеты: логопеда, психолога;

-        комната СБО;

-        досугово-физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, перекладина). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха, игровая комната;

-        административно-бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя);

-           хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски софитами (8 шт.).

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 1 умывальнику.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование.

-        учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Детский сад обеспечен в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2021-2022 учебный год.

-        кадровый состав.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.

Имеют:

Высшее образование -56%

Среднее специальное – 44%

Из них:

С высшей категорией – 24%

С первой категорией – 57%

Без категории- 19%

Запланирована         курсовая         подготовка         по         организации         обучения         детей         с ограниченными возможностями здоровья.

Стратегия достижения поставленной цели.

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация ДОУ в рамках внутреннего контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО воспитателей (два раза в год), заседаниях инициативной группы.

Пояснительная записка

Введение

Сегодня, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование. Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения. Актуальность разработки данного проекта определяется тем, что с каждым годом в нашей школе увеличивается количество детей, относящихся к категории детей с ОВЗ. Такие дети есть почти в каждом детском саду, при этом при обучении такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с сверстниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться и т.д. Но все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности. Учитывая однородную картину нарушений у детей с ОВЗ в школе, необходимо объединить усилия родителей, педагогов, специалистов для создания комфортной инклюзивной среды для обучающихся. С этой целью разработан проект модели создания инклюзивной среды в условиях нашей школы.

Структура инклюзивной образовательной среды включает в себя пространственно-предметный, содержательно-методический и коммуникативно-организационный компоненты.

Пространственно-предметный компонент - это материальные возможности учреждения - доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей). Одним из параметров безбарьерной среды является техническое обеспечение образовательного процесса. Для различных категорий детей применяются специальные технические средства.

Содержательно-методический компонент включает в себя адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств.

Коммуникативно-организационный компонент – это личностная и профессиональная готовность педагогов к работе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов.

 

Критерии оценки реализации проекта:

 

Показатели

Обеспечение доступной среды детей с ОВЗ.

 

  • Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы
  • Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями
  • Организация медицинского обслуживания и питания
  • Благоприятный микроклимат в ОУ.
  • Информационное обеспечение
  • Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
  • Использование адаптированных программ
  • Кадровое обеспечение

Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

 

  • Психолого-педагогическое обеспечение;
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
  • Динамика эмоционального состояния ребенка;
  •  Изменение социального статуса ребенка в группе.

 

Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ.

 

  •  Изменение социального статуса ребенка в группе;
  • Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания;
  • Участие родителей в государственно-общественном управлении, в жизни школы

 

Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов области инклюзивного образования

  • Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте.

Система контроля

Контроль за реализацией проекта осуществляет администрация детского сада, педагогический совет.

Автор – разработчик

Кидрячева Ольга Николаевна, старший воспитатель

Заинтересованные стороны, благополучатели

Дети с ослабленным здоровьем, в том числе дети с ограниченными возможностями, с особыми нуждами, их родители (законные представители), проживающие на закрепленной территории

Сроки реализации

Сентябрь 2021-декабрь 2021 г.

Цель проекта

Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Основные мероприятия проекта

Подготовительный этап:

  • создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;
  • создание “без барьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);
  • адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;
  • формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;
  • формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;
  • курсовая подготовка педагога.

Деятельный этап (основной):

  • непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • социальная адаптация;
  • работа “Родительского клуба”;
  • курсовая подготовка педагога.

Рефлексивный этап:

  • контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;
  • обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;
  • составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Объемы и источники финансирования проекта

Текущее бюджетное финансирование, средства целевого бюджетного фонда развития территории округа, города.

 

Этапы реализации проекта

Подготовительный

 

1.Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;

2.Создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;

3.Создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);

4.Выстраивание инклюзивных вертикалей, многоуровневой системы повышения квалификации.

5.Курсовая подготовка педагогов.

Сентябрь-октябрь

Этап запуска проекта

1.Анкетирование, диагностика.

2.Разработка индивидуальных программ (образовательных маршрутов) для детей с особенностями в развитии.

3.Формирование и деятельность проектно-исследовательских групп в ОУ по вопросам инклюзивного образования.

Октябрь

Основной этап развертывания проекта

1.Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

2.Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ;

3.Работа “Родительского клуба”;

Ноябрь

Завершающий этап проекта

1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию.

2.Формирование банков выстраивания инновационных сетей.

3.Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования.

Декабрь

Этапы реализации проекта

Этап

Задачи

Сроки

Подготовительный

создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;

создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);

адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;

формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;

формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;

курсовая подготовка педагогов.

Сентябрь-октябрь

Деятельностный (основной)

непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;

коррекционно-развивающая работа;

социальная адаптация;

работа “Родительского клуба”;

курсовая подготовка

Ноябрь

Рефлексивный

контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;

обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;

составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Декабрь

Ожидаемые результаты:

При условии успешной реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:

1. В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учрежденим Детский сад комбинированного вида «Теремок» с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их нервно-психических и физических особенностей.

2. Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).

5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.

6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.

7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.

8. Воспитанники детского сада приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.

9. Обобщение опыта через организацию открытых мероприятий для педагогов своей школы, школ города, участие в муниципальных НПК, форумах, издание сборника методических рекомендаций и брошюры из опыта работы педагогов МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок» с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан по инклюзивному образованию, которые будут распространены среди педагогов детских садов, представление опыта за пределами города, на страницах сети Интернет.

Риски:

Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:

Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.

Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.

В-третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.

В-четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.

В-пятых, не исключен и риск так называемой “формальной” инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.

В-шестых, не исключаем ситуации, когда родители не желают признавать своего ребенка нуждающимся в особых условиях при получении образования и препятствуют прохождению ПМПК своим ребенком, либо пройдя ПМПК, получив рекомендации, не предоставляют их в школу.

Критерии оценки реализации проекта:

Критерий

Объективно проверяемые показатели

Источники проверки

1.Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями

1.1. Описание особенностей образовательной среды.

1.2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы.

1.3. Благоприятный микроклимат в ОУ.

1.4.Стабильные показатели набора учащихся школы.

1.5.Факты научно-методического сотрудничества школы с учреждениями и центрами.

Публикации

Комплект нормативно-правовых и учебно-методических материалов

Анкетирование участников образовательного процесса

Приказы о списочном составе учащихся школы

Договоры о сотрудничестве

Планы учебно-методической работы школы

2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

2.1. Динамика эмоционального состояния ребенка.

2.2. Снижение школьной тревожности.

2.3. Изменение социального статуса ребенка в группе.

Документация психолого-педагогической службы

Результаты диагностик

Наблюдение

3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования

3.1. Увеличение числа педагогов высшей и первой квалификационной категории

3.2. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте

3.3. Участие педагогов в государственно-общественном управлении школой

Результаты аттестации /распоряжения и портфолио педагогов/

Документы о курсах повышение квалификации

Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета, Педагогического совета

Анкетирование педагогов

4.Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ

4.1. Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания, являющихся членами Родительского клуба

4.2.Участие родителей в государственно-общественном управлении, в жизни школы

Протоколы родительских собраний, Родительского клуба

Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета

Анкетирование родителей

5.Разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта

5.1. Проведение семинаров, педсоветов по плану и запросу.

 

5.2.Высокий уровень удовлетворенности профессионального сообщества проведенными семинарами.

Календарный план проведения научно-практических семинаров, педсоветов.

Методические разработки проведения семинаров, педсоветов (публикации), протоколы

Заявки на проведение семинаров

Отзывы участников семинаров

Данные о спросе на публикации

Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.

Организация работы педагогического коллектива в проекте, создание Рабочей группы

2021 сентябрь

Администрация

1.2.

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов, внесение корректив в нормативно-правовые акты школы

До 01.10.2021

Администрация, Рабочая группа

1.3.

Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз

До 01.10.2021

Администрация, Рабочая группа

1.4.

Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях

До 01.10.2021

Администрация, Рабочая группа

1.5.

Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях

До 01.10.2021

Воспитатели

1.6.

Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Организация семинаров по данному направлению

По доп. плану

Администрация, Рабочая группа

1.7.

Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, организация курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики)

До 01.10.2021

Администрация

1.8.

Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей

постоянно

Администрация, психолог, привлеченные специалисты

1.9.

Контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию

В конце каждого квартала

Администрация

1.10

Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования

В конце каждого квартала

Администрация

1.11

Составление/ коррекция план дальнейшей работы в этом направлении.

По необходимости

Администрация

2. Создание “безбарьерной” среды

2.1

Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание “безбарьерной” среды:

До 01.10.2021 по возможности обновлять, дополнять

Администрация

 

Оснащение кабинетов лабораторно-учебным оборудованием и наглядными пособиями

 

Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога

 

Оснащение учебно-наглядными пособиями кабинета логопеда

 

Сопровождение и доработка программного- методического обеспечения, методического материала обеспечения по предоставлению технических средств реабилитации

2.2.

Обеспечение школы необходимым техническим оборудованием, создание “безбарьерной” среды

До 01.10.2021

по возможности обновлять, дополнять, корректировать план

Заведующий, старший воспитатель

 

Установка пандуса /перил/ к основному входу и запасному выходу

 

Оборудование гардероба

 

Ремонт и оборудование туалетов на 1 этаже

 

Оборудование столовой специальными умывальниками

 

Оборудование специальной мебелью читального зала, учебных кабинетов

 

Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием читального зала и учебных кабинетов

 

Оборудование рабочих мест в кабинетах технологии

 

Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК

 

Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием

 

Доступные классы:

• вход в группу без порога;

• широкие проходы между партами;

• оснащение современным оборудованием;

• освещение класса;

• специальная мебель.

3. Работа с родителями

3.1.

Диагностика, анкетирование

Сентябрь 2021

Администрация, психолог, социальный педагог, привлеченные специалисты

3.2

Организация родителей в “Родительский клуб”

3.3

Составление / коррекция плана работы Родительского клуба

3.4

Консультации, тренинги

По плану

3. 5

Родительские конференции, собрания

По плану школы

3.6

Мероприятия досугового направления (см. план работы школы)

4. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

4.1

Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях

До 1.10.2021г

Администрация

4.2

Диагностики, анкетирование

Сентябрь- декабрь

Психолог

4.3

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов

Педагоги, психолог

4.4

Коррекционно-развивающая работа (консультации, тренинги)

По плану

Психолог, соц.педагог

4.5

Организация дополнительных консультативных и индивидуальных занятий

По плану

Воспитатели, психолог

4.6

Мероприятия досугового направления (см. план работы школы)

По плану школы

Воспитатель

Воспитатели

 

 

4.7

Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Участие в семинарах по данному направлению

До 1.10.2021г

Администрация

4.8

Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики)

До 01.12.2021г

Администрация

4.9

Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов

По плану

Психолог

4.10

Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях

До 01.10.2021г

Педагоги

4.11

Индивидуальное планирование работы учителями

Постоянно

Педагоги

4.12

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями

2021 год

Администрация, педагоги

4.13

Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений

По плану

Воспитатели

4.14

Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы

По плану

Администрация

4.15

Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов

По плану

Педагоги, психолог

4.16

Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды (учебные пособия, программы, наглядные пособия и т.п.)

В течение срока данного

Администрация

4.17

Консультирование участников интегративного образовательного пространства: учителей, специалистов, родителей

Постоянно

Администрация, психолог, привл. специалисты

4.18

Индивидуальное планирование работы воспитателями, которые включены в работу по инклюзивному образованию

постоянно

Воспитатели

4.19

Мероприятия досугового направления (см. план работы детского сада)

По плану

Воспитатель, учителя физкультуры

4.20

Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования

2021г. и далее

Администрация, коллектив детского сада

 

Первый этап (с 01.09.2021-01.10.2021) – создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

Второй этап (с 01.10.2021-30.11.2021) – диагностические мероприятия, создание групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

Третий этап (с 01.12.2021-31.12.2021) – проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей- предметников, использование здоровье сберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребёнка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения. Сбор материала для мониторинга результатов обучения учащихся данной категории.

Данный проект несет в себе пробный вариант, который будет реализован в период с  сентября 2021-декабрь 2021 года и впредь будет использоваться постоянно.

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам каждой четверти с целью диагностики и динамики развития обучающихся. В практической деятельности планируем взаимодействие со детскими садами Чишминского района РБ.

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного учреждения;

2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных;

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье;

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;

6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Варенова Т. В., Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-91134-677-5.

2. Голиков Н. А., Ребёнок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 428 с. – ISBN 978-5-222- 23833-2.

3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб.-метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М.: Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-691-01851-0.

4.        Ахутина, Т. В., Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. – М.: МГППУ, 2013. – 56 с. – ISBN 978-5-88923-357-2.

5.        Головчак Е. В., Дистанционное обучение детей с особенностями развития / Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. - №7. - С. 175-182.

6.        Дубровская Т. А., Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушин. – М.: РГСУ, 2014. – 364 с. – ISBN 978-5-7139-1135-5.

7.        Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин. – М.: МозаикаСинтез, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-867-75937-7.

8.        Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Авт.-сост. Л. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-7057-2823-7.

9.        Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов и модель её дальнейшего развития / А. В. Иванов // Отечественный журнал социальной работы, 2011. №3. – С. 78-85.

10.        Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / Авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. – Волгоград:

Учитель, 2011. – 87 с. – ISBN 978-5-7057-2835-0.

11.        Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 146 с. – ISBN 978-5-7057-3031-5.

12.        Крыжановская Л. М., Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. – М.: Владос, 2014. – 142 с. – ISBN 9785-691-01918-0.

13.        Леонгард Э. И., Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: метод. пособие / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М.: МГППУ, 2011. – 278 с. – ISBN 9785-94051-093-2.

14.        Нефедова Е., Путь в страну «Инклюзия» / Е. Нефедова // Учитель, 2011. - №4. –

С. 69-71.

15.        Пасторова А. Ю., Инклюзивное образование: исследования и практика в СанктПетербурге: монография / А. Ю. Пасторова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2012. – 250 с. – ISBN 978-5-288-05364-1.

16.        Приступа Е. Н., Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. – М.: Инфра-М: Форум, 2015. – 160 с. – ISBN 978-5-91134-974-5.

17.        Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего образования: метод. пособие / Е. Л. Черкасова, А. В. Лагутина, А. С. Павлова, Ж. И. Журавлева, Е. Н. Моргачева. – М.: Перспектива, 2015. – 88 с. – ISBN 978-5-98594-523-2.

18.        Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС / Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева. – М.: Просвещение, 2014. – 126 с. – ISBN 978-5-09-030566-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление педагогическим персоналом на этапе введения инклюзивного образования в МАДОУ «Детский сад №50» г.Перми

Управление педагогическим персоналом на этапе введения инклюции в детском саду:  Введение Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом1.1. Содержание и значение управления персо...

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Проект инклюзивной среды в детском саду

Введение инклюзивной образования необходимо начинать с дошкольного образования. Именно в это время ребенок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Особенному ребенку ва...

Проект «Инклюзивная среда в образовательном учреждении»

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, п...

Проект инклюзивной среды в ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» г.п. Смышляевка с/п «Детский сад «Самоцветы».

laquo;Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»Пояснительная запискаВ настоящее время общество и государство переосмыслива...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...