Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
проект (старшая группа)
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка. Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья путем включения в образовательную среду ДУ .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговое задание по курсу
«Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».
Проект инклюзивной среды в ДОУ
Пояснительная записка.
В условиях обновления российского образования создание разнообразных стратегий для детей с ОВЗ является неслучайным этапом, связанным с пересмотром отношения к детям с особыми образовательными потребностями, ведь долгое время эти дети были «выключены» из активной жизни, находясь в постоянной изоляции от общества.
Инклюзия — это процесс реального ввода в активную жизнь социума детей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г, № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», где одной из основных задач определено осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии ребенка.
Для решения этой задачи решено было создать в дошкольных образовательных учреждениях:
-группы комбинированной и компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;
-для детей с ОВЗ не посещающих дошкольное учреждение были созданы группы кратковременного пребывания, для родителей организованы консультативные пункты. Такая организация деятельности ДОУ обусловлена наличием особых образовательных потребностей детей и диктует необходимость психолого-педагогического сопровождения детей и их родителей.
Важнейшими условиями инклюзивного образования обозначаются:
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей с ОВЗ;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов, направленная на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями для работы с детьми ограниченных возможностей здоровья.
Актуальность проекта.
В дошкольном учреждении разработана программа Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования, которая спроектирована и разработана в соответствии с требованиями основных законодательных нормативных документов в сфере образования:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказом МОиН РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Приказом МОиН РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Образовательная программа составлена с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Коррекционно- развивающих занятий для дошкольников В.Л Шарохиной, программа по развитию эмоциональной сферы Н.Ю Куражевой, Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В Нищевой.
Наш детский сад (в дальнейшем ДУ) посещают 13 детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 10% от количества дошкольников посещающих дошкольное учреждение. Данный проект предполагает, что педагогический потенциал интегрированного образования способствует формированию:
- у детей с нормальным развитием осознания уникальности каждого ребенка, его неотъемлемого права на самореализацию в соответствии с его физическим и интеллектуальным потенциалом;
- у детей с ограниченными возможностями здоровья - способствует восстановлению (компенсации) нарушенных социальных способностей в общении, в возможности получать знания в социальном взаимодействии.
В ДУ, не в достаточном объеме создана материально-техническая база для реализации образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Родители детей с ОВЗ, не всегда понимают и принимают рекомендации специалистов, не идут на контакт, не видят проблемы в здоровье своего ребенка. Необходима организация работы с такими родителями для включения в процесс обучения и воспитания детей совместно с педагогами сада.
Анализ работы по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает об актуальности и рациональности реализации проекта.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья путем включения в образовательную среду ДУ .
В ходе реализации проекта планируется:
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
- применение в работе АООП, целью которой является создание условий для развития ребенка с ОВЗ и проектирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности;
- организация работы с родителями детей с ОВЗ и установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений между родителями здоровых детей и родителями детей с особыми потребностями здоровья, что приведет к принятию идеи интегрированного образования;
- создание ППК (психолого-педагогического консилиума), для сопровождения дошкольников с ОВЗ.
- распространение опыта работы планируется рассматривать на методических объединениях, семинарах, конференциях.
Проект будут осуществлять администрация ДОУ, 2 педагога воспитателя, специалисты: психолог, дефектолог, логопед. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольников, индивидуальным образовательным маршрутом.
Предложенная модель проекта поможет решить проблему включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в интегрированное обучение и воспитание с нормально развивающимися детьми, в результате которого приобретут навыки в социальном развитии.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: индивидуальный подход, позволяющий осуществить учет индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников в образовательном процессе, дифференцированный подход, который позволяет проводить и предполагает создание разнообразных условий обучения и воспитания, соответствующих образовательным возможностям детей с ОВЗ.
Задачи для достижения цели:
- разработать программу обучения и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- предоставить психолого –педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ.
- создать доверительные отношения между родителями здоровых детей и родителями детей с особыми потребностями здоровья;
- обеспечить повышение профессиональной компетенции педагогов по работе с детьми в ОВЗ
Ресурсное обеспечение проекта
Обеспечение успешности реализации «Модели детского сада инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
- материально-техническая база.
Здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 120 воспитанников, в корпусе имеются следующие функциональные группы помещений: 6 групп, спортивно-музыкальный зал, кабинеты специалистов и администрации, помещение для приготовления пищи, медицинской сестры.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет.
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по1-2 унитазу для мальчиков и девочек, и по 2-3 умывальнику.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение. Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование.
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
ДУ обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2022-2023 учебный год.
- кадровый состав.
Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.
Из них: С высшей категорией – 3%
С первой категорией – 97%
Курсовую подготовку по организации обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья прошли 100% педагогов.
Стратегия достижения поставленной цели.
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация ДУ и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях инициативной группы.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3этапа:
Первый этап – создание инициативной группы педагогов и специалистов, разработка проекта, сбор информации материалов по инклюзивному образованию в дошкольных учреждениях.
Второй этап – диагностические мероприятия, создание группы детей с ОВЗ, разработка индивидуального образовательного маршрута обучения, разработка пакета документов ( АООП), регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри структурного подразделения, курсовая подготовка участников проекта.
Третий этап – проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по коррекционной работе с дошкольниками, использование здоровьесберегающих и игровых технологий, работа специалистов (психолога, дефектолога, логопеда) по устранению и коррекции нарушений в развитии ребёнка и социальной адаптации, мониторинг результатов знаний и умений детей с ОВЗ. Отчет о работе инициативной группы на итоговом педсовете о проделанной работе.
План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
- материально-техническое и организационное оснащение;
- организация дополнительного обучения педагогов и специалистов через повышение квалификации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- создание механизма комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- Создание адаптивной среды в дошкольном учреждении, обеспечивающей личностную самореализацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе работы решаются следующие задачи:
- вхождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную группу, в результате которого формируется осознание равных прав и возможностей, способность к самовыражению;
- создание условий для развития ребенка с ОВЗ, обеспечивающих позитивную социализацию со здоровыми детьми и успешное обучение;
- защита и укрепление физического и психического здоровья дошкольников;
- обеспечиваются равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от его физического и психического здоровья.
№/№ | Мероприятия | Исполнители | Дата |
1 | Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения | Администрация | Август |
2 | Внесение изменений в штатное расписание ДУ | Администрация | Август |
3 | Разработка и модернизация системы «Инклюзивное образование» в программе развития образовательного учреждения | Заведующий ДУ, старший воспитатель | Август |
4 | Создание списка и социального паспорта группы с данными детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка раз в год. | Заведующий , старший воспитатель | Август |
5 | Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов по организации | Заведующий Старший воспитатель | Август |
6 | Составление индивидуальных образовательных маршрутов развития детей, нуждающихся в инклюзивном образовании | Старший воспитатель психолог, логопед | Сентябрь |
7 | Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию | Администрация педагогический коллектив | Сентябрь |
8 | Организация и проведения педагогических советов «Создание специальных условий для детей с ОВЗ» , мастер-класс «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности», « Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условии ДУ» | Старший воспитатель, педагогический коллектив психолог, дефектолог, логопед | В течении года |
9 | Изучение и обобщение опыта работы воспитателей коррекционной группы по системе инклюзивного образования | Старший воспитатель, Воспитатели коррекционной группы | Декабрь Май |
10 | Проведение заседаний МО по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДУ | Администрация, старший воспитатель, руководители МО | В течение года |
11 | Организация совместного с родителями спортивного досуга для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов «Мы - вместе!» Участие в открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие» для детей дошкольного возраста | Воспитатели, физкультурный и музыкальный руководители родители | Октябрь по графику |
12 | Анализ годового плана детского сада с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидам | Администрация, педагогический коллектив | Ноябрь |
13 | Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования | Администрация, старший воспитатель | В течение года |
14 | Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте | Администрация | В течение года |
15 | Участие педагогической и родительской общественности ДУ в мероприятиях «Твори добро», «Дружно за руки возьмемся» в рамках программы инклюзивного образования | Администрация воспитатели | Декабрь |
17 | Организация работы педагогического коллектива и родительского комитета по оказании помощи и поддержки семей детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации ребенка | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты | В течение года |
18 | Проведение родительских собраний по вопросам правового просвещения родителей, в вопросах интегрированного и инклюзивного образования | Заведующий, старший воспитатель, педагогический коллектив | В течение года |
19 | Организация работы ППК с целью оказания индивидуальной и консультативной помощи детям с ОВЗ и их родителям | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты | В течение года |
20 | Составление индивидуальных тематических образовательных программ сопровождения воспитанников с особыми образовательными нуждами | Старший воспитатель, воспитатели | Август Сентябрь |
21 | Участие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в конкурсах творчества различного уровня | Старший воспитатель, педагогический коллектив | В течение года |
22 | Проведение коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детьми –инвалидами | Воспитатели, специалисты | В течение года |
23 | Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования и воспитания детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в ДОО | Заведующий, старший воспитатель, родители воспитатели, специалисты, соц. сеть VK | В течение года |
24 | Проведение социального опроса родителей, в том числе детей с ОВЗ, по изучению удовлетворенности услугами дошкольного образования в ДУ | Администрация, воспитатели | Май |
25 | Мониторинг результатов знаний и умений детей с целью диагностики и динамики развития воспитанников( стартовый, промежуточный, итоговый) | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты | Сентябрь Декабрь Май |
26 | Отчет о работе инициативной группы на итоговом педсовете о проделанной работе. | Инициативная группа | Май |
Создание инклюзивных групп, это:
- успешная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие их самостоятельности и самооценки, для дальнейшего обучения в школе;
- изменение отношения к детям с ОВЗ:
учит здоровых детей видеть в других детях равных себе независимо от их особенностей, учит проявлять заботу, быть более открытым и дружелюбным, прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.
- повышение профессиональной компетенции воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-установление доверительных отношений и оказание педагогической помощи родителям детей с ОВЗ.
Используемая литература:
- https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005434620.pdf
- Хохлова Н.А. «Педагогические условия социальной адаптации детей дошкольного возраста в процессе интегрированного образования» автореферат Чебоксары – 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр с песком как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
использование игр с песком в логопедической работе, позволяет заинтересовать детей с ОВЗ, а значить повысить эффективность коррекционной работы и в конечном счете качество образования....
Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...
Статья Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ.
Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интел...
"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...
Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)
Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)...
Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....
«Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», (дистанционная)
Повышение квалификации за межаттестационный период «Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», (дистанционная)г. МоскваООО «Междун...