Проект инклюзивной среды в ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» г.п. Смышляевка с/п «Детский сад «Самоцветы».
проект (старшая группа)

Булатова Надежда Ивановна

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

Пояснительная записка

В настоящее время общество и государство переосмысливает свое отношение к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни.В большинстве западных стран уже сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов.Происходят изменения и у нас в России.Внедрение инклюзивного образования необходимо начинать с дошкольного образования. Именно в это время ребёнок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Особенному ребёнку важно учиться находить общий язык со сверстниками. Для детей, которые не имеют ограничений здоровья, инклюзивное образование также очень важно. С детства они должны привыкать к тому, что все люди очень разные, и что не все из них нуждаются в одном и том же. Став взрослыми, они уже не будут в буквальном смысле «шарахаться» от человека в инвалидной коляске, когда он попросит о помощи.

 В последние годы растет  число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы реформирования системы дошкольного воспитания и обучения в части инклюзии (Н.Н.Малофеев, М.М.Маркович, Н.Д.Шматко). Большая часть имеющихся исследований рассматривает проблему оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья лишь в аспекте их психолого-педагогической или медико-социальной защиты. Образование и социальная адаптация таких детей остаются практически неразработанными с точки зрения комплексного подхода к проблеме, решаемой как в рамках образовательного учреждения, так и на уровне государственной политики.

          Обращение к проблеме построения инклюзивного образовательного пространства в нашем учреждении было обусловлено наличием  детей с ОВЗ, отсутствием системы комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве ДОУ и недостаточной готовностью педагогов к ее реализации. Осуществляя выбор путей построения инклюзивного образовательного пространства в ДОУ и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, социума.

          Проект  «Инклюзивное образование в ДОУ» предназначен для решения этой сложной проблемы и определяет стратегическое, тактическое планирование действий всех участников образовательного процесса. В то же время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду. Хочется отметить, что создание полноценно работающей системы инклюзивного образования — это долгосрочный проект и инвестиции скорее в будущее, чем в настоящее. Результаты проводимой сегодня работы мы увидим только через определённое время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_inklyuz.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект инклюзивной среды в ГБОУ СОШ  №1 «ОЦ» г.п. Смышляевка с/п «Детский сад «Самоцветы».

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

Пояснительная записка

В настоящее время общество и государство переосмысливает свое отношение к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни.В большинстве западных стран уже сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов.Происходят изменения и у нас в России.Внедрение инклюзивного образования необходимо начинать с дошкольного образования. Именно в это время ребёнок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Особенному ребёнку важно учиться находить общий язык со сверстниками. Для детей, которые не имеют ограничений здоровья, инклюзивное образование также очень важно. С детства они должны привыкать к тому, что все люди очень разные, и что не все из них нуждаются в одном и том же. Став взрослыми, они уже не будут в буквальном смысле «шарахаться» от человека в инвалидной коляске, когда он попросит о помощи.

 В последние годы растет  число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы реформирования системы дошкольного воспитания и обучения в части инклюзии (Н.Н.Малофеев, М.М.Маркович, Н.Д.Шматко). Большая часть имеющихся исследований рассматривает проблему оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья лишь в аспекте их психолого-педагогической или медико-социальной защиты. Образование и социальная адаптация таких детей остаются практически неразработанными с точки зрения комплексного подхода к проблеме, решаемой как в рамках образовательного учреждения, так и на уровне государственной политики.

          Обращение к проблеме построения инклюзивного образовательного пространства в нашем учреждении было обусловлено наличием  детей с ОВЗ, отсутствием системы комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве ДОУ и недостаточной готовностью педагогов к ее реализации. Осуществляя выбор путей построения инклюзивного образовательного пространства в ДОУ и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, социума.

          Проект  «Инклюзивное образование в ДОУ» предназначен для решения этой сложной проблемы и определяет стратегическое, тактическое планирование действий всех участников образовательного процесса. В то же время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду. Хочется отметить, что создание полноценно работающей системы инклюзивного образования — это долгосрочный проект и инвестиции скорее в будущее, чем в настоящее. Результаты проводимой сегодня работы мы увидим только через определённое время.

Актуальность создания экспериментальной площадки.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится в центре общественного внимания. В ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» г.п. Смышляевка структурном подразделении «Детский сад «Самоцветы» число лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 3 % от общего состава дошкольников. Согласно прогнозным оценкам число детей с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится дошкольник.

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе структурного подразделения «Детский сад «Самоцветы» Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения средней общеобразовательной школы №1 г.п. Смышляевка. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги детского сада освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители ребенка получат возможность обучения своих детей в структурном подразделении по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности. Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация детского сада, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели. Всего в проекте будут принимать участие 6 педагогов и 2 дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях г.п. Смышляевка и Волжского района. В перспективе, это поможет решить давно назревшую российскую проблему постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Актуальность проекта.

 В ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» г.п. Смышляевка с/п «Детский сад «Самоцветы» в компенсирующей группе «Сладкоежки» воспитывается и  обучается 12 детей. Из них 2 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Мальчик и девочка обучаются и воспитываются интегрировано в группе «Сладкоежки»  по образовательной программе «От рождения до школы». Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. Создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх воспитателей  детского сада, старшего воспитателя, учителя логопеда и педагога-психолога. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с воспитанниками, но чувствуется отчуждённость таких детей. На сегодняшний день нет положения об инклюзивном образовании, нет приказа о сопровождении каждого ребёнка. С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2021/2022 учебном году будут работать 6 педагогов.  60% пед. коллектива понимают и принимают ситуацию. 40% коллектива не видят перспективы такого образования. Для них не понятно, к чему в результате мы должны прийти. Поэтому нам необходима помощь в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии. Поскольку работа для нас новая, на сегодняшний день мы только распределили обязанности между членами команды. Нам необходима квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума, поскольку у нас он проходит в режиме совещания. Необходима организация работы с родителями по данному направлению. Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство детского сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы воспитанникам и педагогам для достижения успеха. Детский сад реализует общеобразовательную программу обучения. В дошкольном общеобразовательном учреждении обучается 3 % больных детей. Практически все дети с трудностями в обучении (нарушение интеллекта). В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Юные экологи», «Фантазия»; секция «Спортивные игры», «Музыкальные ритмы». В ходе реализации проекта планируется:

 - создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки.  Распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях.

Цель и задачи Программы.

 Цель проекта: Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ, медицинского персонала и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в их социализации в образовательное пространство ДОУ.

 Задачи:

- создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

- разработать модель  эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса   образования  детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально - личностного  направлений деятельности;

- совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);

- обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ДОУ.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации «Модели  инклюзивного дошкольного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

- материально-техническая база.

Здание кирпичное трехэтажное, рассчитанное на 350 воспитанников. В детском саду имеются следующие функциональные группы помещений:

1) вестибюль;

2) помещения:

- общего образования, включающее игровые комнаты для воспитанников, спальни.

-музыкальный и спортивный зал, оснащенный гимнастическим оборудованием.  Оборудована спортивная площадка и зона отдыха.

- административно – бытовые;

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое

освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение в кабинете учителя логопеда.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 4 умывальнику.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Детский сад обеспечен в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2021-2022 учебный год.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.

Имеют:

Высшее образование -72%

Среднее специальное – 28%

Из них:

С высшей категорией – 2%

С первой категорией – 95%

Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Стратегия достижения поставленной цели

Основной целью нашего образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики стало обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями. В соответствии с поставленной целью произошло разворачивание педагогической деятельности.

   Данный проект рассчитан на 2 года, реализация будет проходить в 3 этапа:

I этап – подготовительный: сентябрь 2021 г. – декабрь 2021 г.

II этап – основной: январь 2022г. – август 2022г.

III этап – заключительный: сентябрь 2022г.– декабрь 2022г.

На первом этапе:

- был проведен анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает наш ДОУ, затем согласовали с главным специалистом Управления образования соответствие наших условий реализации инклюзивных целей;

- далее   руководитель, учитель-логопед и педагог-психолог  провели встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ;

- на основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной  специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед) были разработаны адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ в ДОУ;

- провели анкетирование и встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы;

- подписали договоры с родителями.

На втором этапе:

- разработали концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;

- скорректировали образовательную программу ДОУ, учитывающую ФГОС ДО и особенности инклюзивного процесса;

- позаботились о методическом обеспечении образовательного процесса;

- так как очень важным звеном является повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов в области инклюзии, то начали обучение педагогов через участие в конференциях, вебинарах (областная межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инклюзивного образования и медицинское сопровождение образовательного процесса»);

- постарались, насколько это возможно в наших условиях, создать развивающую предметно-пространственную среду;

- разработали структуру управления инклюзивным образовательным учреждением, в которую вошли: научно-методический совет ДОУ, психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ, родительские общественные организации, которые в нашем детском саду представляет Управляющий совет и родительский комитет;

- постарались выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса, для родителей детей с ОВЗ был организован семейный клуб «Школа жизни»;

- создали сетевое взаимодействие с организациями-партнерами, а именно с Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие».

Научно-методический совет создан для решения стратегических и оперативных задач, в него входят заведующая, координатор по инклюзии, руководители различных служб и структурных подразделений ДОУ. Научно-методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОУ, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов.

Координации деятельности педагогического коллектива ДОУ по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов ДОУ. В нашем детском саду координатором является учитель логопед. Основная цель работы координатора – создание необходимых условий совместной работы коллектива ДОУ и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в группе ДОУ.

В нашем детском саду функционируют следующие структурные подразделения, реализующие инклюзивную практику:

- логопедический пункт;

- консультативный пункт.

Консультативный пункт на базе нашего ДОУ работает с 2020 года с целью  обеспечения  единства и преемственности семейного и общественного воспитания,  поддержки всестороннего развития личности ребенка, оказания помощи семье в воспитании, развитии и обучении детей, не посещающих ДОУ, в том числе и детей  с ОВЗ. В рамках Консультативного пункта специалисты проводят работу с детьми с целью получения дополнительной   информации   в   форме  беседы,  проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др. За прошлый учебный год за помощью в Консультативный пункт обратились 23 семьи, из них 7 семей, имеющие детей с особыми образовательными потребностями.   С детьми с ОВЗ специалистами было проведено полное обследование, разработаны индивидуальные маршруты развития, родителям даны рекомендации  по выполнению коррекционно-развивающих заданий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика,  игры для развития фонематического восприятия,  игры и упражнения на развитие памяти внимания, мышления, коммуникативных навыков)

После завершения дошкольного образования детьми с ОВЗ мы продолжаем отслеживать их развитие. В рамках преемственности дошкольного учреждения с общеобразовательной школой педагог-психолог передает учителю карты развития детей с ОВЗ, где отражены индивидуальные особенности и динамика развития. Педагоги  нашего учреждения принимают активное участие в заседании круглого стола по обсуждению адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению, ПМПк и в других мероприятиях, где задействованы эти дети.

План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

 Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

 2. материально-техническое и организационное обеспечение;

 3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

 4. создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

 Образовательное учреждение с инклюзивной группой  решает следующие задачи:

 1.  создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

 2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

 3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

 4. преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

5. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

 6. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей; 7. социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

№/№

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Внесение изменений в устав и локальные акты учреждений

Администрация

Август 2021г.

2.

Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения

Администрация

Август 2021г.

3.

Создание компьютерной базы данных детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год

ПМПк

май 2020 г.

4.

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ

Старший воспитатель

июнь 2021г.

5.

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании

Ст.воспитатель, педагог- психолог, учитель- логопед.

В течение года

6.

Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в ДОУ », мастер-классов по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно-воспитательного процесса

Ст. воспитатель,

Воспитатели,

Учитель-логопед,

Педагог-психолог

В течение года

7.

Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования

Администрация

В течение года

8.

Участие педагогической и родительской общественности в школьных мероприятиях «Мы разные, но мы вместе», «Улыбка согревает сердце»  в рамках программы инклюзивного образования

Воспитатели

В течение года

9.

Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

Воспитатели

В течение года

10.

Организация работы по информированию подростков и их родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

ПМПк

Декабрь,

Апрель

11.

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования

Администрация

В течение года

12.

Организация работы школьного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

ПМПк

В течение года

13.

Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами

Ст.воспитатель,

ПМПк

В течение года

14.

Участие в конкурсах творчества учащихся и воспитанников на различных уровнях.

Воспитатели

В течение года

15.

Составление индивидуальных программ сопровождения учеников с особенностями психофизического развития.

ПМПк

Август, Сентябрь

16.

Проведение коррекционной работы с детьми  ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

ПМПк

В течение года

\

Ожидаемые результаты:

- создание модели взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ, медицинского персонала и родителей  в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в их социализации в образовательное пространство ДОУ.

     - создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ;

- повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области  образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение информационной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Список литературы:

1.Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

2.Инновации в российском образовании [Текст] // Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии: материалы международной конференции./ М.2001 г.

3. Инклюзивное образование в ДОУ // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 10, 2011

4. Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга» 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Проект инклюзивной среды в детском саду

Введение инклюзивной образования необходимо начинать с дошкольного образования. Именно в это время ребенок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Особенному ребенку ва...

Проект «Инклюзивная среда в образовательном учреждении»

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, п...

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект  инклюзивной  среды  в  образовательном учреждении...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Разработка проекта инклюзивной среды в МАДОУ Детский сад "Теремок"

МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок» с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан посещают 124 детей в 8 группах. Из них 9 ...