Проект инклюзивной среды в детском саду
проект на тему
Введение инклюзивной образования необходимо начинать с дошкольного образования. Именно в это время ребенок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Особенному ребенку важно находить общий язык со сверстниками. Для детей, которые не имеют ограничений здоровья, инклюзивное образование также очень важно. С детства они должны привыкать к тому, что все люди очень разные и что не все из них нуждаются в одном и в том же. Став взрослыми, они уже не будут в буквальном смысле шарахаться от человека в инвалидной коляске, когда он просит о помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект инклюзивной среды в ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т.Стройкерамика с/п «Детский сад «Звездочка».
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
Пояснительная записка
В настоящее время общество и государство переосмысливает свое отношение к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни. В большинстве западных стран уже сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Происходят изменения и у нас в России. Внедрение инклюзивного образования необходимо начинать с дошкольного образования. Именно в это время ребёнок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Особенному ребёнку важно учиться находить общий язык со сверстниками. Для детей, которые не имеют ограничений здоровья, инклюзивное образование также очень важно. С детства они должны привыкать к тому, что все люди очень разные, и что не все из них нуждаются в одном и том же. Став взрослыми, они уже не будут в буквальном смысле шарахаться от человека в инвалидной коляске, когда он попросит о помощи.
В последние годы растет число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы реформирования системы дошкольного воспитания и обучения в части инклюзии (Н.Н.Малофеев, М.М.Маркович, Н.Д.Шматко). Большая часть имеющихся исследований рассматривает проблему оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья лишь в аспекте их психолого-педагогической или медико-социальной защиты. Образование и социальная адаптация таких детей остаются практически неразработанными с точки зрения комплексного подхода к проблеме, решаемой как в рамках образовательного учреждения, так и на уровне государственной политики.
Обращение к проблеме построения инклюзивного образовательного пространства в нашем учреждении было обусловлено наличием детей с ОВЗ, отсутствием системы комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве ДОУ и недостаточной готовностью педагогов к ее реализации. Осуществляя выбор путей построения инклюзивного образовательного пространства в ДОУ и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, социума.
Проект «Инклюзивное образование в ДОУ» предназначен для решения этой сложной проблемы и определяет стратегическое, тактическое планирование действий всех участников образовательного процесса. В то же время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду. Хочется отметить, что создание полноценно работающей системы инклюзивного образования — это долгосрочный проект и инвестиции скорее в будущее, чем в настоящее. Результаты проводимой сегодня работы мы увидим только через определённое время.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится в центре общественного внимания. В ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.гт.Стройкерамика структурном подразделении «Детский сад «Звездочка» число лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 3 % от общего состава дошкольников. Согласно прогнозным оценкам число детей с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится дошкольник.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе структурного подразделения «Детский сад «Звездочка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п.г.т.Стройкерамика. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги детского сада освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители ребенка получат возможность обучения своих детей в структурном подразделении по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности. Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация детского сада, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели. Всего в проекте будут принимать участие 6 педагогов и 2 дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях п.г.т.Стройкерамика и Волжского района. В перспективе, это поможет решить давно назревшую российскую проблему постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
Актуальность проекта.
В ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т.Стройкерамика с/п «Детский сад «Звездочка» в компенсирующей группе «Кораблик» воспитывается и обучается 12 детей. Из них 2 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Мальчик и девочка обучаются и воспитываются интегрировано в группе «Кораблик» по образовательной программе «Успех». Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. Создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх воспитателей детского сада, старшего воспитателя, учителя логопеда и педагога-психолога. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с воспитанниками, но чувствуется отчуждённость таких детей. На сегодняшний день нет положения об инклюзивном образовании, нет приказа о сопровождении каждого ребёнка. С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2017/2018 учебном году будут работать 6 педагогов. 60% педколлектива понимают и принимают ситуацию. 40% коллектива не видят перспективы такого образования. Для них не понятно, к чему в результате мы должны прийти. Поэтому нам необходима помощь в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии. Поскольку работа для нас новая, на сегодняшний день мы только распределили обязанности между членами команды. Нам необходима квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума, поскольку у нас он проходит в режиме совещания. Необходима организация работы с родителями по данному направлению. Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство детского сада скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы воспитанникам и педагогам для достижения успеха. Детский сад реализует общеобразовательную программу обучения. В дошкольном общеобразовательном учреждении обучается 3 % больных детей. Практически все дети с трудностями в обучении (нарушение интеллекта). В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Юные экологи», «Фантазия»; секция «Спортивные игры», «Музыкальные ритмы». В ходе реализации проекта планируется: - создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов); - повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки. Распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях.
Цель и задачи Программы.
Цель проекта: Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ, медицинского персонала и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в их социализации в образовательное пространство ДОУ.
Задачи:
- создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- разработать модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально - личностного направлений деятельности;
- совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
- обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации «Модели инклюзивного дошкольного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
- материально-техническая база
Здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 100 воспитанников. В детском саду имеются следующие функциональные группы помещений:
1) вестибюль;
2) помещения:
- общего образования, включающее игровые комнаты для воспитанников, спальни.
-музыкальный и спортивный зал, оснащенный гимнастическим оборудованием. Оборудована спортивная площадка и зона отдыха.
- административно – бытовые;
- хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое
освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение в кабинете учителя логопеда.
доски (8 шт.).
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 4 умывальнику.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование.
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Детский сад обеспечен в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2017-2018 учебный год.
- кадровый состав
Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.
Имеют:
Высшее образование -72%
Среднее специальное – 28%
Из них:
С высшей категорией – 2%
С первой категорией – 95%
Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Стратегия достижения поставленной цели
Основной целью нашего образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики стало обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями. В соответствии с поставленной целью произошло разворачивание педагогической деятельности.
Данный проект рассчитан на 2 года, реализация будет проходить в 3 этапа:
I этап – подготовительный: сентябрь 2016 г. – декабрь 2016 г.
II этап – основной: январь 2017г. – август 2017г.
III этап – заключительный: сентябрь 2017г.– декабрь 2017г.
На первом этапе:
- был проведен анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает наш ДОУ, затем согласовали с главным специалистом Управления образования соответствие наших условий реализации инклюзивных целей;
- далее руководитель, учитель-логопед и педагог-психолог провели встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ;
- на основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед) были разработаны адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ в ДОУ;
- провели анкетирование и встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы;
- подписали договоры с родителями.
На втором этапе:
- разработали концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;
- скорректировали образовательную программу ДОУ, учитывающую ФГОС ДО и особенности инклюзивного процесса;
- позаботились о методическом обеспечении образовательного процесса;
- так как очень важным звеном является повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов в области инклюзии, то начали обучение педагогов через участие в конференциях, вебинарах (областная межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инклюзивного образования и медицинское сопровождение образовательного процесса»);
- постарались, насколько это возможно в наших условиях, создать развивающую предметно-пространственную среду;
- разработали структуру управления инклюзивным образовательным учреждением, в которую вошли: научно-методический совет ДОУ, психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ, родительские общественные организации, которые в нашем детском саду представляет Управляющий совет и родительский комитет;
- постарались выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса, для родителей детей с ОВЗ был организован семейный клуб «Школа жизни»;
- создали сетевое взаимодействие с организациями-партнерами, а именно с Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие».
Научно-методический совет создан для решения стратегических и оперативных задач, в него входят заведующая, координатор по инклюзии, руководители различных служб и структурных подразделений ДОУ. Научно-методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОУ, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов.
Координации деятельности педагогического коллектива ДОУ по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов ДОУ. В нашем детском саду координатором является учитель логопед. Основная цель работы координатора – создание необходимых условий совместной работы коллектива ДОУ и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в группе ДОУ.
В нашем детском саду функционируют следующие структурные подразделения, реализующие инклюзивную практику:
- логопедический пункт;
- консультативный пункт.
Консультативный пункт на базе нашего ДОУ работает с 2016 года с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, поддержки всестороннего развития личности ребенка, оказания помощи семье в воспитании, развитии и обучении детей, не посещающих ДОУ, в том числе и детей с ОВЗ. В рамках Консультативного пункта специалисты проводят работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др. За прошлый учебный год за помощью в Консультативный пункт обратились 23 семьи, из них 7 семей, имеющие детей с особыми образовательными потребностями. С детьми с ОВЗ специалистами было проведено полное обследование, разработаны индивидуальные маршруты развития, родителям даны рекомендации по выполнению коррекционно-развивающих заданий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, игры для развития фонематического восприятия, игры и упражнения на развитие памяти внимания, мышления, коммуникативных навыков)
После завершения дошкольного образования детьми с ОВЗ мы продолжаем отслеживать их развитие. В рамках преемственности дошкольного учреждения с общеобразовательной школой педагог-психолог передает учителю карты развития детей с ОВЗ, где отражены индивидуальные особенности и динамика развития. Педагоги нашего учреждения принимают активное участие в заседании круглого стола по обсуждению адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению, ПМПк и в других мероприятиях, где задействованы эти дети.
План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
2. материально-техническое и организационное обеспечение;
3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды. Образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:
1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико- консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
4. преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
5. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
6. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей; 7. социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями.
№/№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1. | Внесение изменений в устав и локальные акты учреждений | Администрация | Август 2016г. |
2. | Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения | Администрация | Август 2016г. |
3. | Создание компьютерной базы данных детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год | ПМПк | май 2015 г. |
4. | Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ | Старший воспитатель | июнь 2016г. |
5. | Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании | Ст.воспитатель, педагог- психолог, учитель- логопед. | В течение года |
6. | Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в ДОУ », мастер-классов по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно-воспитательного процесса | Ст. воспитатель, Воспитатели, Учитель-логопед, Педагог-психолог | В течение года |
7. | Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования | Администрация | В течение года |
8. | Участие педагогической и родительской общественности в школьных мероприятиях «Мы разные, но мы вместе», «Улыбка согревает сердце» в рамках программы инклюзивного образования | Воспитатели | В течение года |
9. | Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования | Воспитатели | В течение года |
10. | Организация работы по информированию подростков и их родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. | ПМПк | Декабрь, Апрель |
11. | Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования | Администрация | В течение года |
12. | Организация работы школьного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям | ПМПк | В течение года |
13. | Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами | Ст.воспитатель, ПМПк | В течение года |
14. | Участие в конкурсах творчества учащихся и воспитанников на различных уровнях. | Воспитатели | В течение года |
15. | Составление индивидуальных программ сопровождения учеников с особенностями психофизического развития. | ПМПк | Август, Сентябрь |
16. | Проведение коррекционной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. | ПМПк | В течение года |
\
Ожидаемые результаты:
- создание модели взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ, медицинского персонала и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в их социализации в образовательное пространство ДОУ.
- создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение информационной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
1.Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2.Инновации в российском образовании [Текст] // Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии: материалы международной конференции./ М.2001 г.
3. Инклюзивное образование в ДОУ // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 10, 2011
4. Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга» 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...
Проект "Игровая среда в детском саду" (средний дошкольный возраст)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15146372","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Актуальность проектаГлавной задачей воспитания дошкольников яв...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
для педагогов ДОУ...
Проект инклюзивной среды в ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» г.п. Смышляевка с/п «Детский сад «Самоцветы».
laquo;Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»Пояснительная запискаВ настоящее время общество и государство переосмыслива...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
Разработка проекта инклюзивной среды в МАДОУ Детский сад "Теремок"
МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок» с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан посещают 124 детей в 8 группах. Из них 9 ...