Опыт работы по познавательно- исследовательской деятельности в первой младшей группе.
опыты и эксперименты (младшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_b.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

из опыта работы по познавательно- исследовательской деятельности в первой младшей группе.

                                                                            Подготовила:

                                                                     Блохина Валентина Алексеевна

                                     воспитатель

                                                  1 квалификационной

                                   категории.

С. Нарышкино,2018г

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит,

видит и делает сам»

(Р. Эмерсон).

  Невозможно переоценить значение развития познавательно-                          исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и        формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать, становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

ФГОС ДО выдвигает требований к познавательно-исследовательской деятельности такие как:

-развитие любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале,  и др.)

Дети – прирождённые исследователи и изобретатели. Эти задатки заложены самой природой и особенно быстро реализуются и совершенствуются в познавательно – исследовательской деятельности.

Так наша задача  не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы ?

.   Когда мне  пришла пора работать с самыми маленькими человечками в нашем детском саду, передо мной встал вопрос:  а возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Для ответа на поставленный вопрос я  поставила следующие задачи:

-подобрать интересный и познавательный материал экологического содержания, вызывающий заинтересованность и познавательную активность малышей, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности;

-побуждать детей к самостоятельному экспериментированию, познанию и размышлению;

-развивать в ходе экспериментальной деятельности умственные способности детей

-привлекать детей к участию в исследованиях, знакомить с обобщением результатов опытов.

Познавательно – исследовательскую деятельность   я провожу по технологии  Р. К. Хазиевой  «55 развивающих  игр для малышей от  года до трёх».

   Изучая данную  литературу,  я узнала, что существуют множество форм и методов работы по экспериментальной деятельности, так как экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Одно из деятельности:

Сенсорное развитие-это развитие восприятия ребёнка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве,  а также фактуре ,запахе ,вкусе.

На занятиях я развиваю  восприятие величины. К 2 годам у ребёнка уже сформированы понятия ( большой и маленький) . Мы закрепляем их в играх, в ходе которых необходимо выбрать один из двух предметов.

На 3 году задачи по восприятию величины усложняются . Закрепляем умение раскладывать в порядке увеличения и уменьшения трёх и более предметов (больше , меньше , самый маленький).

Развиваю  восприятие цвета .На играх – занятиях закрепляем умение группировать однородные предметы по цвету. Окружив ребёнка предметами ярких , сочных цветов .К концу 3го года малыш и без заучивания запомнит четыре основных цвета. Если ребёнок ошибся я его  поправляю.

Развиваю восприятие формы. Малыши не отделяют форму от предмета. Вот почему они рисуют не конкретные предметы , а « каракули». В игре

же создаётся такая ситуация , в которой целенаправленное восприятие формы

предмета  становится необходимым. Играя с предметами разной формы , ребёнок учится обследовать их одновременно рукой и глазами – зрительным и осязательным способом.

Развиваю осязание, что  позволяет у ребёнка в играх развивать тактильную чувствительность , обучать его специфическим  действиям для получения информации о механических свойствах предмета.

Развиваю  слуховое восприятие. Двухлетний малыш жаждет все исследовать.  Ему всё интересно. Шумы , которые воспринимаются, как досадная помеха ,представляют для ребёнка большой интерес.  Задача по развитию трёхлетнего ребёнка,  которая стоит передо мной  дать возможность услышать как можно больше разных звуков., помочь запомнить их, научиться различать и воспроизводить.

 Следующим моим шагом была организация развивающей среды, ведь это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан « Центр воды и песка», расположила я его в уголке природы. К нему у детей свободный доступ, где дети могут превращаться в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике, таким образом расширяя свои познания в исследовательской деятельности.

На практике провожу  опыты с водой, где  дети убеждаются в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; . С помощью дидактических игр «Чистые ладошки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. что вода не имеет вкуса.  Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при  этом,  могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в

воду.
игра «Переливашки»
- показала  детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
игра «Найди ракушку»
- познакомила  детей со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
игра «Тёплое – холодное»
- выявили  свойства воды: вода может быть теплой и холодной 
игра «Тонет – не тонет»
- дала  представления о плавающих и тонущих телах.
наблюдение за водой
- познакомила  со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
игры-забавы с водой.
- закрепила знания свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.

Также  экспериментировали  с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на

 мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении опыта с  песком детям было предложено

 пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши  пришли к выводу, что  только сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе

 на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество

песчинок. Так же проводились игры:

игра «Печем печенье»
где закреплялись  умение детей выкладывать формы из влажного песка.
игра «Норка для зверушек»
- закрепляла  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
игра «Что спрятано в песке?»


-развивала общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
игра «Чудо пекарь»:
- закрепляла  знания детей о свойстве влажного песка — сохранять форму предмета.

Экспериментируем  мы во всех сферах деятельности: в приеме пищи, в игре, на прогулке, во время умывания. И я поняла, что у малышей чрезвычайно повышен интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познавали все новые и новые предметы, стремились узнать не только их названия, но и черты сходства, задумывались над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, я старалась  вести их от знакомства с природой к ее пониманию, потому что в младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

  Знакомство со свойствами предметов происходило в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования я привлекала внимание детей к запахам,

звукам, тактильным ощущениям, форме, цвету и другим

свойствам предметов и объектов.  Я показывала правильные

способы действий, а также предоставляла возможность для самостоятельного исследования, не забывая при этом  

напоминать о правилах безопасного поведения в действиях

с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о

  правилах поведения с мелкими предметами .. В своей работе я использовала  следующие правила:

- не заставляла ребенка экспериментировать, а создавала условия

 для возникновения интереса к познанию.

- не сдерживала двигательную активность детей.

- хвалила ребенка за успехи.

Результаты после проведенных экспериментов меня очень        порадовали: малыши  усваивают достаточно сложные     экологические

        знания, у них формируется интерес к экологическим знаниям,                развивается активность, самостоятельность мышления,

творческие   начала, формируется детская индивидуальность. И как было

          приятно видеть искреннюю  радость, удивление и даже

        восторг от своих маленьких и больших открытий,

      вызывающие у малышей  чувство удовлетворения от

проделанной работы!

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает,

       экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает,

     слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть

      активно участвует в образовательном процессе, тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и  повышается познавательная активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ на основе рекомендаций изложенных в ФГОС...

Опыт работы по музыкально-художественной деятельности в первой младшей группе.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личност...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе "Домик для котят".

Конспект НОД по ФЭМП в первой младшей группе с использованием блоков Дьенеша....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Да здравствует мыло душистое»

Программное содержание: -познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины; -закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало); -развивать у детей интерес к обследов...

Методическая разработка: Перспективное тематическое планирование. Познавательно исследовательская деятельность в первой младшей группе.

Все дети по своей природе любознательны. А особенно маленькие дети. Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами позволяет познать их свойства, качества и возможности. Моя главная ...

"Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками младшего возраста через организацию детского экспериментирования".

Представлен опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности и детскому экспериментированию  во 2 младшей группе....

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...