Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе "Волшебный сундучок дедушки Грамотея"
план-конспект занятия (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Полянка»

 (МБДОУ «ДС № 36 «Полянка»)

🖂 Россия, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, улица Строительная, дом 4

🕿/факс (3919) 39-54-37; e-mail: mdou36@norcom.ru; www.polanka36.ucoz.ru

ОКПО 58801911; ОГРН 1022401630756; ИНН 2457051689; КПП 245701001

                         Конспект занимательной деятельности

                                        по обучению грамоте в

                     подготовительной к школе группе «Ромашка»

                        «Волшебный сундучок Дедушки Грамотея»

                                            Норильск 2022.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе

                           «Волшебный сундучок Дедушки Грамотея»

      Цель: выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».

      Задачи:

      Обучающие:

1. Совершенствовать умения различать согласные твердые и мягкие звуки.

2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова; определение первого и последнего звука в слове; определение места звука в слове.

3. Закреплять умение детей делить слова на слоги, упражнять в чтении слов.

        Развивающие:

1. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление.

2. Развивать способности слухового и зрительного анализа.

3. Развивать фонематический слух.

4. Развивать мелкую моторику руки.

        Воспитательные:

1. Формировать у детей умения работать в коллективе.

2. Воспитывать навык самостоятельной деятельности.

       Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

       Демонстрационный материал: разные виды пособий; картина-схема слова; белый, желтый, красный круги; посылка, письмо, сундучок, ключи, пазлы; стенд «Город звуков и букв».

        Раздаточный материал: карточки, схемы, фишки, карандаши.

     Ход НОД

          Воспитатель:

Встанем дружно все мы в круг,

Чтобы тепло сердец и рук.

Всем сегодня передать,

С улыбкой занятие начать!

         Воспитатель: ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с гостями (дети здороваются). Вы рады видеть гостей? (да). Покажите свою радость (дети улыбаются). Гости здесь не случайно, они хотят посмотреть, чему мы научились на занятиях по обучению грамоте.

 

         Воспитатель: ребята, работать мы сегодня будем дружно, весело, задорно,

себе на радость, а гостям в удовольствие.                                                                                    Давайте для начала вспомним, какое сегодня число, день недели, месяц, время года(весна) и тема нашей недели? Какие признаки весны вы знаете? (на улице стало тепло, солнышко пригревает, растаял снег, весенняя капель, побежали ручьи, прилетели перелётные птицы, проснулись животные и насекомые, цветут первые весенние цветы).

  1. Организационный момент.

      Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка! Написано «От Дедушки Грамотея из страны АБВГДейки!». Давайте ее откроем и узнаем, что там внутри! (внутри письмо и сундучок). Сундучок -то не простой, а с четырьмя замками! Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята! Дети подготовительной группы «Ромашка»!                                                                                                                        Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с четырьмя замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундук откроется! Правда, есть еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.

         Воспитатель: вот это да! Ну, что интересно узнать, что находится в сундучке. Будем вместе искать?

А, вот и загадки есть в письме:                                                                                                      Есть в комнате портрет,                                                                                                                                                                                                                    Во всем на вас похожий.                                                                                                                                                                                                         Засмейся, и в ответ                                                                                                                                                                                                                          Он засмеется тоже. (зеркало)…Значит ключ надо искать где зеркало!

       Воспитатель: А ключ-то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете  говорилось в письме Дедушки Грамотея!                                                                                                                               1.Задание:                                                                                                                                                                                                                                            

         Ребята, посмотрите на доску, все буквы разбежались, расшалились. Давайте поможем им вернуться в свои домики. Чтобы был порядок! Не могут они найти свои домики. Поможем попасть им?                                                                                                                    Каждая буква имеет свое название и свой домик.

        Воспитатель: сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных? (10), согласных? (21), а какие 2 буквы не имеют звуков?                                                                                                                            Вспомните, чем буквы отличаются от звуков?

       Дети: буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.

       Воспитатель: как называются эти звуки. (гласные).

       Дети: почему мы их так называем? (тянутся, поются голосом).                                                                                                                                               Воспитатель: каким цветом на схеме обозначаются все гласные звуки?

(красным).                

       Воспитатель: еще какие звуки вы знаете? (согласные).

       Воспитатель: какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими). Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим).  Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым).

       Дети: есть парные и непарные звуки, звонкие глухие.

       Воспитатель: правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

       Дети: наша речь состоит из предложений. 

       Воспитатель: из чего состоят предложения?

 Дети: предложения состоят из слов. А как вы думаете из чего состоят слова?

(из   букв и звуков).

       Слушайте вторую загадку:                                                                                                                                                                                                                 Не куст, а с листочками,                                                                                                                                                                                                                    Не человек , а разговаривает,                                                                                                                                                                                                                  Не рубашка, а сшита (книга). Второй ключ будем искать там, где у нас в группе книги.

                               

       2.Задание:

        Игра "Ключики" Цель: развитие фонематического слуха, умение определять гласный звук в слове. Инструкция: даем ребёнку ключик и просим назвать предмет изображённый на нем, определить гласный звук в середине слова, затем повесить на соответствующую ключницу с заданным звуком.

       А третий ключ будем искать вот где:                                                                                                                                                                           Бьют его, а он не плачет.                                                                                                                                                                                                            Веселее только скачет. (мяч) А где у нас мячи? (в физкультурном уголке).    

       3.Задание:

       Игра «Место звука в слове». Согласные звуки. Цель: учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове. Инструкция: даём ребёнку карточку и просим его определить место заданного звука в слове. Затем положить карточку в соответствующий кармашек.

      Физминутка «Буквы веселятся»

В старом дереве дупло. Это домик буквы О (круг руками)

Рядом с нею на суку примостилась буква У (присели на корточки)

В гости к ним издалека прибежала буква А (бег на месте)

У вороны на спине прилетела буква Э (взмахи руками – крыльями

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,

То плясать они начнут, то присядут отдохнуть. (движения по тексту)

       Послушайте четвертую загадку:

У ведерка длинный носик,

Дождиком течет водица.

Все цветы хотят напиться, жалобно ее все просят:

Нас скорей полей-ка,

Дорогая …(лейка). А где у нас лейка? (в природном уголке).

        4.Задание:

        Игра "Пуговки". Цель и задачи: развитие навыка звукового анализа слова, упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, в определении наличия звука в слове. Развивать фонематический слух. Упражнять в чтении слов, закреплять знание букв.

       Инструкция: вариант 1 - предлагаем ребёнку карточку и просим определить первый и последний звук в слове, вариант 2 - предлагаем ребёнку несколько карточек и просим взять карточки в которых есть заданный звук, вариант 3 - предлагаем ребёнку карточку и просим выполнить звуковой анализ слова,            вариант 4 - предлагаем ребёнку карточку и буквы и просим составить слово, вариант 5 - предлагаем ребёнку карточку на которой перемешаны буквы и просим расставить их правильно, вариант 6 - предлагаем ребёнку карточку в которой пропущена буква и просим подобрать нужную.

        Воспитатель: ребята, а сейчас я попрошу вас сделать звуковой разбор таких слов как МАРТ, ВЕСНА и КАПЕЛЬ и определить сколько букв, звуков, слогов, ударение в словах.

(Если в слове 1 слог – под словом белый круг, если 2 – желтый, 3 – красный) (карандаши, схемы и готовые круги на каждого ребенка).

— Как называются части слова? (Слоги)

— Какие звуки главные в слогах? (Гласные)

— С помощью чего мы можем определить, сколько в слове слогов? (хлопать в ладоши, шагами, прыжками, постучать, гласных букв).

      Воспитатель: молодцы! Все ключи на месте, найдены, теперь мы можем открыть сундучок. (Подарок от Дедушки Грамотея пазлы (картинки со словами).

      Рефлексия:

Итог НОД.

Вам понравилось занятие?

Какое задание было для вас легким?

А что было трудным?

Самое интересное упражнение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

конспект занятия по обучению грамоте для поготовительной группы, квест-игра с презентацией....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея»....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Задания и игры для развития интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе"Волшебный сундучок Деда Грамотея"...