Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Деда Грамотея».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Деда Грамотея».
Интеграция: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Задачи:
«Речевое развитие»
- Закрепить знание гласных и согласных звуков.
- Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в
словах.
- Развивать интонационную выразительность.
- Закрепить умение делить слово на слоги.
- Формировать умение проводить звуковой анализ слов.
- Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление.
- Стимулировать зрительно-поисковую активность.
- Придумывать предложения с заданным словам.
«Познавательное развитие»
-развивать познавательный интерес, любознательность;
-формировать навыки самоконтроля и самооценки.
«Художественно-эстетическое развитие»
-формировать умение отгадывать загадки.
«Социально-коммуникативное развитие»
-создать условия для возникновения игровых моментов;
-развивать умение ребенка общаться и взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками.
«Физическое развитие»
-развивать координацию движений согласовываясь с текстом
физминутки.
Методы и приемы:
Практические: физминутка «Буратино», пальчиковая гимнастика «Снежок»;
атикуляционная гимнастика, задания Деда Грамотея.
Наглядные: рассматривание картинок, гостинцев.
Словесные: беседа, загадки, вопросы, уточнения, словесные игры.
Игровые: путешествие в страну АБВГДейки.
Материал: Посылочный ящик, волшебный сундучок с шестью замками, ключами, письмо от Деда Грамотея, письма, карточки с заданиями, карточки с картинками и схемами, карандаши синие и красные, дидактический материал.
Ход НОД
Организационный момент:
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Ход занятия:
/Звонок в дверь/
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо) ( дети отвечают).
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.
Дети: Это ёлка! Надо искать там, где ёлка!
(Воспитатель достаёт ключ из-под ёлки)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1.
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением постройки. Как называется эта постройка?
Дети: Дом.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Дом. Какой первый
звук?
Дети: Д-д-д…
Воспитатель: Звук Д. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Дом?
Дети: Д-оооо-м! Звук О.
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О-о-о…
Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поётся, а значит он согласный. Чем отличаются гласные звуки от согласных.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание./
Задание №2.
Воспитатель:А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
- Всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).
- В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? ... (Мышка).
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это… (снегири).
- Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это… (сова)
- Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
- Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
- Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
- Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно… (ёлки)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила кататься с горки. Попросила она у мамы ледянку, и побежала с ней на горку, что во дворе. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Та - ня!, На - та - ша!, Да - ша!, Ма - ри - на!, Га - ля!. Подружки услышали, прибежали и начали все вместе весело кататься с горки».
Вопросы к детям:
- Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
- Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети:Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4.
Воспитатель:Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать. Вылепить букву М)
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель:А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Выполняют задание в тетрадях
Задание №4.
Воспитатель знакомит с четвёртым заданием.
Дети работают в таблицах, каждый ребёнок самостоятельно на столах, воспитатель у доски (синими и красными фишками). На доске расположены картинки (дом, молоток, ромашка) и звуковые домики.
Игра «Определи место звука в слове»
Скажите детям:
Согласный звук «М» по схеме будем обозначать синим квадратом.
Определить место звука «М» в названии нарисованных предметов.
Нарисовать синий квадрат в соответствующем месте в прямоугольниках под картинками.
Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением молотка?
(В начале, потому что в слове МОЛОТОК звук «М» слышится в начале слова.)
Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением ромашки?
(В середине, потому что в слове РОМАШКА звук «М» слышится в середине слова.)
Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением дома?
(В конце, потому что в слове ДОМ звук «М» слышится в конце слова.)
Пальчиковая гимнастика: «Снежок»
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем даже не сладкий!
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним,
И…сломаем.
Каждый ребенок выбирает картинку и пишет слово в схеме с помощью фишек, выделяя согласный и гласный звуки фишками.
Воспитатель дает задания:
-Сосчитайте, сколько букв в слове?
-Сколько гласных? Согласных?
Сколько слогов в слове?
Далее воспитатель просит написать слово с помощью букв.
После выполнения задания , детям предлагают назвать картинки и нарисовать столько кружков , сколько слогов в слове.
Дом, ромашка, молоток .
Далее воспитатель предлагает выложить из ниток букву «М».
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» четвёртый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание № 6.
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Конспект заняия наравленный на развитие у детей воображения, интонациональной выразительности....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея».Провела 22 января 2019 воспитатель первой квалификационной категории Юнг Людмила Александр...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Задания и игры для развития интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе"Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить зн...