Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Молоканова Ирина Ивановна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

«Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

«Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Интеграция: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Задачи: 

«Речевое развитие»

- Закрепить знание гласных и согласных звуков.

 - Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в

    словах.

- Развивать интонационную выразительность.

- Закрепить умение делить слово на слоги.

- Формировать умение проводить звуковой анализ слов.

-  Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое           мышление.

- Стимулировать зрительно-поисковую активность.

- Придумывать предложения с заданным словам.

«Познавательное развитие»

-развивать познавательный интерес, любознательность;

-формировать навыки самоконтроля и самооценки.

«Художественно-эстетическое развитие»

-формировать умение отгадывать загадки.

«Социально-коммуникативное  развитие»

-создать условия для возникновения игровых моментов;

-развивать умение ребенка  общаться и взаимодействовать  со

взрослыми и сверстниками.

«Физическое развитие»

-развивать координацию движений согласовываясь с текстом

физминутки.

Методы и приемы:

Практические: физминутка «Буратино», пальчиковая  гимнастика «Снежок»;

атикуляционная гимнастика, задания   Деда Грамотея.

Наглядные: рассматривание картинок, гостинцев.

Словесные: беседа, загадки, вопросы, уточнения, словесные игры.

Игровые: путешествие в страну АБВГДейки.

Материал: Посылочный ящик, волшебный сундучок с шестью замками, ключами, письмо от Деда Грамотея, письма, карточки с заданиями,  карточки с картинками и схемами, карандаши синие и красные, дидактический материал.

        Ход НОД

Организационный момент:

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу, 
Скажем "Здравствуйте! " друг другу. 
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся. 
– ДОБРОЕ УТРО! 

   Ход занятия:

/Звонок в дверь/

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо) ( дети отвечают).

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:

 «Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                            Дед Грамотей.»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

Дети: Это ёлка! Надо искать там, где ёлка!

(Воспитатель достаёт ключ из-под ёлки)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием -  один замок откроем!

   Задание №1.

Дыхательная гимнастика:

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением постройки. Как называется эта постройка?

Дети: Дом.

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Дом. Какой первый

звук?

Дети: Д-д-д…

Воспитатель: Звук Д. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Дом?

Дети: Д-оооо-м! Звук О.

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: О-о-о…

Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поётся, а значит он согласный. Чем отличаются гласные звуки от согласных.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание./

   Задание №2.

Воспитатель:А задание такое: поиграть  в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова.  Давайте поможем Дедушке! 

  1. Всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь).

  1. В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? ... (Мышка).

              

  1. Зимой на ветках яблоки!

          Скорей же собери!

          И вдруг – вспорхнули яблоки.

          Ведь это… (снегири).

  1. Угадайте, что за птица:

          Света яркого боится,

          Клюв крючком, глаза пятачком,

          Ушастая голова. Это… (сова)     

  1. Утром дед спросил у внучки:

          Почему не моешь… (ручки)

  1. Михаил играл в футбол

         И забил в ворота…(гол)

  1. Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

  1. Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно… (ёлки)

 (По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

                           (Аквариум)

(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

   Задание №3.

Воспитатель:  Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

«Зина любила кататься с горки. Попросила она у мамы ледянку, и побежала с ней на горку, что во дворе. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Та - ня!, На - та - ша!, Да - ша!, Ма - ри - на!, Га - ля!. Подружки услышали, прибежали и начали все вместе весело кататься с горки».

Вопросы к детям:

  1. Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
  2. Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

   Физминутка:

Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый  ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети:Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

   Задание №4.

Воспитатель:Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать. Вылепить букву М)

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель:А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Выполняют задание в тетрадях

   Задание №4.

Воспитатель знакомит с четвёртым заданием.

Дети работают  в таблицах, каждый ребёнок самостоятельно на столах, воспитатель у доски (синими и красными фишками).  На доске расположены картинки (дом, молоток, ромашка) и звуковые домики.

Игра «Определи  место звука в слове»  

Скажите детям:

Согласный звук «М» по схеме будем обозначать синим квадратом.

Определить место звука «М» в названии нарисованных предметов.

Нарисовать синий квадрат в соответствующем месте в прямоугольниках под картинками.

Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением молотка?

(В начале, потому что в слове МОЛОТОК  звук «М» слышится в начале слова.)

Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением ромашки?

(В середине, потому что в слове РОМАШКА  звук «М» слышится в середине слова.)

Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением дома?

(В конце, потому что в слове ДОМ  звук «М» слышится в конце слова.)

Пальчиковая гимнастика: «Снежок»

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем даже не сладкий!

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним,

И…сломаем.

Каждый ребенок выбирает картинку и пишет слово в схеме с помощью фишек, выделяя согласный и гласный звуки фишками.

Воспитатель дает задания:

-Сосчитайте, сколько букв в слове?

-Сколько гласных?   Согласных?

Сколько слогов в слове?

Далее воспитатель просит написать слово с помощью букв.

После выполнения задания , детям предлагают назвать картинки и нарисовать столько кружков , сколько слогов в слове.

Дом, ромашка, молоток .

Далее воспитатель предлагает  выложить из ниток букву «М».

 (Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» четвёртый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

   Задание № 6.

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин.  Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект заняия наравленный на развитие у детей воображения, интонациональной выразительности....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея».Провела 22 января 2019 воспитатель первой квалификационной категории Юнг Людмила Александр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Задания и игры для развития интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе"Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить зн...