Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
план-конспект занятия (старшая группа)
Задания и игры для развития интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Цель: развитие интереса у детей 5 – 6 лет к обучению грамоте.
Задачи:
- учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
- развивать интонационную выразительность;
- развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;
- закрепить знание гласных и согласных звуков;
- упражняться в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом;
- закрепить умение делить слово на слоги.
Методы и приемы:
Практические: физминутка «Буратино».
Наглядные: рассматривание картинок.
Словесные: беседа, загадки, вопросы, уточнения, словесные игры.
Игровые: посылка от Деда Грамотея, поиск ключей.
Демонстрационный материал: посылка, сундук с шестью замками, письмо, 6 ключей, карточка с изображением дома, карточки с загадками и заданиями, картинки для штриховки, карточки для игры «магазин», книга Азбука (Букварь).
Раздаточный материал:
- простые карандаши (по 1 на каждого ребенка);
- листок бумаги для штриховки.
Ход занятия.
Приветствие:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте ее распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чем идет речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеется тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку. Посмотрите, что же на ней изображено?
Дети: Дом.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Дом. Какой первый звук?
Дети: Д-д-д…
Воспитатель: Звук Д. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Дом?
Дети: Д-оооо-м! Звук О.
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О-о-о…
Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
(Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поется, а значит он согласный)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, начинают выполнять второе задание)
Задание №2.
Воспитатель: Ребята! Поиграем в игру «Закончи чистоговорку». Наш язычок знает много песен. Чтобы он хорошо поработал на занятии мы проговорим чистоговорки. Я начинаю, а вы продолжаете.
Ра-ра-ра – начинается … (игра).
Бы-бы-бы-бы – в лесу растут … (грибы).
Са-са-са – в лесу бегает … (лиса).
Су-су-су – было холодно в … (лесу).
Ву-ву-ву – в лесу видели … (сову).
Ва-ва-ва – по ночам не спит … (сова).
Жа-жа-жа – есть иголки у … (ежа).
Жу-жу-жу – молока даю … (ежу).
Щу-щу-щу – я тебя в лесу … (ищу).
Ша-ша-ша – как погода … (хороша).
Шо-шо-шо – в нашем доме … (хорошо).
Фэ-фэ-фэ – мы пойдем с тобой в … (кафе).
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот еще одна загадка от Деда Грамотея:
На ней мы пишем мелом,
Трем тряпкой то и дело.
Дети: Доска.
(Дети достают ключ, он находится возле доски)
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы веревочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет ее подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та – ша!, О – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям: 1. Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по слогам? 2. Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приемов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнем. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развел,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашел.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем еще одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
(Дети находят четвертый ключ и начинают выполнять четвертое задание)
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить карандашом (воспитатель дает картинки, которые дети должны заштриховать).
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвертый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил,
Что сложу из них сломаю,
И все сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Конструктор. Находят ключ в коробке с конструктором.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нем следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто или что его совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок)
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке.
(Находят ключ)
Задание №6.
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, сок, свекла.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «Б»: колбаса, рыба, булка, банан.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать самим еще слова и предложение с названым словом) (соль, капуста, баранки)
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Азбука!
Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем изучать буквы и скоро научимся читать! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Конспект заняия наравленный на развитие у детей воображения, интонациональной выразительности....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея».Провела 22 января 2019 воспитатель первой квалификационной категории Юнг Людмила Александр...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея»....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе"Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить зн...