Самообразование
материал
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2022-2024г. Тема: «Развитие творческого мышления и речи детей посредством ТРИЗ - РТВ технологии »
Воспитатель: И.А.Мальцева
|
Актуальность темы
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению
Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Алгоритм решения изобретательских задач
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Цель: Развитие творческого мышления и речи детей посредством ТРИЗ - РТВ технологии.
Задачи:
-повысить свои знания и профессиональный уровеньизучить инновационную ТРИЗ-технологии ;
-собрать материалы по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ для успешного внедрения в работу с детьми.
-создать условия для развития творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы;
-внедрить технологию в работу для развития творческого мышления и речи детей, воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
-научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. ;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес ;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Пояснительная записка
«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»
(Г. С. Альтшуллер)
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.
Использование технологии ТРИЗ способствует : поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения.
ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.
ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, которая направлена на развитие у ребенка умения нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами).
Я считаю проблему развития познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, в своей работе я определяю в качестве одного из приоритетных направлений - развитие познавательных способностей дошкольников. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология и моделирования позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество и развитие во всём!»
Продолжительность реализации тематического плана по самообразованию - 4 года. Процесс строится в блоке совместной деятельности во второй половине дня два раза в неделю, а также в основной образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты.
Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - стремление к новизне; речь и творческое воображение.
- Повышение интереса у детей к познавательной деятельности:
-появится инициатива и желание изучать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;
выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения
-наблюдать и делать выводы;
- самостоятельно сравнивать объекты между собой;
- находить различия и сходства.
2.Дети научатся:
-находить взаимосвязи
-логически мыслить, рассуждать
-анализировать и самостоятельно находить методы решения проблемы
-строить гипотезы
-Применять идеи на практике.
3. Активное участие родителей в жизни группы.
Поэтапно-перспективный план на 2022-2024 уч.г по теме:
«Развитие творческого мышления
и речи детей посредством ТРИЗ - РТВ технологии »
Дата и время проведения | Работа с воспитателями | Работа с родителями | Работа с детьми |
Сентябрь 2022г. | Изучение литературы по теме | ||
Октябрь 2022г. | Изучение литературы по теме | ||
Ноябрь 2022г. | Изучение литературы по теме | ||
Декабрь 2022г. – Январь 2023г. | Изучение литературы по теме | ||
Февраль 2023г. | Создание предметно – развивающей среды и условий для реализации программы. | Приготовить и провести для родителей консультации: «Что такое ТРИЗ?» «Развитие речи через ТРИЗ» | |
Март 2023г. | Изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям. | ||
Апрель 2023г. | |||
Май 2023г. | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Создание буклета «Экспериментируем дома». |
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
сентябрь 2023г. | Диагностика | Изучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям. | Провести презентацию для воспитателей : «Что такое ТРИЗ» |
октябрь 2023г. | Развитие управляемого образного мышления. Образные методы решения задач. «Знакомство» «Кляксография» «В гостях у Пачкули» «Пальчиковая живопись» «Наши удивительные ладошки» «Мастерская веселых художников» «Мастера бумажных дел» | Использовать для обучения детей кляксографию и кляксовую живопись. Создание образов с использованием геометрических фигур. Использовать на занятиях пальчиковую живопись, образы из ладошек. Дорисовывание фигур неопределенной формы до узнаваемого образа, до заданного образа. Задачи на переходы: точка-линия-плоскость-объём. | Приготовить и провести для родителей консультацию: «Развитие речи через ТРИЗ»
Приготовить выставку детских работ с использованием методов: кляксография, пальчиковая живопись. |
ноябрь 2023г. | Развитие причинно-следственного логического мышления «Мы почемучки и потомучки» | Изучение на занятиях логических игр; логические игры с заданными лингвистическими формами. Показать детям как решать задачи на восстановление причинно-следственных связей. | «Мастерская добрых дел» Сделать открытки |
декабрь 2023г. | Приемы и методы активации творческого воображения «В гостях у Хитрули» «Игры с Микки и Люфанси» «Игра « Наоборот» «Мы Робинзоны» «Полезные ненужности»
| Проводить с детьми игры на снятие психической инерции. Использовать приемы фантазирования и методы фантазирования. | ООД |
январь 2024г. | Развитие функционального мышления «Предметы труженики» «Изделие-инструмент» «Использование ресурсов»
| Познакомить с понятием объект и его назначение. Показать детям понятие изделия и инструмента, взаимодействие , обратимость. Показать понятие ресурсы и зачем они нужны для решения задач. | Провести для родителей мастер-класс на тему: «Зачем нам нужен ТРИЗ ?» |
февраль 2024г | Развитие системного мышления «Системные цепочки» «Расселялки» «Путешествие во времени» «Пятиэкранчик» | Познакомить детей с понятием объекты и его части. Научить детей группировать объекты по разным признакам (цвету, размеру, форме, массе). Показать развитие объектов в зависимости от их назначения. | « Путешествие во времени» Окунуться в историческое развитие повседневных предметов. |
март 2024г | Основные понятия и инструменты ТРИЗ «Противоречия» «Наоборот» «Хорошо-плохо» «Знакомьтесь, мастер САМ» «Мастер САМ и его советы» «Знакомство с «кислой парочкой» «Знакомство с Мастером Ресурсом» «Работа скорой изобретательской помощи»
| Обучать детей выделять проблемную ситуацию в задаче. Обучать играм для подготовки к восприятию понятия «противоречие». Познакомить с понятием о конфликтующей паре, дать понятие противоречие. Дать понятие « идеальный конечный результат(ИКР)». Научить использовать ресурсы для получения ИКР. | « Работа скорой изобретательской помощи» Провести скорую помощь для сказочных героев.
|
апрель 2024г | Учимся решать задачи «Как пересадить кактус» «Придумай супер карандаш» «Помоги малышу не раскрываться»
| На занятиях педагог знакомит детей с последовательностью решения задач (алгоритмом): выделение конфликтующей пары, формирование ИКР, выделение ресурсов для получения ИКР, выдвижение идей решения задачи. | |
май 2024г | Итоговая диагностика |
| Провести для родителей итоговое занятие на тему: «Развитие речи через методику ТРИЗ». |
Список используемой литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
М. ,1991.
2. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я. – Ульяновск, 2001. – 108 с.
3. «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т. А. Сидорчук. Челябинск, 2000
4. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.
5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М. : пед. общество России, 2005.
6. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, № 1.
7. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
8. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
11. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
12. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
13. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с
18. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. - М. : Детская литература, 1984 г. - 243 с.
19. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
20. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М. : Просвещение, 1990 г.
21. Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г. - 52с.
22. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...