конспект по экологии в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Хазиева Флюза Фоатовна

Цель:  Формирование экологической культуры и экологического сознания детей.

Задачи:

Образовательные:  Познакомить детей с жизнью древних людей, приручением первого животного человеком.

Познакомить детей с Красной книгой, её структурой.

Сформировать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы.

Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Развивающие: Развивать связную речь.

Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным, к природе, чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы:  Практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, рассматривание Красной книги, работа с карточками.

Средства реализации: Мультимедийный экран, ноутбук, презентация  «Первые друзья человека», видео о красоте нашей Земли, картинки редких животных, Красная Книга России.

Словарная работа: Красная Книга, заповедник.

Предварительная работа: чтение рассказов Ушинского, Бианки о животных, настольные игры о животных «Зоологическое лото», дидактические игры на экологическую тему, стихи о природе, альбомы «Животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Кто живёт на полюсе».

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие,  социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologiya.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Формирование экологической культуры и экологического сознания детей.

Задачи:

Образовательные:  Познакомить детей с жизнью древних людей, приручением первого животного человеком.

Познакомить детей с Красной книгой, её структурой.

Сформировать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы.

Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Развивающие: Развивать связную речь.

Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным, к природе, чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы:  Практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, рассматривание Красной книги, работа с карточками.

Средства реализации: Мультимедийный экран, ноутбук, презентация  «Первые друзья человека», видео о красоте нашей Земли, картинки редких животных, Красная Книга России.

Словарная работа: Красная Книга, заповедник.

Предварительная работа: чтение рассказов Ушинского, Бианки о животных, настольные игры о животных «Зоологическое лото», дидактические игры на экологическую тему, стихи о природе, альбомы «Животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Кто живёт на полюсе».

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие,  социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети к нам пришли гости мы с вами поздороваемся и пожелаем всем доброго дня. 

Дети: «Здравствуйте !». Встаньте дети, встаньте в круг

                                        Я твой друг и ты мой друг

                                        Вместе за руки возьмемся

                                         И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Тихонько садитесь на стулья. У нас  сегодня необычное занятие по экологии, на котором мы откроем тайну!

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет лесных чудес необычайных

Узнаем мы за полчаса.

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова «Хотим все знать!»

А, сейчас, я предлагаю вам отправиться в путешествие, во время которого мы узнаем много-много интересного.  А еще  о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами (загадываю загадку):

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

Кто они такие?

Дети: Животные.

Воспитатель: Ну, конечно, вы правы, мы с вами сегодня  поговорим о животных и о природе. Скажите, у кого дома есть животные?

Дети: У меня есть кошка.

А у нас есть собака.

Воспитатель: Дети, вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? Какими они были?

Дети: Все животные раньше были дикими.

Воспитатель: Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас, раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные.

Хотите отправиться в прошлое и узнать, как это происходило, как дикие животные превратились в домашних?  Тогда в  путь!

Воспитатель:(Беседа с просмотром презентации)

(слайд 2) Давным-давно жили на Земле Человек

(слайд 3) и много разных животных

(слайд 4), и были эти животные дикими. Чтобы добыть себе пропитание, люди охотились на  хищных животных, используя для этого палки, дубинки

(слайд 4,5) и большие камни

(слайд 6) Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек.  Однажды он заметил, что волки близко подходят к его жилищу. Опасаясь за свою жизнь, человек стал подкармливать их

(слайд 7) Постепенно волки стали добрее,  а их детеныши привязались к человеку и стали жить рядом с ним.  Они уже были  не дикими, а домашними. Так появились собаки. Когда наступала ночь, пещеру окружали разные звери, при их приближении собаки издавали  тревожные звуки, тем самым предупреждая людей об опасности.

 (слайд 8) Следующим шагом  было участие собак  в охоте вместе с человеком

 (слайды 9), а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала Человеку пасти, охранять их

(слайд 10). Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило не одно столетие, вот почему домашние животные не всегда похожи на своих предков. Вот так появились первые друзья человека. (слайд 11-белый).

Воспитатель: У домашних животных остались в дикой природе их предки. Я предлагаю  вам поиграть в игру «Назови предка». Выходим все на палас и сделаем круг.

Правила игры: я буду называть  домашнее животное, а вы будете называть дикое животное, похожее на него.

собака – волк,

кролик – заяц,

свинья – кабан,

кошка – рысь, тигр, леопард, сабле зуб, лев.

баран - дикий баран, горный баран, архар.

корова – дикий бык, буйвол, зубр,  тур(повторите дети)

лошадь –дикие лошади,  тарпан (повторите дети)

слон – мамонт.

Воспитатель:  Молодцы, вы отлично справились, называя предков домашних животных.  Из-за вмешательства Человека в жизнь диких животных, одни стали домашними, а часть - осталась дикими.

      Дети, садитесь на стулья

Воспитатель: Такие дикие животные, как тарпан, тур(слайды12)навсегда исчезли и никогда больше не появятся, потому, что люди уничтожили их всех. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, они внесены в Красную книгу.

Сегодня, я хочу познакомить вас с Красной книгой. (слайд 13).Это – Красная книга России. Она и впрямь красного цвета

Как вы думаете - почему авторы выбрали именно красный цвет? Вспомните, что он означает?

Дети: Цвет опасности.

Воспитатель: Правильно, это цвет, предупреждающий об опасности. Он говорит о том, что обитателям этой книги нужна помощь.

В этой книге собраны материалы о животных, которых нужно охранять. А кто знает, что значит охранять животных?

Дети: Не обижать, не ловить, не убивать.

Воспитатель: Совершенно верно, это значит не уничтожать животных, не ловить и не приносить домой птиц, не стрелять в них, не причинять им вреда.  

Воспитатель:  Эта книга необычна еще  и тем, что страницы в ней разноцветные и это не просто так. (слайды 14).Страницы в книге красного, желтого, зеленого, белого, серого и черного цветов.

(слайды15).-  На красных страницах книги расположена информация о животных, которые находятся под угрозой исчезновения

(слайды 16)-  Желтые страницы книги содержат сведения  о животных, которых осталось очень мало в природе. Их численность очень  быстро снижается

(слайды 17)-  Белые страницы книги. Здесь мы можем видеть редких животных. Этих особей в природе всегда было очень мало

(слайды 18)-  Серые страницы рассказывают о животных, которые  мало изучены учеными и обитают в труднодоступных для человека  местах

(слайды 19)-  Зеленые страницы книги рассказывают нам о животных, популяцию которых ученым удалось спасти от исчезновения и численность которых постепенно увеличивается, им уже ничего не угрожает

(слайды 20)- На черных  страницах  описаны те животные и растения, в исчезновении которых виноват человек

(слайды 21) Вот какая эта необычная книга. Дети, Красная Книга подает сигнал о чем?

Дети: о том, что надо беречь животных и природу.

Воспитатель: Правильно, Красная Книга информирует, какие виды растений и животных в опасности, призывает изучать редкие виды растений и животных, предупреждает, что растение или животное в опасности, советует, как сохранить растения и животные.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник?

Дети: Это то место, где охраняют животных.

Воспитатель: Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.

У нас в Башкирии тоже есть заповедные места:

(слайд 22) в южном Урале "Шульган-Таш"

(слайд 23)  природные парки озеро «Аслы куль»

(слайд 24) «Кандры куль»

(слайд 25) гора «Иремель»

(слайд 26) «Мурадымовское ущелье»

Воспитатель: Сейчас, предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний»(слайд 27). Посмотрите на картинку и скажите кто лишний. Почему? Отличия могут быть не только по внешним признакам, но и по образу жизни.

  1. (слайд 28) Заяц, лиса, волк, кабан 

Дети: Заяц, так как остальные хищники.

Воспитатель: Правильно. Смотрим на следующую картинку

  1. (слайд 29)   Белка, корова, лошадь, собака

Дети: Белка, потому что все животные домашние, а она дикое животное

Воспитатель: Правильно. Смотрим на следующую картинку.

  1. (слайд 30)  Еж, кабан, барсук, медведь

Дети: Кабан, потому что остальные животные впадают в спячку.

 Воспитатель: Правильно. Смотрим на следующую картинку

  1. (слайд 31)  Кошка, гепард, тигр, собака

Дети: Собака, потому что все животные из кошачьей породы. (слайд 32-белый) 

Воспитатель: А каким животным легче жить диким или домашним животным?

Дети: Домашним.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что за домашними животными ухаживает человек, а  дикие животные сами приспосабливаются к окружающей среде.

Воспитатель: А какая есть профессия в нашей стране, которая заботиться  о диких животных?

Дети: Профессия лесника (слайды 33,34,35,36)

Воспитатель: Что делает лесник?

Дети: Они охраняют обитателей леса и помогают им в трудное время.  Главная задача лесников – уберечь лес от пожаров, охранять животных от браконьеров.

Воспитатель: Да лесник – это  человек, который заботится о лесе, подкармливает животных зимой, спасает их от беды.

Воспитатель:  Дети, давайте  немного отдохнем. (слайды 37-белый)

Физкультминутка  

Мы немножко отдохнем, (встать, ноги вместе)
Встанем, глубоко вздохнем. ( рукичерез стороны –вверх- вдох, опустить вниз)
Дети по лесу гуляли, (ходьба на месте) 
За природой наблюдали. (повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (встать на носки, руки через стороны вверх)
И их лучики согрели. (посмотреть вверх)

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети.(присесть, руки на поясе)
А потом все дружно встали (встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх)
Бабочки летали, (бег на месте, плавно махая руками)
Крыльями махали. 
Хорошо мы погуляли (дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали.

Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам решить  кроссворд: (слайд 38)

И так как у нас тема ? (экология) (слайд 39)

Послушайте загадки и скажите слова по горизонтали:

По горизонтали:
2. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...(солнце) (слайд 40)

3.Что за дерево такое

Украшает лес зимою?

Грозди красные на ветках

–  Ну-ка, угадайте детки:

Не ольха и не осина,

А красавица …(рябина  (слайд 41)

По вертикали:

4. Все, что окружает нас – растения, животные, вода, солнце, луна, звёзды. Она бывает живой и неживой. (природа) (слайд 42)

5.Длинные уши, зовется косой,
Очень боится быть пойман лисой,
Скачет, петляет, но это – не танец,
Так удирает от хищников …(заяц)  (слайд 43)
6.В небе чистом от дождя
Светит яркая дуга.
Улыбается всегда
Семи цветка - ...(радуга) (слайд 44,45)

Воспитатель: Все вы молодцы, отгадали экологический  кроссворд. А теперь предлагаю вам просмотреть видео о красоте нашей Земли и об обратной её стороне - экологическом загрязнении. (Просмотр видео)

Воспитатель: Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте, мы с вами вспомним правила охраны природы и поведения в природе. Игра «Разложи карточки».

Воспитатель: У вас на столе лежат карточки, разложите в одну сторону дорожные  знаки, а в другую сторону экологические знаки.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Давайте, проверим, правильно ли вы разложили карточки (слайд)

(сопровождаю  показом картинок с правилами)

Итак, что нельзя делать в лесу?

-Не лови красивых насекомых.

-Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

-Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

-Не жги костры

-Не рви цветы

-Не руби деревья

-Не ломай ветки

-Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Воспитатель:  Дорожные знаки помогают нам сохранить здоровье, а экологические знаки помогут сохранить природу.

Сколько интересного и нового мы узнали сегодня во время путешествия. Радель, что для тебя было интересным сегодня?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Саша, что для тебя было сегодня новым?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Элина, что тебе понравилось сегодня?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А кому вы бы  хотели помочь?

Дети: Животным, растениям, птицам.

Воспитатель: А природе мы можем помочь?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Верно, вы можете посадить деревья и кустарники, выращивать цветы, подкармливать птиц и животных и не оставлять мусор в местах отдыха.

И помните, что если каждый  житель нашей планеты будет бережно относиться к нашей природе, то наша планета будет самой красивой.

Вы сегодня были такими активными и любознательными, и я  считаю, что  вы достойны быть защитниками нашей природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни....

Конспект по экологии в подготовительной группе "Волшебница вода".

Цели.1.Образовательные: =ознакомление детей со свойствами воды:- отсутствие собственной формы;- текучесть;- пар тоже вода;- вода может растворять предметы.= объяснить детям, почему вода иногда н...

Конспект по экологии в подготовительной группе "Путешествие капельки"

Разговор пойдет о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек ( людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в...

Конспект по экологии для подготовительной группы

Предлагаю конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. "Солнечные лучики"...