Особенности общения педагога с детьми
консультация

Муралева Наталья Васильевна

Стили, формы и рекомендации общения педагогов с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации для педагогов 24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дельфин» комбинированного вида г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

по теме:

«Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»

                                                                               Подготовила: педагог-психолог

                                                                               Муралева Н.В.

г.п.п. Чистые Боры, 2020г.

Общение педагога с детьми влияет на формирование личности самого ребенка. Воспитатель для дошкольника - носитель общественных правил, норм,  требований и различных оценок (поощрения, порицания, запрета). В связи с этим у ребенка по отношению к взрослому формируется признание или непризнание его, доверие либо недоверие, умение выразить ему свои чувства, признательность, желание общаться с ним, сообщать о радостях и неудачах. Активность, как со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения.

В зависимости от того, что мотивирует ребенка к общению можно выделить основные формы общения ребенка со взрослым:

1. Ситуативно - личностная форма (до 2-х лет). В этом возрасте ребенок еще не может быть инициатором общения, но уже способен улавливать эмоциональную речь взрослых. Поэтому внимание и забота взрослых вызывают у детей радостные переживания, а агрессивность и злость - отрицательные эмоции и чувство страха.

2. Период 2-3 лет соответствует ситуативно-деловому общению, для данного возраста характерна предметная деятельность, лишь к концу возрастного периода переходит в игровую деятельность. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.

3. Внеситуативно - познавательная форма общения возникает в период от 3-х до 5-ти лет. Взрослея, возможности детей расширяются. Характерной особенностью этого периода есть то, что ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и их характеристиками. Главным помощником в общении и познании мира становится речь самого ребенка. Теперь он не только слушает разъяснения взрослых, но и задает вопросы. Но самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Похвала и одобрение «двигают» к познанию нового, а порицание и замечания, наоборот, может оттолкнуть от  сотрудничества взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.

4. Внеситуативно - личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 - 7 лет, поэтому она является самой важной точкой в развитии общения ребенка со взрослым. И это становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью.

В практике любого педагога, работающего в детском учреждении,  воспитание ребенка не обходится без трудностей и проблем. Воспитатель  - прежде всего человек  со своими чувствами и потребностями. А воспитание - это живой процесс человеческих отношений. Хорошее воспитание не может состояться без постоянной работы над этими отношениями и без постоянной работы над самим собой. Но у каждого педагога со временем формируется свой подход взаимодействия с ребенком. Наиболее часто встречающиеся подходы: авторитарный и личностно-ориентированный.

При авторитарном стиле общения характерно:

• воздействие авторитетом;

• наставления, нотации;

• указания;

• контроль;

• наказание, окрик.

При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям часто направлено на ограничение их активности, инициативности, самостоятельности, любознательности. Педагоги, как правило, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку. Особое значение в рамках данной модели имеет место формирование у детей навыков «правильного поведения» (не кричать, не шуметь, не мешать взрослым, не ломать игрушки, не пачкать одежду и т.п.).

Авторитарная модель воспитания приводит к тому, что дети начинают:

 полностью зависеть от взрослого в решении любых проблем, подчиняться чужим влияниям, ребенок становится пассивным в выборе занятий, игр. Лишенный собственной инициативы, привыкший подчиняться, он усваивает, что всегда правы те, кто старше и сильнее;

 зависеть от внешнего контроля. Под влиянием постоянных оценок и замечаний взрослого, которого не интересует отношение ребенка к собственной деятельности, у него не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки взрослого, становится неуверенным в себе;

 подавлять свои чувства: ребенок не должен плакать, иначе его назовут «плаксой», громко смеяться, потому что «он мешает другим». Бывает, что в период адаптации к дошкольному учреждению ребенок оказывается предоставленным самому себе, не всегда может получить эмоционально-теплую поддержку у воспитателя;

 вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ним взрослого и тогда, когда наблюдения нет. Стремление педагога навязать детям свою волю чаще всего приводит к тому, что мотивом деятельности ребенка становятся желания взрослого, а не собственные интересы. Как только внешний контроль исчезает, поведение ребенка может меняться, резко отличаясь от ожидаемого;

 игнорировать наказания, которые является малоэффективный способом воздействия, так как дети, которых часто наказывают, повторяют, поступки, за которые были наказаны. Преодолев барьер страха перед наказанием, они могут стать неуправляемыми;

быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя, что на листочке?», «У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Делай, как все!».

!!! Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. Она приводит к взаимному отчуждению, к появлению детского негативизма.

Личностно-ориентированный подход - принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу. В его основе лежат не категорические методы (манипулирование, осуждение, наказание), а взаимоотношение с ребенком, которое строится на основе равноправия и сотрудничества. Взрослый приспосабливается к индивидуальным особенностям каждого ребенка, исходит из его интересов, учитывает его характер, привычки, предпочтения. Это позволяет создать условия для личностного роста ребенка, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

 уважать себя и других;

 чувствовать себя уверенно и не бояться ошибок;

быть искренним. Взаимное доверие между взрослым и ребенком способствует принятию моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

 брать на себя ответственность за свои решения и поступки;

 думать самостоятельно;

 адекватно выражать свои чувства;

 понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

Рекомендаций по организации общения между педагогом и дошкольником:

1. Принимайте любого ребенка, как личность:

- обращайтесь только по имени, нежелательно применять «фамильярность», клички, оскорбления в адрес ребенка;

- чаще занимайте позицию на уровне глаз ребенка, а не над ним, так он лучше вас услышит и поймет;

- используйте «доброжелательное» тактильное прикосновение (положите руку на плечо, чтобы подвести к чему-либо, а не подталкивайте; берите за ладонь, а не за запястье; касайтесь локтя, чтобы подключить к действию);

- старайтесь выслушивать дошкольника  до конца, не перебивая его, даже если у вас мало времени.

2. Следите за собственной речью в присутствии детей и коллег:

- исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у него дискомфорт.

- не забывайте о культуре и этике речи. 

- уменьшите употребление бессмысленных слов – «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.)

- постарайтесь использовать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

3. Помните, что у ребенка дошкольного возраста информация лучше усваивается не через слова, а через отношения. Используйте  неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

4. Учитываете особенности ребенка, чтобы сделать его эмоциональное состояние в условиях детского сада более комфортным:

- с тревожным, замкнутым и неуверенным ребенком недопустимо громкое обращение (в случае, когда в группе шумно), желательно подойти и лично обратиться. Так же таким детям нужно время для ответа, они дольше обдумывают или боятся сказать неправильно: не давите на него, не требуйте скорейшего ответа, повторите вопрос или обратитесь к нему чуть позже.

- агрессивным и капризным детям давайте возможность выплеснуть свои негативные эмоции через игру (подвижные; используйте «стаканчик для криков», «коврик злости»,  «бумажные комья» и др.); старайтесь переключать подобное  поведение на положительное («зачем ты так делаешь, ты же добрый, хороший»); исключите навешивание ярлыков ребенку (драчун, забияка, злой и др.)

5. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.

6. Работа, проводимая в дошкольном учреждении по формированию общения дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо привлекать родителей к решению проблемы через объяснение, разъяснение, беседу без предъявлений, жалоб, доносов на ребенка:

- говорите вежливым, корректным и спокойным тоном без присутствия посторонних лиц;

- начинайте беседу с положительного момента (реальная похвала или  успешность в чем-либо ребенка), продолжите  беседу неприятным моментом (суть проблемы, о которой нужно сообщить) и обязательно закончите  беседу положительным моментом (предложение способа разрешения ситуации, отметка положительного воспитания ребенка родителем). Такой способ помогает снизить негативное отношение проблемы и способствует ее решению в конструктивной форме.

Успехов вам и вашим воспитанникам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Особенности общения педагога с детьми на разных возрастных этапах. "Трудные дети". Пути взаимодействия.

Что такое общение? Какие мотивы стоят за этим понятием? Почему  взрослому нужно учитывать возраст ребёнка при общении сним? Как самостоятельно определить возрастные нормы в общении с ребёнком?Учи...

Принципы профессионального общения педагога с детьми (ситуации связанные с профессиональным общением).

Принципы профессионального общения педагога с детьми(ситуации связанные с профессиональным общением).Пусть будет доброй голова,А сердце умным будет.Л.Кассиль...

Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста».

Целью консультации является возможность показать педагогам использование тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми.Вы ничему не можете научить человека.Вы можете только помо...

Консультация «Особенности общения педагогов с детьми»

Общение – это, прежде всего взаимопонимание. Никакое результативное общение не возможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого &nd...

Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»

Повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в особенностях общения с детьми, познакомить педагогов с понятием «конструктивное взаимодействие», с условиями его приме...