Принципы профессионального общения педагога с детьми (ситуации связанные с профессиональным общением).
консультация по коррекционной педагогике на тему

Камалова Линара Радиковна

Принципы профессионального общения педагога с детьми

(ситуации связанные с профессиональным общением).

Пусть будет доброй голова,

А сердце умным будет.

Л.Кассиль 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_professionalnogo_obshcheniya_pedagoga_s_detmi1.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы профессионального общения педагога с детьми

(ситуации связанные с профессиональным общением).

Пусть будет доброй голова,

А сердце умным будет.

Л.Кассиль

В организации оптимального педагогического общения помогут принципы и правила личностно-ориентированной педагогики:

1. Уважение личности ребенка, его мнения.

Предполагает отношение к ребенку не как к пассивному объекту воздействия педагога, а как к активной, творчески развивающейся личности. Проявляется в конкретных действиях, обращениях и поступках педагога.

Взрослый признаёт за ребенком право на собственные желания, предпочтения, предоставляя право выбора игр, игрушек, видов деятельности, партнеров по игре и общению.

 В повседневном общении педагог обращается к каждому ребёнку по имени, вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их настроению, успехам, неудачам.

 Оценивает действия и поступки воспитанника, но не личность.

2. Принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.

Безусловное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений, темпа восприятия и деятельности.

Следует помнить, требования, предъявляемые одному ребенку, могут оказаться непосильными для другого.

Организуя педагогическое общение, педагог стремится точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или группу детей: выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику, интонирование речи.

4. Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка. Важнейшей потребностью человека является потребность во внимании и доброжелательности. Она возникает одной из первых и составляет основу человеческих взаимоотношений.

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно ВЫСЛУШАТЬ, соблюдая определённые правила:

1) повернитесь к ребёнку лицом, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение и поза по отношению к ребёнку – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать;

 2) возвращайте ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувство;

3) умейте «держать паузу». Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

Если ребёнок находится в состоянии эмоционального аффекта,

сильного эмоционального возбуждения, важно просто дать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют реплики: «да-да», «угу-угу». Не следует загонять чувства ребенка внутрь. Они должны быть отреагированны.

Ни одно чувство ребёнка не должно быть отвергнуто и обесценено.

Пренебрежение к его переживанию может обидеть, зародить в нем сомнение, что его любят и хотят помочь. Это относится как к отрицательным, так и к положительным переживаниям. Поддержка нужна и тогда, когда он радуется или удивляется чему-либо.

5. Сотрудничество, совместная деятельность с детьми.

Воспитатель не навязывает им тот или иной вид деятельности, а старается заинтересовать ею каждого. Предлагая образцы действий, он не требует от детей точного их воспроизведения, а поощряет и поддерживает стремление им следовать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изобретательность и фантазию ребенка.

Принимая участие в совместной деятельности с детьми, взрослый выступает как доброжелательный ценитель успехов и достижений детей. Он хвалит их, когда это уместно, за старание и настойчивость, за конкретные действия и поступки.

 Замечания взрослого должны быть деликатными, относиться к действиям, а не к личности ребенка, включать позитивное содержание.

Например: «Я вижу, ты стараешься, но твоя башня все время падает.

Попробуй поставить самый большой кубик вниз». По ходу исправления действия можно сказать: «вот как хорошо выходит». педагогу необходимо взять за правило: говоря о ребенке, начинать с его положительных качеств. Если они вам неизвестны, это не значит, что их нет.

6. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.

Предупреждению возникновения конфликтных ситуаций будет способствовать введение чётких правил и ограничений. Это делает жизнь детей понятной и предсказуемой, создаёт чувство безопасности.

Конструктивный метод решения конфликтов предполагает несколько шагов:

1) прояснение конфликтной ситуации;

 2) сбор предложений с

обеих сторон;

3) оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;

4)детализация решения.

Если конфликт слишком затянулся, начинается драка, ее следует прекратить. Можно протянуть между ними руку и сказать: «Я не позволю вам драться, а вы лучше поговорите о том, что происходит». Обучение детей решать конфликты через обсуждение помогает им ладить друг с другом.

Соблюдение педагогом указанных принципов способствует тому, что ребёнок учится уважать себя и других, чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок, брать на себя ответственность за свои решения и поступки, адекватно выражать свои чувства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы профессионального общения педагога с детьми. Рекомендации для воспитателей.

рекомендации по организации оптимального педагогического общения с детьми опираются на принципы и правила личностно-ориентированной педагогики....

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста».

Целью консультации является возможность показать педагогам использование тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми.Вы ничему не можете научить человека.Вы можете только помо...

Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»

Повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в особенностях общения с детьми, познакомить педагогов с понятием «конструктивное взаимодействие», с условиями его приме...

Практический семинар - коучинг для педагогов ДОУ «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия с детьми с ОВЗ).

Семинар -коучинг проводится с целью формирования повышения профессиональной компетентности педагогов по  организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потре...

Встречи с психологом ДОО. Преодоление эмоционального напряжения, связанного с профессиональной деятельностью педагога ДОО.

Цель: создание условий для поддержания и стабилизации эмоционального  состояния членов коллектива ДОО.Задачи: - развивать личностные качества, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию;- способст...