Особенности общения педагога с детьми на разных возрастных этапах. "Трудные дети". Пути взаимодействия.
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Что такое общение? Какие мотивы стоят за этим понятием? Почему взрослому нужно учитывать возраст ребёнка при общении сним? Как самостоятельно определить возрастные нормы в общении с ребёнком?
Учитывая все эти особенности можно выстроить эффективное взаимодействие взрослого и ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности общения педагога с детьми | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общение - это процесс, в котором объединяются двое и более людей, которые делятся друг с другом информацией, эмоциями, чувствами, взаимодействуют и воздействуют друг на друга. Важнейший путь влияния общения на психическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контактах со взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания . Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. 1) Общаясь, люди взаимодействуют друг с другом. 2) Общаясь, люди «отражают» друг друга. 3) Общаясь, люди определенным образом относятся друг к другу . 4) Общаясь, люди воздействуют друг на друга. Презентацию подготовила и провела педагог-психолог ГБОУ школа№629 Пчёлкина Светлана Анатольевна
Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми. Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение со взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: 1) потребностью во впечатлениях; 2) потребностью в активной деятельности; 3) потребностью в признании и поддержке. В первые 7 лет жизни выделяют четыре вида содержания потребности в общении: 1) потребности в доброжелательном внимании ( от 2 до 6 мес.); 2) потребности в сотрудничестве (от 6 мес. до 3 лет); 3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5 лет); 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7 лет). Презентацию подготовила и провела педагог-психолог ГБОУ школа№629 Пчёлкина Светлана Анатольевна
В первые 7 лет жизни выделяются 4 формы общения … ситуативно-личностная; … ситуативно-деловая; … внеситуативно-познавательная; … внеситуативно-личностная. Презентацию подготовила и провела педагог-психолог ГБОУ школа№629 Пчёлкина Светлана Анатольевна
Особенности возраста. От 2 до 3 лет. Ведущая деятельность – восприятие. Мышление Наглядно-действенное Речь Словосочетания. Понимает глаголы Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные Физиологическая чувствительность Высокая чувствительность к дискомфорту Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство Способ познания Манипулирование предметами, их разбирание. Условия успешности Разнообразие развивающей среды Форма общения Ситуативно-деловая Отношения со сверстниками Мало интересен Отношения со взрослыми Источник защиты, ласки и помощи Наличие конфликтов со взрослыми «Я сам» Эмоции Сильной модальности, резкие переходы Игровая деятельность Предметно-манипулятивная. Игра рядом. Показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка со взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения
3-4 года. Ведущая деятельность - игра Мышление Наглядно-образное Речь Начало формирования связной речи, начинает использовать прилагательные Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные Физиологическая чувствительность Высокая чувствительность к дискомфорту Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение. Способ познания Экспериментирование, конструирование Условия успешности Развивающая среда и партнёрские отношения со взрослыми Форма общения Ситуативно-деловое переходит во внеситуативно - деловое Отношение со сверстниками Мало интересен Отношения со взрослыми Источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству Наличие конфликтов Со взрослыми как продолжение « Я сам!» Эмоции Сильной модальности, резкие переключения Игровая деятельность Партнёрская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие Потребность в уважительном отношении взрослого к ребёнку является основной в возрасте «кризиса трёх лет. Центральным новообразованием считается – появление «системы Я», которая порождает потребность действовать самому, что находит противоречие у взрослого.
4-5 лет. Ведущая деятельность - игра Мышление Наглядно-образное Речь Завершение стадии формирования активной речи, учится излагать мысли Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное внимание в игре Физиологическая чувствительность Уменьшение чувствительности к дискомфорту Объект познания Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые Способ познания Рассказы взрослого, конструирование, экспериментирование Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Форма общения Внеситуативно-деловое Отношение со сверстниками Интересен как партнер по сюжетной игре Отношения со взрослыми Источник информации Наличие конфликтов Отсутствует Эмоции Более ровные, старается контролировать Игровая деятельность Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация В этот период ребенок стремится к познанию, задаёт много вопросов. Потребность в уважительном и терпеливом отношении остаётся главной для ребёнка. Интеллектуальное общение со взрослым формирует доверие к нему и поддерживает интерес к окружающему миру, помогает созданию связей с ним.
5-6 лет Мышление Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического Речь Формирование планирующей функции речи Произвольность познавательных процессов Развитие целенаправленного запоминания Физиологическая чувствительность Уменьшение чувствительности к дискомфорту Объект познания Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы Способ познания Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь Форма общения Внеситуативно-познавательное +внеситуативно-личностное Отношение со сверстниками Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтение в общении. Отношения со взрослыми Источник информации, собеседник Наличие конфликтов Отсутствует Эмоции Преобладание оптимистического настроя Игровая деятельность Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения Формируется оценочное отношение к себе и другим. В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Взрослый предстает перед малышом в качестве целостной личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Общение разворачивается преимущественно на фоне самостоятельной (теоретической), а потому и внеситуативно-личностной деятельности ребенка.
6-7 лет. Ведущая деятельность – игра. Мышление Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного Речь Развитие внутренней речи Произвольность познавательных процессов Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения Физиологическая чувствительность Индивидуально, у большинства низкая Объект познания Причинно-следственные связи между предметами и явлениями Способ познания Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстником Условия успешности Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле Форма общения Внеситуативно-личностное Отношение со сверстниками Собеседник, партнер деятельности Отношения со взрослыми Источник эмоциональной поддержки Наличие конфликтов К 7 годам – кризис, смена социальной роли Эмоции Развитие высших чувств Игровая деятельность Длительные игровые объединения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с ролью В б—7 лет ребенку важно понять сущность требований взрослого, утвердиться в своей правоте. Взрослый по-прежнему является для ребенка источником знаний, а ребенок все так же нуждается в уважении, признании, взаимопонимании и сопереживании . Но теперь для него становится очень важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других детей). Он хочет, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого.
Важной задачей воспитателя является умение правильно определить и развить ту или иную форму общения, соответственно возрасту и индивидуальным возможностям ребенка. Как определить? выбор ситуации общения со взрослым; активность и разговорчивость ребенка в разных ситуациях; общее настроение ребенка и его сосредоточенность; время, в течение которого ребенок хочет общаться. Сравнивая эти показатели в трех ситуациях общения, можно выяснить, какая из них является более привлекательной для ребенка и, следовательно, какой уровень общения доступен ему.
Общие ошибки в общении педагога с ребёнком Отсутствие глубинного проникновения в жизнь ребёнка Взгляд на ребёнка как на объект Игнорирование неудобного поведения Игнорирование чувств, приказы вместо понимания Ярлыки, клише Блокирование самостоятельности в творчестве и другой деятельности Спешка, поторапливание, подсказки Излишняя требовательность, завышенные ожидания Элементарные ошибки 1.Обращение по фамилии. 2.Обращения-приказы с глаголами в прошедшем времени. 3. Крик как попытка воздействия на ребенка
гибкость
Правила общения с ребёнком 1 .Проявление искреннего интереса к ребёнку. 2 .Активное слушание. 3. Открытые вопросы, стимулирующие ребёнка к самостоятельному поиску ответов и выводов. 4. Опираться на сильные стороны ребенка. 5. Демонстрировать любовь и уважение к ребенку. 6. Принимать индивидуальность ребенка. 7. Проявлять веру в ребенка, эмпатию («вчувствование»)к нему. 8 . Выражая удовольствие от того, что делает ребенок, вы поддерживаете его и стимулируете продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя. 9 . Демонстрировать оптимизм.
Алгоритм игр для нормализации общения между педагогом и детьми: 1.Игры с объединением детей с ведущей ролью воспитателя. 2.Игры, где воспитатель становится партнёром. 3.Игры «с защитой». 4.Игры с правилами. 5.Игры на внимание (помогают слушать и слышать воспитателя) 6.Игры – забавы. Юмор. 7.Контактные игры с шуточной угрозой. 8.Включённость воспитателя в сюжетно-ролевые игры детей. Чем больше воспитатель играет с детьми, тем больше доверия!
Типичные трудности в общении с дошкольниками .
Дети, которые могут называться «трудными»… … импульсивные; … агрессивные; … слишком активные; … демонстративные; … конфликтные; … медлительные; … плаксивые, тревожные.
Особенности общения с «трудными» детьми Учитывайте особенности самооценки. Несмотря на то, что проблемы у них разные, их объединяют особенности самооценки. Эти дети склонны высоко оценивать себя, при этом считая, что другие их ценят гораздо ниже. Они слишком фиксированы на себе, и «не видят» других. Другие – лишь «зеркала». Нужно учить их видеть других людей, интересоваться ими. Общение и призвание их «к порядку» или к общению обычно отнимает больше времени, но если контакт найден, он достаточно стоек и приносит хорошие плоды в виде улучшения поведения. Им просто необходима адекватная обратная связь о том, как они ведут себя. Это означает, что нужно давать им как отрицательную, так и положительную обратную связь. Такие дети обычно знают правила поведения, но им труднее их соблюдать, чем всем остальным. 5) Голос. Твердый тихий голос показывает детям, что вы говорите серьезно и контролируете ситуацию. А когда педагог повышает голос и начинает кричать на трудного ребенка – он тем самым расписывается в своей безысходности. 6) Чувство юмора. Время от времени пользуйтесь мягким юмором в работе с такими детьми. Это помогает понять детям, что вы им не враг и создать общие позитивные эмоции. 7) Создайте «безопасную» атмосферу. Да, ребенок может проявлять не самые лучшие свои качества, но должен быть уверен, что может исправить ситуацию. Поменьше оценочного отношения и принципа «кто у нас лучше других». Будьте авторитетны, а не авторитарны! И – держите себя в руках!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".
Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...
Здоровьесберегающий стиль общения педагога с детьми, коллегами и родителями как необходимое условие сохранения всех субъектов педагогического взаимодействия
СодержаниеСущность общения и факторы, его ………………………………….………………….3 Здоровьесберегающее сопровождение ребенка…………………………………...……5 Типы сигналов тела……………………………………………………………………..7 Типы манип...
Консультация с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»
Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ...
Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста».
Целью консультации является возможность показать педагогам использование тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми.Вы ничему не можете научить человека.Вы можете только помо...
Консультация «Особенности общения педагогов с детьми»
Общение – это, прежде всего взаимопонимание. Никакое результативное общение не возможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого &nd...
Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»
Повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в особенностях общения с детьми, познакомить педагогов с понятием «конструктивное взаимодействие», с условиями его приме...
Особенности общения педагога с детьми
Стили, формы и рекомендации общения педагогов с детьми дошкольного возраста...