Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Гришанова Мария Николаевна

Повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в особенностях общения с детьми, познакомить педагогов с понятием «конструктивное взаимодействие», с условиями его применения, а также с основными видами воспитательских позиций по отношению к детям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_dlya_vosp.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Г.О. Клин

Консультация для педагогов

с элементами тренинга

«Особенности  общения педагога с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Гришанова М.Н.

2020год.

Цель: 

Повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в особенностях общения с детьми, познакомить педагогов с понятием «конструктивное взаимодействие», с условиями его применения, а также с основными видами воспитательских позиций по отношению к детям.

Приветствие.

   Здравствуйте, уважаемые педагоги! Хотелось бы начать своё выступление с притчи «Крылья» Шалвы Амонашвили.

   Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

Что ты тут делаешь, старик? - спросил прохожий.

Жду тебя! - ответил старик. Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?

Верно! - удивился прохожий.

Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его «крылатым».

Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? - удивился человек.

Тогда не бери мальчика на воспитание! - сказал старик и направил взор к небу.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчика, а за ним - его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.

Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика «крылатым».

Я нашёл способ. Видишь, какие крылья у него выросли! - гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

А меня больше радуют твои пёрышки…

   Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

   Психическое развитие детей дошкольного возраста сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и специальных (воспитания, обучения и влияния окружающей среды)

Психическое развитие обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности (а потребности ребенка в  каждом возрасте разные).

   Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период со своим неповторимым содержанием - особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой - позже.

Границами возрастов являются кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.

   Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности.

   Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.

Задача взрослых - создать условия для полноценного развития детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Помните: плохих детей нет, есть отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении индивидуального подхода к детям:

- знание и понимание детей;
- любовь к детям;
- основательный теоретический баланс;
- способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития. Каждому присущи свои возможности и ограничения в развитии. Дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

   Целью воспитания является воспитание всесторонней, гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному.

   Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту.

Темперамент – это врожденное качество, и изменить его невозможно!!!

Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.

При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:

у сангвиника - распыленность интересов;

у холерика - несдержанности, резкости;

у флегматика - вялости, безучастности к окружающему;

у меланхолика - замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

   Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В примерах воспитателя, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого поведения.

   Давайте рассмотрим  «Особенности конструктивного взаимодействия педагога с дошкольником».

   Известный психолог Альфред Адлер в своей теории говорил о том, что «конструктивное взаимодействие между педагогом и ребёнком – есть профилактика возможных нарушений «плохого поведения» в дошкольном возрасте.

Для того чтобы «Я» ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны три условия:

уважительное внимание;

справедливая оценка;

признание безусловной ценности его личности.

Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек.

   Дети приходят в детское дошкольное учреждение из разных семей и со своим набором шаблонов поведения. Каждый конкретный воспитатель строит свои взаимоотношения с ребёнком исходя из своей педагогической философии (осознанно или нет).

   Критериями конструктивного взаимодействия будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание), оценили (справедливая оценка) и вступили с ним в диалог с предельным уважением к его ранимой личности, ясно и деликатно дали понять, какое впечатление он произвел своим поведением или своими талантами, но вместе с тем также и то, что, несмотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он.

Часто педагоги предъявляют к воспитанникам определенные требования и ожидают, что поведение детей будет им соответствовать.

Но есть и другая сторона - чего от нас, воспитателей и просто взрослых ожидает ребенок?

Взаимодействие педагога и детей в стенах образовательного учреждения - это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас.

   Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ребенка к педагогу выражается в форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка.    

Обсуждение.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины мы должны придерживаться следующего алгоритма:

Распознать истинную цель проступка.

В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ребенка в будущем.

Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.

Если истинную цель проступка мы со временем определим, то принимать решение, как отреагировать на выходку ребёнка, очень часто педагогу приходиться принимать тут же, спонтанно. Для этого необходимо тренироваться быстро и уверенно реагировать на нестандартную ситуацию.

И хотелось бы своё выступление закончить словами Галилея

«Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе». Галилей.                                              

Тренинг «Конструктивного взаимодействия педагога с дошкольниками

Цель:

Показать педагогам возможность использования тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми.

Задачи:

Организация условий, способствующих налаживанию непосредственного общения с детьми;

Сплочение педагогического коллектива;

Развитие доверия;

Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров.

Участники:

Педагог, педагоги учреждения.

Правила группы:

Открытое общение; активность и юмор; безоценочное суждение; здесь и сейчас.

Упражнение 1.  «Здравствуй друг» (участники делятся на пары)

Ход тренинга

Предлагаю начать наше общение детской игрой, которая помогает даже пасмурный и холодный день сделать веселым.

В эту игру можно поиграть в группе с детьми.

Правила простые - слушаем и выполняем

Здравствуй друг -  жмут друг другу руки;

Как ты тут - хлопают друг друга по плечу;

Где ты был - берутся за ухо;

Я скучал - показав на себя, перекрещивают руки на груди;

Ты пришел - раскрывают руки в стороны;

Хорошо - обнимаются и поглаживают друг друга по спине.

Упражнение 2. «Дотронуться до…» раскрепощение

Педагог: «Дотроньтесь до высокого!»

Участники должны быстро найти в кабинете что-то высокое и дотронуться до него. Далее предлагается разные варианты (дотронуться до желтого, твердого и т. д.)

Упражнение 3. «Звуковая гимнастика»

Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом и на выдохе громко энергично произносим звук:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма.

ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение 4. «Передай по кругу»

Группа образует круг.

Участники по очереди изображают передачу какого-либо загадочного предмета по кругу, при этом необходимо каким- то образом взаимодействовать с ним. После того как предмет побывал у всех игроки отгадывают, что это было.

Упражнение 5.  «Оживи  ладошки»

Педагог просит участников обвести на альбомном листе силуэт ладони. Затем оживить ладонь. Нарисовать им ротики, глазки, раскрасить пальчики. Придумать необычное имя каждому пальчику и подписать.

Рассказать, почему его так назвали.

Упражнение 6. Раскрепощение «Гусеница»

Участники группы передвигаются по кабинету, преодолевая препятствия и построившись цепочкой, руки на плечах впереди стоящего, между животом одного игрока и спиной другого зажат мяч или воздушный шар, при движении нельзя держать мяч руками, задача игроков пройти препятствия не нарушив цепочку (гусеницу).

Упражнение 7. «Я возьму с собой… » 

Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (к министру образования, в сказку «Красная шапочка».)

Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили.

Предметы и места, которые уже назывались, повторять нельзя.

Упражнение 8 Кроссворд.
Заполнив правильно пустые клетки по горизонтали, вы в вертикальном столбике прочитаете ответ на п. 8.

1.Уважени к себе как к личности, обладающей достоинством.

4. Способность человека анализировать свои собственные действия, поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей.

5. Человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества.

6. Средство развития общения ребенка раннего возраста.

7. Средство общения.

8. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера.

1С

 

 

5Л

 

 

А

И

М

4Р

Ч

7Р

8О

Б

Щ

Е

Н

6И

Е

Л

 

Ф

О

Г

Ч

Ю

Л

С

Р

Ь

Б

Е

Т

У

 

И

К

Ь

Ш

Е

С

 

К

Упражнение 9. Педагогический такт воспитателя. Проанализируйте ситуацию.

1. Увидев, что Вадик собирается рисовать в свободное от занятий время, педагог спрашивает:

Что ты собираешься рисовать и чем?

Как будешь располагать рисунок на листе бумаге?

Что нарисуешь сначала, а что потом?

Напоминает, что после рисования нужно все положить на место.

Вопрос: нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?

Упражнение 10. «Войди в круг»

Педагогическая техника. Развитие невербальных средств общения.

Все воспитатели стоят в кругу. Один вне круга. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.

Упражнение 11 «Здравствуйте»

Развитие речи и коммуникативное поведение воспитателя.

Поприветствуйте детей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками:

страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Упражнение 12 «Проанализируй ситуации с родителями»

Общение с родителями.

1. В раздевалке:

Миша (2г. 4 мес.) пытается одеваться сам. Кряхтя, он натягивает брюки. Ничего не получается. Мама вмешивается со своей помощью.

Я сам! - протестует ребенок.

Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.

Я хочу сам! - опять заявляет малыш.

Некогда мне тут возиться с твоим упрямством, – заявляет мама.

Одевает ребенка сама под его плач и крики «Я хочу сам!»

Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности?

Характеризует ли это поведение самостоятельность?

Какой совет вы дадите маме?

2. Сережа (4 г.) дома на вопрос папы.

«Что делает воспитательница в саду, как она работает?» ответил, что она не работает, а играет с детьми, гуляет и занимается.

Вечером мама, которая находится в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком, со смехом рассказывает об этом разговоре воспитателю.

Педагог, подозвав Сережу, спрашивает у него: «А кем работает твоя мама?

Что она делает?»

Ответ Сережи прозвучал так: «Моя мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братом, ходит в магазин, стирает и убирает квартиру».

Мама в возмущении спрашивает:

«Как же так Сережа? А разве это не работа?»

«Нет, на работу ходят и потом устают, как папа».

В чем причина такого ответа ребенка?

Что бы вы посоветовали маме Сережи?

Ответ: у ребенка не сформировано понятие «труд», без специального объяснения дошкольники не могут понять, из чего складывается работа взрослого, в чем ее значимость.

3. Воспитатель рассказывает маме Наташи (6 лет), что девочка очень любит помогать взрослым.

Наверное, дома вы приучаете ребенка делать все вместе с вами.

Это очень хорошо – она будет вам помощницей.

Да. У моей дочери очень большое желание мне помогать. За какую бы работу я не взялась, она тут как тут.

Но какая от нее помощь? Одна помеха.

Я отправляю ее гулять, без нее я быстро управлюсь по хозяйству.

И вы с ней особо не церемоньтесь. Нечего взрослым мешать.

Прокомментируйте ситуацию.

Что вы посоветуете маме?

Ответ: при таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя эту деятельность.

Чтобы формировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым действиям, оценивать результаты ее труда.

4. В средней группе детского сада Вадик часто обижал других детей и отбирал и ломал у них игрушки, конфеты. Дети перестали с ним играть. На следующий день мама высказывала воспитателю, что педагог не имеет права позволять детям бойкотировать ее ребенка, и говорила о необходимости заставить детей играть с Вадиком.

Как вы бы повели себя в такой ситуации?

Что бы вы посоветовали маме?

Упражнение 13. оригами «Божья Коровка» (талисман для каждого)

Божья коровка - древнейшей символ счастья и удачи.

1. Сделайте квадрат из бумаги красного цвета

2. Согните лист по диагонали

3. Получившийся треугольник согните, а потом разогните

4. Согните два уголка вниз

5. Получившуюся фигуру переверните на другую сторону

6. Согните верхний уголок вниз

7. Отогните согнутый уголок так, чтобы получилась маленькая гармошка

8. Получившуюся фигуру переверните на другую сторону

9. Осталось нарисовать божьей коровке черные точки.

Упражнение 14. Шуточный тест «Любимый сказочный герой».

 Каждому на небольшом листе бумаге записать в столбик трех сказочных героев.

Интерпретация:

Первый - это тот образ, с которым вы себя ассоциируете;

Второй – это, каким, сказочным персонажем видят вас дети;

Третий - это кем вы являетесь на самом деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»

Обучение педагогов основам эффективного общения. Овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.Повышение п...

Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель:  Показать актуальность сказкотерапевтических  занятий с детьми дошкольного возраста....

Аннотированный каталог по освоению элементов математической логики и комбинаторики детьми дошкольного возраста Для педагогов, воспитателей и родителей

Данный  каталог предполагает аннотацию  по освоению элементов математической логики и комбинаторики детьми дошкольного возраста. Составлен для работы педагогов, воспитателей и родителей....

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс по сказкотерапии.   Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки....

Публикация Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и ...

Консультация для педагогов. Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....