Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ - детский сад № 3 "Колобок" г. Клинцы Брянской области Батюченко Вероники Ибрагимовны
учебно-методический материал (подготовительная группа)

«Формирование нравственно - патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_batyuchenko_vi.docx177.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

- детский сад № 3 "Колобок" г. Клинцы Брянской области

Обобщение опыта работы

воспитателя Батюченко Вероники Ибрагимовны

по теме:

«Формирование нравственно - патриотических

чувств детей старшего дошкольного возраста

посредством проектной деятельности»

https://sun9-50.userapi.com/impf/c840028/v840028203/3b95/SscIykFI6a4.jpg?size=1343x887&quality=96&sign=45401560b64988e49b53f16314522d9a&c_uniq_tag=IxrxLXSwbC3zXns7dubhkIwnn5c12n7BOMmbQI37D1A&type=album

Клинцы 2023г.

Введение

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Проблема

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Всё это разрушающе действует на психику детей, обесценивает их представления о патриотизме, Родине, традициях и нравственных устоях наших предков. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Дошкольное детство – это начальный этап развития личности человека, его ценностных ориентаций, социального сознания, нравственного отношения к окружающим сверстниками и взрослым, воспитания любви к своей Родине.

Именно поэтому в период дошкольного детства необходимо воспитывать у детей патриотизм, честность, порядочность и другие нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Не случайно во всех нормативных документах по образованию упоминается о патриотическом воспитании дошкольников.

Так, в соответствии с ФГОС ДО, одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является задача усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Новизна моего опыта заключается в том, что я комплексно учитывала следующие моменты:

- социальный заказ общества на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста и их интеграцию в национальную культуру;

- специфику реализации регионального содержания в дошкольном образовании;

- необходимость применения форм работы, соответствующих личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых и детей.

 Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством использования проектной деятельности.

Для достижения поставленной цели , реализовала следующие задачи:

  1. Внедрить проектный метод в работу с детьми старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания;
  2. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, развивать чувство гордости за достижения страны; желание сохранять её богатства;
  3. Воспитание чувства любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.
  4. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

Формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе   совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо  находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Изучив разнообразные  методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который двигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом являются макеты, плакаты, коллекции, альбомы, сценические представления и пр.) В ходе осуществления проектной деятельности ребенок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Родители и другие члены семьи могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Поэтому один из методов реализации работы по патриотическому воспитанию в условиях ДОУ – проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско  – патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

      Исходя из этого, считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми:

  • совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов (разучивание стихов, песен, частушек и т.д.);
  • непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми (занятия, беседы, экскурсии, целевые прогулки, развлечения);
  • в самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, сюжетно-ролевые, настольно-печатные);
  • в совместной деятельности с семьей (родительские собрания, консультации, выставки, конкурсы).

Ожидаемые результаты:

  • Любит и уважает родителей и других членов семьи, имеет представление о родственных связях;
  • Имеет представление о природе и труде людей родного края;
  • Знает о том, что армия – защитница нашей Родины, что в годы Великой Отечественной войны солдаты отважно сражались и победили фашистских захватчиков;
  • Осознает себя гражданином РФ, уважительно и с гордостью относится к символике страны (флаг, герб, гимн), города, области, страны;
  • Проявляет интерес к своей культуре и культуре народов, живущих рядом.

Свою работу по формированию нравственно – патриотических чувств поделила на три этапа: «Моя малая Родина»; «Одна страна на всех»; «Служат в армии ребята». Но в первую очередь начала свою работу с организации РППС, которая  пополнялась на каждом этапе.

1 этап: «Моя малая Родина»

Цель: ознакомление дошкольников с близлежащими улицами их названиями, микрорайоном, с основными районами города Орска. Расширения представлений у дошкольников с областью и родной природой, воспитывая у детей любовь к своему краю.

 На этом этапе был реализован проект «Мой любимый город Клинцы».

Цель проекта: воспитание у воспитанников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему городу, расширение кругозора.

Задачи:

1. Расширить и углубить знание детей о городе Клинцы, его истории; знакомство с основными достопримечательностями, названиями улиц, носящих имя героев ВОВ.

2. Закреплять знания о флаге России, гербе России, гербе Клинцов.

3. Учить рассказывать по памяти.

4. Воспитывать любовь, чувство привязанности к району, в котором дети живут, пробудить желание сделать его еще краше.

5. Развивать творческое воображение, отражать свои впечатления о жизни города в изобразительной деятельности: рисунках, поделках, изготовлении стен - газеты.

В рамках этого проекта была реализована следующая работа:

Работа с детьми:

  • Мероприятие «История возникновения родного города Клинцы»
  • Разучивание стихов  на тему: Апрель Виталий Семко "Гимн Трёхсотлетию..."
  • Беседы «Улицы по которым мы гуляем», «Герои ВОВ Брянщины», "Памятники героям"
  • Просмотр презентации "Улицы нашего города"
  • Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице».
  • Целевая прогулка (экскурсия) в городской парк им. В.В. Воровский
  • Возложение цветов к памятнику погибших солдат.

Работа с родителями

  • Оформление фотовыставки « Мой город Клинцы – любимые места».
  • Прогулки детей с родителями по улицам города.

2 этап «Одна страна на всех»

Цель: формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста,  способствовать развитию толерантности и уважения к людям разной национальности. Формирование осознания детьми того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.

 На этом этапе был реализован проект «День народного единства»

Цель проекта:

 Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа.

Расширение  представлений детей о национальных праздниках.

Задачи проекта:

Дать представление о празднике «День народного единства.

Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.

Воспитание  чувства гордости за силу России,  уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать. 

Была проведена следующая работа:

Работа с родителями

  • Папка-передвижка для родителей «День народного единства».
  • Консультация «Что можно рассказать о дне народного единства»

Работа с детьми

  • НОД - аппликация в подготовительной группе
  • «Государственный флаг России»
  • Оформление папки-передвижки  «О дне народного единства»;
  • Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства», «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?», «Русские народные промыслы».
  • Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских: «Никита Кожемяка», «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь» и т.д. Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна», 
    Г. Ладонщиков « Наш дом», З. Александрова «Родина»,
    А. Прокофьев «Родимая страна».
  • Творчество детей – рисунки на тему "Моя Родина", «Российский флаг», аппликации, конструирование.            

3 этап: «Служат в армии ребята»

Цель: формировать патриотические чувства; воспитывать у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине; пропагандировать здоровый образ жизни.

 На этом этапе был реализован проект «Богатыри Земли Русской»

Цель:  познакомить детей с богатырями литературных произведений; выяснить с детьми, кто такие былинные богатыри, какими качествами обладали  и есть ли сейчас богатыри в современной жизни; воспитывать у детей патриотические качества, используя методы примеров положительных поступков литературных  и современных героев на благо Отечества, русского народа. 

Задачи:

Воспитывать патриотизм, чувство любви и гордости к Родине и её защитникам.

Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.

Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас, активизировать связную речь,

развивать интонационную выразительность, монологическую речь.

Была проведена следующая работа:

Работа с детьми

  • просмотр презентации «В мире русских былин»; «Откуда пришла былина», «Богатыри Земли Русской», «Защитники Отечества- современные богатыри»;
  • рассматривание картин: В.М. Васнецов «Богатыри», «Гусляры»,  «Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья Муромец»;
  • НОД  составление рассказов по картине В. Васнецова «Богатыри»;
  • знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках;
  • рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций;
  • составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем»;
  • загадки, пословицы, поговорки о силе, смелости, храбрости русских богатыре;
  • дидактические игры: «Назови доспехи богатырские» «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Назови богатырей»,  «Назови врагов богатырей, какой богатырь  кого победил, «Продолжи пословицу».
  • рисование:  «Богатырь», «Богатырь на коне»; «Оружие богатырей»;
  • раскраски: «Богатыри»; «Доспехи»; «Военная техника»; «Рода войск»;
  • слушание звучания гуслей, и былин в исполнении артистов(грам. Запись).
  • подвижные игры:  «Перетягивание каната»; «Наш Алёша –молодец»

Работа с родителями

  • чтение  детям  книг по данной теме;
  • поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;
  • подбор  пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках;
  • рисование портрета богатыря;
  • подбор раскрасок по теме «Богатыри Земли Русской»
  • просмотр вместе с детьми  мультипликационных фильмов о богатырях;
  • просмотр презентаций «Богатыри земли русской», «Военная техника России»
  • подбор познавательной информации
  • помощь в создании совместной книги сказок о богатырях

Проделанная работа повысила у родителей интерес к совместной  деятельности, направленной на формирование у детей патриотических чувств. Для родителей было приведено онлайн анкетирование на платформе Google Формы «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».    

Работа проведена, таким образом, что у детей расширились знания о Родине, об окружающем мире и  родном городе, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны. У наших воспитанников сформировались патриотические чувства, повысилась самооценка.  

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно -патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Ведь патриотизм – главная черта русского народа.  Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили ее наши предки, наши отцы и деды. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детского сада № 430» г. Нижний Новгород Денисовой Е.В.

Тема: Чистый воздух – это здоровье.Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о ...

Статья на тему: "Формирование и развитие познавательной активности детей в процессе речевых и театрализованных игр". Из опыта работы воспитателя МБДОУ "ЦРР - детский сад № 6 ЭМР Саратовской области Постульгиной Натальи Владимировны

        Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Об этом рассуждали философы на протяжени...

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад №2» г.Сосногорска, Перфильевой Татьяны Анатольевны

по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Обобщение опыта работы воспитателя Рубенко Е.М. МБДОУ № 15 г.Кандалакша за 2016 - 2017 год по теме «Развитие речи и интегративных качеств по средствам моделирования из Lego конструктора»

В данном материале представлен опыт работы по теме с детьми с тяжелыми нарушениями речи. С помощью слаженной работы педагогов, родителей и детей мы добились отличных результатов освоения детьми...

Презентация обобщения опыта работы воспитателя МДОУ "Детский сад №148" г. Саратов Макаровой Ларисы Александровны

В данной презентации представлен опыт работы воспитателя Макаровой Л.А. с семьей по проекту "Моя семья"....

Обобщенный опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад №31 Соколовой Светланы Владимировны на тему: "Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"

Обобщенный опыт работы представлен разработанным перспективным планом по изобразительной деятельности и ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством; конспектами занятий по данному ...