Статья на тему: "Формирование и развитие познавательной активности детей в процессе речевых и театрализованных игр". Из опыта работы воспитателя МБДОУ "ЦРР - детский сад № 6 ЭМР Саратовской области Постульгиной Натальи Владимировны
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Наталья Владимировна Постульгина

          Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Об этом рассуждали философы на протяжении веков. Данная тема актуальна и в наши дни. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 6»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Формирование и развитие познавательной активности детей
в процессе речевых и театрализованных игр


                                               
Из опыта работы воспитателя
                                                       МБДОУ «ЦРР - детский сад №6»
                                                Постульгиной Натальи Владимировны

 

«Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения»
                                                              Антуан де Сент – Экзюпери

          Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Об этом рассуждали философы на протяжении веков. Данная тема актуальна и в наши дни. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. 

          Наблюдая за детьми  своей группы  и беседуя с ними, выяснила, что у многих существуют проблемы:

• трудности в общении;

• часто проявляется страх выступлений на публике;

• у застенчивых детей наблюдается пониженный фон настроения, плаксивость, что мешает выполнять определённые задания;

• затруднения с высказыванием и отстаиванием своего мнения, низкий уровень инициативы на НОД.

          Анализ современной научно-методической литературы, посвящённой театральной деятельности, показал, что театрализация не только развивает личность ребёнка, но и развивает умение общаться с другими людьми,  умение отстаивать свою точку зрения.

          Поэтому, работая по данной теме, поставила перед собой задачи:

• Создать систему работы по формированию и развитию познавательной активности детей в образовательном процессе средствами театрализованных игр.

• Доказать влияние театрализованных игр на формирование познавательной активности детей.

Огромную роль играет речевая среда в ДОУ  и группе.  В группе организованы условия для развития режиссерских игр, сюжетно – ролевых игр, игры-драматизации. В музыкальном зале и театральной студии ребята могут провести репетиции спектаклей.                                              

Театральный уголок – важный объект речевой развивающей среды. Оснащение группы началось с театрального уголка, так как театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В данном уголке представлены разные виды театра: теневой, настольный, пальчиковый, театр на магнитной основе,  бибабо и т. д. Они помогают развивать словарный запас, активизируют речевые функции. Тот, кто ходил в детский садик без желания, теперь с удовольствием спешит в группу. Функционирует уголок по познавательно – речевому развитию. В уголке представлены различные речевые игры, дыхательные тренажёры,  моделирующие речевые ситуации, комплекты картинок по лексическим темам, настенный алфавит, магнитная азбука, ребусы. «Пальчиковые бассейны», массажные мячики, коврики и дорожки. Игрушки-шнуровки, занимательные игрушки из разноцветных прищепок, бусы разных цветов и леска для их нанизывания и т. д. Совместно готовим с воспитанниками  и родителями атрибуты, костюмы и декорации к маленьким представлениям. Это деятельность увлекает и объединяет ребят. Всё это не просто ручной труд, но и развитие мелкой моторики рёбёнка, а также способствует обогащению беседы и выстраивает диалогическую речь.


Работу с родителями веду по двум направлениям:  теоретическое (педагогическое просвещение родителей);  практическое (включение родителей в деятельность).

 На встречах с родителями обсуждаем возникающие трудности,  где происходит обмен накопленным опытом.  Провожу практикум «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», консультации «Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка», домашнее сочинение сказок и различных историй. Совместно с родителями и детьми проводим досуги, тематические вечера, «Зимняя сказка», «Путешествие колобка»». Спектакли: «Снежная королева», «Путешествие муравья», цирковое представление.

                                         

Благодаря тесному сотрудничеству с узкими специалистами детского сада, добивались высоких результатов.  Музыка позволяет ребёнку чувствовать себя  уверенно и даже необщительные, скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Итогом совместной работы взрослых и детей становятся праздники и театральные постановки, где взрослые являются соучастниками детских переживаний.  Участие на районных, областных конкурсах, где являемся победителями.   На фестивале экологических театров показали театрализованную постановку «Лес – наше богатство!»  На конкурсе «Дюймовочка  2016» исполнили песню,  показали танец «Капитан»  из кинофильма «Дети капитана Гранта».

              Результатом работы в этом направлении является  повышение познавательного интереса детей к играм – драматизациям, расширение речевого творчества воспитанников, повышение уровня развития речи дошкольников. Это выражается в интонационной выразительности речи, в умении произносить монологи и диалоги, составлять небольшие рассказы, сочинять сказки, в обогащении словарного запаса детей, в умении детей раскрепощено держаться при выступлениях, выбирать средства речевой выразительности для драматизаций и импровизаций, передавать с их помощью настроение, эмоциональное состояние и переживания персонажей.                        

Подводя итоги проделанной работы,  могу сделать следующие выводы.


1.    
Созданная система работы, направленная на формирование и развитие познавательной активности детей через  речевые и театрализованные игры представлена следующими средствами: речевые  игры, комплекты картинок, банк пальчиковых игр, пальчикового театра. Режиссёрские игры, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры, выступления на различных конкурсах со спектаклями и театральными постановками.
2.
Речь детей стала более интонированной, обогатилась её просодическая  сторона. Воспитанники группы свободно общаются с партнерами по игре. Дети легко находят подходящие реплики, речь непроизвольно совмещается с жестом. После проведенной работы у детей обогатилась речемыслительная деятельность: придумывают реплики, несложные игровые действия, небольшие сюжеты для театрализованной игры.
В свою очередь 
родители тоже озадачились проблемой познавательно-речевого развития своих детей. Больше внимание стали уделять общению с детьми, обращать внимание на правильность своей речи. Увеличилась посещаемость мероприятий проводимых с детьми в детском саду (с 65% до 85%).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Формирование словаря детей 4-5 лет в норме речевого развития.

Материал собран для сравнительных характеристик развития словаря у детей данного возраста в норме речевого развития и у детей с ОНР....

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ - детский сад № 3 "Колобок" г. Клинцы Брянской области Батюченко Вероники Ибрагимовны

laquo;Формирование нравственно - патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранё...