Обобщенный опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад №31 Соколовой Светланы Владимировны на тему: "Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"
методическая разработка

Соколова Светлана Владимировна

Обобщенный опыт работы представлен разработанным перспективным планом по изобразительной деятельности и ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством; конспектами занятий по данному направлению работы; подборкой художественного слова по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshch._opyt_raboty.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщённый опыт работы

воспитателя МДОУ детский сад № 31 Соколовой Светланы Владимировны

на тему:

«Ознакомление детей дошкольного возраста  с народным декоративно-прикладным искусством».

Представлен старшим

воспитателем

 МДОУ детский сад № 31

Смирновой О.И.

     

      ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

     Автором представленного опыта работы является воспитатель МДОУ детский сад № 31  г. Вичуга Ивановской области Соколова Светлана Владимировна.

     Опыт работы Соколовой Светланы Владимировны представлен разработанным перспективным планом по изобразительной деятельности и ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством; конспектами занятий по данному направлению работы; подборкой художественного слова по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством; фотоматериалами  об организации практической работы с детьми.

     Все материалы обобщенного опыта работы Соколовой С.В. находятся в методическом кабинете МДОУ детский сад № 31 г.о. Вичуга Ивановской области и используются педагогами ДОУ в практике работы с детьми.

АННОТАЦИЯ

     Опыт работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством разработан воспитателем МДОУ детский сад № 31 Соколовой Светланой Владимировной в 2020-2021 учебном году.  

    В нем содержится теоретическое обоснование рассматриваемого вопроса, практический материал по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством  в условиях детского сада (перспективное планирование на учебный год, конспекты игр-занятий, художественное слово, фотоматериалы с сюжетами организации практической работы с детьми по данному направлению).

     Опыт работы адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста в качестве практического пособия.

     

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ____________________________________________ стр. 5-6

Теоретическая концепция ______________________________ стр. 6

Практическая значимость предлагаемых подходов _________ стр. 7-9

Содержание работы по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством____________________ стр. 9-10

Методы и приёмы обучения  ___________________________  стр. 10-11

Формы организации работы с детьми____________________  стр. 11-12

Средства обучения ____________________________________ стр. 12-13

Результаты работы по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством _______________________________ стр. 13

Заключение __________________________________________ стр. 14

Список использованной литературы _____________________ стр. 15

Приложение 1 Перспективный план по изобразительной деятельности и ознакомлению дошкольников с народным декоративно—прикладным искусством___________________________________________ стр. 16-35

Приложение 2 Конспект занятия по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством ____________________ стр. 36-38

Приложение 3 Художественное слово по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством ___________ стр. 39-50

Приложение 4 Фотоматериалы организации практической работы с детьми_______________________________________________ стр. 51-55

ВВЕДЕНИЕ

       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Обращение к этой проблеме особо актуально в свете обновления содержания дошкольного образования, когда  формирование творческих качеств личности ребёнка выходит на первый план.  

       Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний в области изобразительного искусства, приобретение детьми необходимых изобразительных умений,  содействует расширению их общего умственного кругозора.

       Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребёнок, и этот потенциал надо раскрыть.

       Работая с детьми дошкольного возраста, мы постоянно замечаем слабое развитие у большинства из них творческого мышления, воображения, а ведь это наиважнейшие психические процессы, необходимые любому человеку в современном мире. Многие дети без труда воспроизводят образцы в той или иной деятельности, в то время как процесс творчества вызывает у большинства из них затруднения и даже страх. В качестве решения данной проблемы мы  обратились к народному декоративно-прикладному искусству как к наиболее доступному и привлекательному для детей средству развития у них творческих способностей.        

       Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества А.П. Усова, Н.П. Сокулина,  Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова,  А.А. Грибовская и другие.

       Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.                                                                                  

       Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту окружающего мира. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.

       Поэтому целью данной  работы мы считаем развитие творческих способностей дошкольников посредством народного декоративно-прикладного искусства.

       Основными задачами  работы,   в контексте рассматриваемой проблемы, по нашему мнению, является:

- умение заинтересовать детей, развить в них творческую активность, индивидуальность, неповторимость, не навязывая собственных мнений и вкусов;

- расширять понятие детей об окружающем мире, воспитывая при этом художественный вкус;

- создать эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал каждого ребёнка.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

       Большинство образовательных программ нового поколения уделяет особое  внимание формированию творческих способностей детей. Не является исключением и программа «Развитие», которую мы реализуем в работе с детьми.

       Цели и задачи проводимой нами работы отвечают принципам построения данной программы. Первое - это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребёнка – это амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Второе теоретическое положение – это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребёнка – это способности (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия со специфическими для дошкольника образными средствами решения задач. Способности позволяют ребёнку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного детства и осознанно относиться к собственной деятельности.  

Третье – теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др., согласно которой развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребёнка-дошкольника это, прежде всего,  игра, а также конструирование, литературно-художественная и изобразительная деятельность.

       В соответствии с данными теоретическими положениями основными целями программы являются развитие умственных и художественных способностей ребёнка. Однако в программе мало внимания уделяется  ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством, что, по нашему мнению, является неотъемлемой частью развития их творческих способностей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПОДХОДОВ

       Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определённым объёмом знаний, на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности. А наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.

       Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.  В  процессе создания предметов народного декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизменно живее,  интенсивнее, глубже и прочнее».

       Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

  • в предварительном создании эскизов на бумаге;
  • в продумывании элементов узора;
  • в расположении их на объёмах;
  • в создании предметов декоративного характера;
  • в умении найти способ изображения и оформления предмета;
  • в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

       В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приёмами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисть, пальцы), координация руки и глаза.

       Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребёнка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.

       Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

       На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

       В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

       Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративно-прикладного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение), о связи содержания орнамента с окружающей природой.  У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к Родине, её истории, природе, труду людей.

       В своём творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили  в процессе восприятия. Создавая своё изделие, дети отмечают, почему оно нравится, что в нём интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное  значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам).  В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

       На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый своё изделие, фигурку вместе составляют общую композицию.

       В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь  другому.  

       Включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материалах народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания  ребёнка и развития  его  художественно-творческих  способностей.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ

       Работу по развитию творческих способностей детей через народное декоративно-прикладное искусство начинаем уже со второй младшей группы.  На этом этапе знакомим детей с народными игрушками (матрёшками, свистульками) с целью доставить радость от игры с народными игрушками, развития любознательности, воспитания художественного вкуса. В качестве материала для работы используем Семёновские матрёшки, свистульки из глины, дерева.

        Так как сознание детей 3-4 лет довольно ограничено и на первый план в любом виде деятельности выступает эмоциональный компонент, используем в основном игровые приёмы обучения.

       Содержание работы в этот возрастной период включает в основном дидактические игры, многие из которых придуманы и изготовлены своими руками, способствующие первоначальному ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством посредством простейших практических действий (найти такое же изображение, сложить узор,  разместить элементы узора на силуэте и т.д.). Все  эти действия, совершаемые детьми в игровой занимательной форме,  способствуют возникновению и развитию у них интереса  к  народному декоративно-прикладному искусству,  а так же, что особенно важно, подготавливают детей к практическим изобразительным действиям, которые им предстоит совершать в дальнейшем. К концу года начинаем обучать детей элементарным техническим умениям, отдавая приоритет индивидуальному общению с каждым малышом, исходя из его индивидуальных возможностей и потребностей.

       Так же очень важно на этом этапе работы обогатить ребёнка новыми впечатлениями, развить насмотренность, чему способствует непосредственное восприятие детьми подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства и иллюстраций с их изображением и изображением отдельных элементов узоров. Для решения этой задачи соответственно оборудована предметно-развивающая среда группового помещения: имеется большое количество альбомов по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством,  имеются подлинные предметы декоративно-прикладного искусства. Все материалы выполнены эстетично, доступны детям, имеют явную практическую значимость.

       В средней группе данная работа продолжается. Усложнением является знакомство с Дымковской игрушкой (индюк, козёл, барыня), народной Богородской игрушкой. Целью работы является развитие любознательности, способности зрительно воспринимать художественные образы, обращать внимание на некоторые средства художественной выразительности (форму, строение, позу, фактуру поверхности); воспитание эмоциональной отзывчивости  к изделиям декоративно-прикладного искусства.

       Так же мы знакомим детей с историей развития тех или иных промыслов, используя для этого чтение художественной литературы (сказки-легенды, стихотворные тексты, реальные исторические сведения), беседы с детьми о прочитанном.  Дети  учатся видеть отличительные особенности различных промыслов,  знакомятся со способами и порядком изображения отдельных элементов узора.

       Наряду с этим, дети постепенно начинают овладевать практическими умениями (учатся называть и изображать отдельные элементы узора, включать их в целостный сюжет, знакомятся с приёмами лепки).

       В старшей группе дети знакомятся с Филимоновской игрушкой (всадники на коне, медведь, конь), Городецкой росписью по дереву, Жостовской, Хохломской росписью, Гжельской керамикой, с техникой изготовления и росписи Палехской лаковой миниатюры.         

       Целью проводимой работы является развитие у детей умений различать и называть народные художественные промыслы, их основные отличительные признаки; проводить самостоятельный анализ произведения; сравнивать два изделия, выделять сходства и различия двух видов декоративно-прикладного искусства; выражать своё отношение к произведениям народного искусства; выполнять узор на силуэте из бумаги.      

       При систематизации материала и определении последовательности его использования в работе с детьми мы исходим из ведущего принципа дидактики – доступности детям изучаемого материала. Для этой же цели нами разработан перспективный план по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством, который апробирован и успешно используется нами в течение ряда лет.

       Также большое внимание уделяем взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам приобщения их к  народному декоративно-прикладному искусству. С данной проблемой знакомим родителей в процессе проведения родительских собраний,  групповых и индивидуальных бесед, консультаций, оформляем наглядно-текстовую информацию, устраиваем для родителей выставки детских работ, привлекаем к участию в создании альбомов с иллюстрациями для развития детской насмотренности, к чему большинство родителей относится с большим энтузиазмом.  

            МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

       Для ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством нами используются следующие методы и приёмы, способствующие развитию детского творчества и разностороннему развитию личности ребёнка:

  • наглядные методы и приёмы: целенаправленные наблюдения окружающей действительности; рассматривание детьми предметов народного декоративно-прикладного искусства, иллюстраций с их изображением и изображением отдельных элементов; показ воспитателем различных способов изображения; показ детьми способов изображения, рассматривание (выставки) детских работ;
  • наглядно-действенные методы и приёмы: обследование предмета (рассматривание и ощупывание), игровые изображения предметов и игрушек; обыгрывание процесса и результатов детского творчества (игры с изображаемыми образами, созданными поделками), дидактические игры (в том числе, придуманные и изготовленные своими руками); непосредственное изображение, лепка детьми предметов народного декоративно-прикладного искусства, отдельных элементов узора, нанесение узоров на готовые формы;  
  • словесные методы и приёмы: чтение художественной литературы (сказки, сказки-легенды, стихотворения, рассказы, частушки, загадки), повествующей об особенностях того или иного народного промысла, знакомящей детей с историей их возникновения, описывающей их особенности;  рассказывание, беседы, пояснения,  вопросы,  поощрения;  оценка детских работ.    

       Данные методы и приёмы направлены не только на усвоение детьми изобразительных умений и навыков, но и способствуют воспитанию у детей потребностей: в общении со взрослыми, детьми и с образами искусства; трудиться, преобразовывать материалы, украшать предметы быта; получать новые знания и проверять их в практической, продуктивной деятельности; получать радость, наслаждение в предвкушении трудной, но интересной деятельности и её результатов в виде изобразительных реконструктивных или пластических образов.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

 

       Формы организации работы по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством довольно разнообразны. Нами используются  следующие:

  • организация работы с детьми в процессе проведения занятий по изобразительной деятельности;
  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • посещение выставок декоративно-прикладного искусства, организуемых городским художественным музеем;
  • организация выставок предметов декоративно-прикладного искусства в групповом помещении для детей и их родителей, выставок продуктов самостоятельного творчества детей;
  • самостоятельная деятельность в предметно-развивающей среде;
  • индивидуальная работа с детьми по рассматриванию иллюстраций, предметов народного декоративно-прикладного искусства, обучению приёмам изображения отдельных элементов росписи;
  • индивидуальные и групповые формы работы с родителями (беседы, консультации, письменное информирование по вопросам приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству, выступления на родительских собраниях, папки-передвижки и т.д.).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

        Важным средством, способствующим ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством, является создание развивающей среды, отвечающей требованиям возраста, а так же индивидуальным возможностям и потребностям каждого ребёнка. Этому вопросу мы уделяем большое внимание.

       Особо мы выделяем дидактическую игру, которая представляет собой многоплановое педагогическое явление: это и игровой метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития творческих способностей и личности ребёнка в целом. В ходе специально созданных игр происходит развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия – «насмотренности» подлинно художественными произведениями народного искусства.  В работе с детьми мы используем игры трёх групп:

  • помогающие различать виды  народного декоративно-прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др.;
  • сосредоточивающие  внимание на стилевых особенностях элементов узора;
  • знакомящие с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии.

       В основе этих игр лежат традиционные принципы, но их содержание направлено на освоение особенностей декоративно-прикладного искусства.

   

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С  НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ

       Целенаправленная работа по развитию у детей творческих способностей посредством их приобщения к народному декоративно-прикладному искусству позволяет сделать вывод о её результативности.

       Педагогическое обследование детей старшего дошкольного возраста (на конец года)  свидетельствует  о сформированности  у большинства воспитанников творческих способностей относительно их проявления в процессе ознакомления с народным  декоративно-прикладным искусством.

Результаты педагогического обследования

 творческих способностей  

у  детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)

 в процессе их приобщения к народному декоративно-прикладному искусству.

Результат обследования

на начало года

Результат обследования

на конец года

Проявляют творческие способности

Не проявляют творческие способности

Проявляют творческие способности

Не проявляют творческие способности

4 (19%)

17 (81%)

15 (71,4%)

6 (28,6%)

      Данные, приведённые в таблице, показывают, что при проведении целенаправленной работы по развитию творческих способностей детей посредством приобщения их к народному декоративно-прикладному искусству  результаты работы на конец года заметно выше, чем в начале учебного года. Большинство детей группы демонстрируют живой интерес к произведениям народных мастеров, при  этом проявляют творческую активность; без труда отличают и называют народные художественные промыслы, владеют умениями изображать отдельные элементы росписи, в беседе демонстрируют осведомлённость об истории возникновения того или иного промысла, эмоционально реагируют на процесс самостоятельного создания изображений, проявляют художественный вкус. Также в процессе проводимой работы удалось заметно улучшить состояние предметно-развивающей среды, которая, по нашему мнению,  способствует развитию творческих способностей наших воспитанников.  

       Наряду с явными положительными результатами проводимой работы, в процессе её реализации зачастую приходится сталкиваться с трудностями:

- не хватает средств на приобретение подлинных произведений народных мастеров, альбомов с красочными иллюстрациями;

- нет материалов для проведения педагогической диагностики по данной проблеме с детьми младшего и среднего возраста;

- низкая заинтересованность отдельных родителей вопросами приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству.

       

       В связи с этим перспективами работы по данному направлению мы считаем:

- постепенное накапливание практического материала для ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством;

- установление преемственности с семьями воспитанников по вопросам приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В  результате проводимой работы мы сделали вывод о её эффективности. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством, начиная с младшего дошкольного возраста,  позволяет развить в детях творческие способности, творческую активность, инициативность, творческое  воображение. Дети способны активно познавать окружающую действительность, целенаправленно воспринимать её образы и предметы, находить в них прекрасное, выражать собственное мнение, что в конечном итоге является неотъемлемой частью  формирования творческой личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинов Г.М.   Чудо-Кони, Чудо-Птицы. Рассказы о русской народной игрушке. Оформл. В.Бахтина. М., «Дет. лит.», 1977.

2. Дайн Г.Л.   Игрушечных дел мастера: Кн. для учащихся. - М.: просвещение, 1994.

3. Жегалова С.К.   Русская народная живопись. М., «Просвещение», 1974.

4. Комарова Т.С.   Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1991.

5. Логика.  Математика.  Конструирование и ИЗО: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие»/Ред.-сост. О.Г.Жукова.- М.:  АРКТИ, 2007.

6. Пряник, прялка и птица Сирин.   «Просвещение», 1970.

7. Рондели Л.Д.   Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1984.

     8. Уткин П.И., Королёва Н.С.   Народные художественные промыслы:  

     Учеб.   для проф. учеб. заведений.- М.: Высш. шк., 1992.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."

Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий р...

Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно – прикладному искусству

реферат для воспитателей старших возрастных групп детского сада...

Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная ...

Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством»

Консультация для воспитателей "Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...

Консультация для воспитателей « Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством»

Консультация для воспитателей "Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством"...