Диагностика исследовательской активности детей второй младшей группы в процессе экспериментирования
материал (младшая группа)
Мониторинг экспериментальной деятельности детей 3-4 лет за 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика исследовательской активности детей второй младшей группы в процессе экспериментирования 2021-2022 учебный год.
Диагностирование проводится путем каждодневного наблюдения за ходом исследовательской деятельности – на специально организованных занятиях по всем образовательным областям, в режимных моментах, в свободной деятельности.
За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И.)
Этапы эксперимента | 2-я младшая группа |
1-й этап Осознание проблемы | Проявляют любопытство, задают первые вопросы природоведческого характера. |
2-й этап Формулирование задачи | Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают |
3-й этап Продумывание методики | При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: "Как это сделать?". |
4-й этап Выслушивание инструкций и рекомендаций | К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу. |
5-й этап Прогнозирование результатов | При проведение простейших опытов начинают отвечать на вопрос: «Что случится если мы сделаем это?» |
6-й этап Выполнение работы | Работают вместе с воспитателем. |
7-й этап Выполнение правил безопасности
| Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен. |
8-й этап Наблюдение результатов | Появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты. Простые наблюдения ведутся самостоятельно, остальные - под непосредственным руководством педагога. |
9-й этап Фиксирование результатов | К концу года начинают использовать готовые формы (циферблаты, фотографии, картинки). |
10-й этап Анализ полученных данных | Запоминают следствия некоторых экспериментальных воздействий. Понимают простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. |
11- й этап Словесный отчет об увиденном | Развернуто отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения. Нуждаются в большой поддержке со стороны воспитателя. |
12-й этап Формулирование выводов | Отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения и эксперимента |
Критерии исследовательской деятельности
Соответствие знаний детей требованиям программы | Уровень подготовленности детей | Кол-во баллов |
Полностью соответствуют программе | Нормальный | 1 |
Опережают программу на 0,5 –1 группы | Высокий | 1,5 |
Опережают программу на 1,5 – 2 группы | Очень высокий | 2 |
Отстают от программы на 0,5–1 группу | Низкий | 0,5 |
Отстают от программы на 1,5–2 группы | Очень низкий | 0 |
Суммарное количество баллов по всем 12 пунктам позволяет сделать вывод об общем уровне исследовательского развития данного воспитанника.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий. | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Средний | Проявляет желание что-то сделать. | Желание что-то сделать выражает словами. | Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. | Работает с помощью воспитателя. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребенка к наблюдаемому объекту. | Отвечает на простые вопросы взрослых. Произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Низкий | Проявляет первые признаки желания что – то сделать. | Некоторые действия становятся целенаправленными. | Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. | Манипулируют предметами осознанно. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны. | Называют предметы и действия, совершаемые с ними. |
Показатели уровня овладения экспериментальной деятельностью дошкольниками младшего возраста (3-4 лет) группа «Паровозик из Ромашково»
2021-2022гг.
Количество детей: 25
Критерии | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | Итого | ||||||
Уровень | ||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Высокий | 11% | 29% | 0% | 11% | 0% | 20% | 6% | 23% | 6% | 26% | 5% | 22% |
Средний | 46% | 60% | 57% | 57% | 51% | 63% | 43% | 50% | 54% | 47% | 51% | 55% |
Низкий | 43% | 11% | 43% | 32% | 49% | 17% | 51% | 27% | 40% | 27% | 44% | 23% |
Вывод:
Таким образом, результаты мониторинга на конец 2021-2022 учебного года показали следующее:
- с высоким уровнем развития 22% -дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе, делают выводы.
-Со средним уровнем – 55% -в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.
-С низким уровнем развития – 23% включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает, боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
В результате сравнительного анализа показателей усвоения знаний по опытно –экспериментальной деятельности на начало и конец учебного года выявлено следующее: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 17%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 4% за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем (причины: низкая речевая активность).
Перспективы: Разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей программы; планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов; отбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....
Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».
Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать речь через театрализованную деятельность.Задачи:·...
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов
Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...