Диагностика исследовательской активности детей второй младшей группы в процессе экспериментирования
материал (младшая группа)
Мониторинг экспериментальной деятельности детей 3-4 лет за 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика исследовательской активности детей второй младшей группы в процессе экспериментирования 2021-2022 учебный год.
Диагностирование проводится путем каждодневного наблюдения за ходом исследовательской деятельности – на специально организованных занятиях по всем образовательным областям, в режимных моментах, в свободной деятельности.
За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И.)
Этапы эксперимента | 2-я младшая группа |
1-й этап Осознание проблемы | Проявляют любопытство, задают первые вопросы природоведческого характера. |
2-й этап Формулирование задачи | Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают |
3-й этап Продумывание методики | При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: "Как это сделать?". |
4-й этап Выслушивание инструкций и рекомендаций | К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу. |
5-й этап Прогнозирование результатов | При проведение простейших опытов начинают отвечать на вопрос: «Что случится если мы сделаем это?» |
6-й этап Выполнение работы | Работают вместе с воспитателем. |
7-й этап Выполнение правил безопасности
| Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен. |
8-й этап Наблюдение результатов | Появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты. Простые наблюдения ведутся самостоятельно, остальные - под непосредственным руководством педагога. |
9-й этап Фиксирование результатов | К концу года начинают использовать готовые формы (циферблаты, фотографии, картинки). |
10-й этап Анализ полученных данных | Запоминают следствия некоторых экспериментальных воздействий. Понимают простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. |
11- й этап Словесный отчет об увиденном | Развернуто отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения. Нуждаются в большой поддержке со стороны воспитателя. |
12-й этап Формулирование выводов | Отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения и эксперимента |
Критерии исследовательской деятельности
Соответствие знаний детей требованиям программы | Уровень подготовленности детей | Кол-во баллов |
Полностью соответствуют программе | Нормальный | 1 |
Опережают программу на 0,5 –1 группы | Высокий | 1,5 |
Опережают программу на 1,5 – 2 группы | Очень высокий | 2 |
Отстают от программы на 0,5–1 группу | Низкий | 0,5 |
Отстают от программы на 1,5–2 группы | Очень низкий | 0 |
Суммарное количество баллов по всем 12 пунктам позволяет сделать вывод об общем уровне исследовательского развития данного воспитанника.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий. | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Средний | Проявляет желание что-то сделать. | Желание что-то сделать выражает словами. | Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. | Работает с помощью воспитателя. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребенка к наблюдаемому объекту. | Отвечает на простые вопросы взрослых. Произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Низкий | Проявляет первые признаки желания что – то сделать. | Некоторые действия становятся целенаправленными. | Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. | Манипулируют предметами осознанно. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны. | Называют предметы и действия, совершаемые с ними. |
Показатели уровня овладения экспериментальной деятельностью дошкольниками младшего возраста (3-4 лет) группа «Паровозик из Ромашково»
2021-2022гг.
Количество детей: 25
Критерии | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | Итого | ||||||
Уровень | ||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Высокий | 11% | 29% | 0% | 11% | 0% | 20% | 6% | 23% | 6% | 26% | 5% | 22% |
Средний | 46% | 60% | 57% | 57% | 51% | 63% | 43% | 50% | 54% | 47% | 51% | 55% |
Низкий | 43% | 11% | 43% | 32% | 49% | 17% | 51% | 27% | 40% | 27% | 44% | 23% |
Вывод:
Таким образом, результаты мониторинга на конец 2021-2022 учебного года показали следующее:
- с высоким уровнем развития 22% -дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе, делают выводы.
-Со средним уровнем – 55% -в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.
-С низким уровнем развития – 23% включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает, боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
В результате сравнительного анализа показателей усвоения знаний по опытно –экспериментальной деятельности на начало и конец учебного года выявлено следующее: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 17%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 4% за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем (причины: низкая речевая активность).
Перспективы: Разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей программы; планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов; отбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы
Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы...

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».
Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать речь через театрализованную деятельность.Задачи:·...
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов
Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...