Конспект ООД по ознакомлению с окружающим на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры» для детей группы комбинированной направленности (6-7лет)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
«Приобщение детей к истокам русской культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
855727093.181832834955086487.1.2.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Голубой вагон» .
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры» для
детей группы комбинированной направленности (6-7лет)
Воспитатель: Михайленко Елена Викторовна .
Цель:
- Продолжать знакомить детей с народным праздником - Масленицей.
- Расширить знания детей о традициях их празднования.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения.
- Приобщать к истокам народной культуры.
- Расширять знания детей о традициях празднования праздника Масленица.
Воспитывать интерес к народной культуре.
- Обогащать словарь.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, отгадывание загадок, заучивание закличек, песенок и игр.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Очень рада встрече с вами. А какой праздник мы отмечаем с блинами ?
Дети: Праздник Масленицы
Воспитатель:Совершенно правильно. Сегодняу нас началась Масленица, это самый веселый, народный праздник. Вот мы с вами поговорим об этом .
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, издревле любимейший на Руси. Длится он целую неделю и все это время, хозяйки пекли блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и угощают их. В старину на Руси на Масленицу славили языческого бога солнца- Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла .
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что же является символом этого праздника ?
Символом праздника является соломенное чучело .Его наряжали в женские одежды водили хороводы, пели песни .К концу праздника чучело сжигали ,прощаясь со всем старым иплохим ,чтобы открыть сердце для доброты.
Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю люди веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!
Воспитатель. Ребята, а сколько длится Масленица?
Дети. Масленица длится целую неделю.
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник)
Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга?
Какие дни недели мы называем выходными?
Догадайтесь, какой день недели я загадаю.
Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда).
А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!
Понедельник — Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Воспитатель. Вторник : Заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, и поздравляли всех с Масленицей, выпрашивали блины. В этот день начинались игры и потехи, Вот и сейчас мы тоже с вами поиграем в игру “Повторялки”(Дети идут по кругу ,повторяют движения по словам песни)
Воспитатель. Ребята, а как называется третий день Масленицы?
Дети. Лакомка
Воспитатель: Правильно, молодцы. В этот день люди лакомились блинами. Блины пекли из разной муки и с разными начинками. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом”Колос”
Воспитатель:
Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
Пятница — Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Воскресенье — прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша с вами беседа. Ребята что интересного вы запомнили? Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Давайте сделаем домашний оберег -«Масленичку».Он несёт добро и будет оберегать семью и жилище.
Для изготовления будем использовать нитки и ткань.
Воспитатель. Молодцы, спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)
Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-с...
викторима с родителями на тему"приобщение детей к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
Помочь подителям осмыслить, что приобщение детей к семейно- бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и лада в семье- должно начинаться в семье. Главн...
Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с художественной литературой»
В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное са...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ СЛОВО
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...
Ознакомление с окружающим (Основы науки и естествознания) «Прогулка по Якутской тайге» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Цель: Расширять представления детей о разнообразии растительного мира Якутии. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человек...
Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".
ДОКЛАД на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры». Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской кул...
ПРОГРАММА по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством ознакомления с традициями крестьянского быта и труда»
Распространение передового педагогического опыта в формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста в практику работ...