викторима с родителями на тему"приобщение детей к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
материал (средняя группа) по теме
Помочь подителям осмыслить, что приобщение детей к семейно- бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и лада в семье- должно начинаться в семье. Главный васпитатель в семье- это семья! народная культура способна возродить приемственность поколений передать подростающим поколениям нравственные устои, духовные и художественные ценности. И дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
формирования "базиса культуры"на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями особенностями культуры помочь родителям осмысленно знакомить детей с устным народным творчеством (через русские народные сказки, потешки, прибаутки, песенки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, произведения декоративно-прикладного искусства). Через быт русского народа прививать любовь к истории и культуре нашей Родины. Воспитывать уважительное отношение к традициям русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_s_roditelyami.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина с родителями
средняя группа
на тему «приобщение детей к истокам русской народной культуры»
воспитатель Яковлева Т.В.
МБДОУ д/с №22 пос.Мишеронский.
Цель: Помочь родителям осмыслить ,что приобщение детей к семейно- бытовым традициям ,обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и лада в семье- должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье- это семья! Народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности. И дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Задачи: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Расширять и углублять представления о жизнедеятельности людей на Руси. Помочь родителям осмысленно знакомить детей с устным народным творчеством (через русские народные сказки, потешки, прибаутки, песенки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, произведения декоративно-прикладного искусства). Через быт русского народа прививать любовь к истории и культуре нашей Родины. Воспитывать уважительное отношение к традициям русской культуры.
Актуальность. Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения.
Народная культура-предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни- от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность.
Ход.
( Викторина проходит в избе. Родители заранее делятся на две команды )
Ведущая встречает гостей в русском народном сарафане.
Здравствуйте, гости дорогие!
Хорошему гостю хозяин рад!
Много гостей, много и новостей!
Время наше сложное – время социальных перемен. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери». Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, через декоративно – прикладное искусство народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Я, сегодня вас пригласила, чтобы наглядно показать, как можно познакомить детей с русской народной культурой и сделаем это через игру – викторину.
Тема нашей викторины посвящена быту русских людей на Руси.
Вас разделили на две команды. Так как берёза и ромашка являются символами России, то первая команда будут - Берёзки, а вторая команда – Ромашки. Берёзка - это символ духа Российского, а Ромашка – символ семьи.
Вы должны выслушать вопрос и чья команда первая позвонит в колокольчик, та и отвечает. За каждый правильный ответ, команда получит берёзовый листочек или ромашку. А в конце игры наше уважаемое жюри подсчитает баллы и объявит победителей.
И так начнём :
Первое задание.
Отгадайте загадку:
«Стоит терем , в тереме ящик, в ящике мучка , в мучке – Жучка?»
Ответ: стоит изба, в избе печка, в печке зола , а в золе жар.
(команде ответившей первой, присуждается листик или ромашка, можно показать на печь или печь выдвигается в центр ).
Ведущая. И действительно, войдя в избу, сразу обращали внимание на печь, она занимала почти пол – избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а её образ стал традиционным для русских народных сказок.
Вопрос 2.
В каких русских народных сказках можно встретить печь?
Ответ. «По щучьему велению» , «Гуси – лебеди» , «Привередница» , «Мороз Иванович».
( за правильный ответ , команде присуждается листик или ромашка )
Ведущая. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
. Когда в печи жарко - тогда и варко .
Вопрос 3.
Какими дровами топили печь ? Обоснуйте свой ответ.
( за правильный ответ команде присуждается листик или ромашка ).
Ответ . Топили печь, как правило, берёзой , дыма меньше и тепло дольше держится. А ольхой протапливали, чтобы прочистить дымоход. Сосну и ель использовали редко, они очень быстро прогорают. Если кто – то топил печь чем попало, говорили : «Подле леса живёт, а печку соломой топит».
Ведущая. А вы знаете, печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. На печке грели свои косточки старики и старухи – говорят, помогало. Самое главное, в ней можно было даже мыться.
Музыкальная пауза
Дети играют на музыкальных инструментах.
Вопрос 4.
А сейчас рублика «Говорят дети»
Ведущая. Открываем наше волшебное окно.
( дети по телевизору по очереди загадывают загадки )
- Кто в избе рогат ? ( ухват).
- Всех в объятья принимает и баюкает, качает. (кресло – качалка ).
- Кривая собачка в печку глядит? ( кочерга )
- Маленький Ерофейка подпоясан коротенько. По полу скок – скок и сел в уголок . ( веник ).
- Насыпать можно, а донести нельзя. ( сито )
6.В небо – дыра, в землю- дыра, а в середине – огонь да вода. ( самовар ).
7.В избу идут – плачут, из избы идут – скачут. (вёдра на коромысле ).
8.Стоит волчище, разинув ртище. ( колодец )
9. Лето придёт – не глядят на неё, зима настаёт – обнимают её. ( печь )
- Стоит на крыше Арина рот разиня. ( труба ).
( за правильные ответы командам присуждаются листики или ромашки ).
Ведущая. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскоблены; на кроватях кружевные оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска.
Вопрос 5.
Как назывался правый от печки угол, где командовала хозяйка?
( за правильный ответ команда получает листик или ромашку )
Ответ: бабий кут, то есть отгороженное место ( от слова закуток )
Ведущая. Правый от печки угол назывался бабий кут, или середа, здесь хозяйка готовила пищу, здесь же стояла прялка.
Вопрос 6.
В другом, левом углу от печки помещались стол, скамья, висели иконы. Это было место для гостей. Как назывался этот угол?
( за правильный ответ команда получает листик или ромашку )
Ответ. Красный, значит красивый.
Ведущая. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Сажая гостей в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».
Вопрос 7.
Назовите пословицы о гостеприимстве.
Ответы. Что есть в печи – на стол мечи.
Умей в гости звать, умей и угощать.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Музыкальная пауза ( номер с ложками ).
Ведущая. Почти всю обстановку в избе делали своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели туеса, корзины и лапти. Всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Все хозяйские постройки крестьянского двора ( амбар, хлев, курятник ) располагались поблизости от избы.. Недаром пословица молвится:
«Дом вести – не бородой трясти»
«Без хозяйки - изба плачет, без хозяина – двор».
Вопрос 8.
Все знают сказку о колобке - « По амбару метён, по сусекам скребён». Что же это за сусеки?
( за правильный ответ команда получает листик или ромашку ).
Ответ.. Это сделанный из толстых досок короб. Он внутри разделён на отсеки (сусеки) . Сусек больше служит накопителем зерна. Из него оно постепенно осыпается в разные сусеки. Вот когда всё зерно уже выбрано, то приходится мести амбар и скрести сусеки.
Ведущая. Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье. Теперь мы посмотрим, знаете ли вы такие пословицы.
Вопрос 9.
Продолжи пословицу….
( через экран телевизора )
Баснями амбар ………………………..( не наполнишь )
НЕ тот хлеб, что в поле…………(а тот, что в амбаре ).
Хвались урожаем………………………( когда рожь в сусек засыпаешь )
Кто веет и сеет,………………( тот не обеднеет ).
Что в поле родиться,………………….( всё в доме пригодится)
Вопрос 10.
Любили, и поиграть с детьми. Какие русские народные игры вы знаете? Поиграйте в любую игру так, как вы поиграли бы с детьми.
- команда - игра «Цапки»
Все пальчики ставят к одной ладошке:
«Под моею крышей собралися мыши,
Заяц, белка, жаба - ЦаП!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, то выбывает из игры.
- команда.- игра «Молчанка»
играющие проговаривают слова:
«Первенчики , первенчики, летели голубенчики
По свежей росе ,по чужой полосе.
Там чашки, орешки, медок, сахарок -МОЛЧОК!»
Ведущая. Издавна ведется :веселье и труд- рядом живут! Ну и какая же русская душа не любит праздника.
Вопрос 11.
Какие народные праздники вы знаете?
(за ответы команды получают листик или ромашку)
Ответ. Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Васильковый день(праздник полевых цветов), Троица, Духов день, Петров день(сенокос), Осенины ( осенины встречаем –именины отмечаем).
Ведущая. Пока наше жюри подведет итоги викторины, давайте вспомним пословицу: «Веселье и труд- все перетрут». А где песня поется, там и трудиться веселее. Запевайте песню шуточную- прибауточную.
Русская народная песня « ах, вы сени, мои сени»
Ведущая. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки, хитрые загадки, печальные обрядовые песни, торжественные былины- это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все ,что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И хотелось бы, чтобы мы смогли с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Жюри подводит итоги.
Ведущая. Спасибо родителям, принявшим участие в нашей викторине.
(раздать грамоты родителям)
Спасибо и гостям за внимание. Давайте проводим наших гостей громкими аплодисментами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина с родителями на тему "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Викторина с родителями детей средней группы...
Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....
Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способн...
СБОРНИК КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. "
Консультации, которые помогут родителям дать некоторые знания деткам о русской народной культуре,о её истоках....
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знак...
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...
Перспективный план Приобщение детей к истокам русской народной культуры - средняя группа
Перспективный план Приобщение детей к истокам русской народной культуры...