Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".
статья
ДОКЛАД на тему:
«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры».
Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской культуры через народные игры.
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле.
Цель: приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины,
воли,настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра - это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников и наша задача сохранить их.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с культурой, с народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности своей Родины, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться.
Первым этапом развития игры является ознакомительная игра, в процессе которой воспитатель не только знакомит детей с предметами игры (картинками, фотографиями, вкладышами, картой-схемой...), но и с помощью наводящих вопросов ненавязчиво выявляет у детей знания по данной теме, опыт подобных игр.
На следующем этапе необходимо познакомить детей с правилами игры, отметив, что задачи могут меняться в зависимости от расширения темы. Очень важно заинтересовать детей, приблизив задачи игры к реальной жизни.
Вначале педагогу необходимо находиться рядом с детьми, однако, далее нецелесообразно подолгу играть с ними, так как, приобретя игровые навыки, дети стремятся к самостоятельности.
Игра «У медведя во бору»
В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения, от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и др.)? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.
В их структуре выделяется единая цель и одно плановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
«Считалка»
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.
Игра «Бабка ёжка»
Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.
До сих пор популярны среди детей такие народные игры, как «Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки» и т.д.
Игра «Как у дяди Нестера»
Заключение
Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.
Познание культуры своего народа должно начинаться с самого раннего возраста, впитываться с молоком матери. Вместе с тем, мы должны знать и культуру народов, живущих вместе с нами.
Именно сравнение собственной культуры с культурами других народов, обмен ценностями материального и духовного мира являются залогом национальной и религиозной толерантности, отсутствия войн на этой почве между народами нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar_na_temu_narodnye_igry.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД на тему:
«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры».
Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской культуры через народные игры.
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле.
Цель: приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины,
воли,настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра - это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников и наша задача сохранить их.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с культурой, с народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности своей Родины, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться.
Первым этапом развития игры является ознакомительная игра, в процессе которой воспитатель не только знакомит детей с предметами игры (картинками, фотографиями, вкладышами, картой-схемой...), но и с помощью наводящих вопросов ненавязчиво выявляет у детей знания по данной теме, опыт подобных игр.
На следующем этапе необходимо познакомить детей с правилами игры, отметив, что задачи могут меняться в зависимости от расширения темы. Очень важно заинтересовать детей, приблизив задачи игры к реальной жизни.
Вначале педагогу необходимо находиться рядом с детьми, однако, далее нецелесообразно подолгу играть с ними, так как, приобретя игровые навыки, дети стремятся к самостоятельности.
Игра «У медведя во бору»
В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения, от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и др.)? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.
В их структуре выделяется единая цель и одно плановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
«Считалка»
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.
Игра «Бабка ёжка»
Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.
До сих пор популярны среди детей такие народные игры, как «Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки» и т.д.
Игра «Как у дяди Нестера»
Заключение
Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.
Познание культуры своего народа должно начинаться с самого раннего возраста, впитываться с молоком матери. Вместе с тем, мы должны знать и культуру народов, живущих вместе с нами.
Именно сравнение собственной культуры с культурами других народов, обмен ценностями материального и духовного мира являются залогом национальной и религиозной толерантности, отсутствия войн на этой почве между народами нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...
Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской культуры посредством народной игры.
Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про...
Приобщение детей к истокам русского творчества через народную игру
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изуч...
ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»...
Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...
Приобщение детей к истокам национальной культуры через народную игру
Консультация для воспитателей...
- Мне нравится (1)