Организация музыкально-ритмической деятельности в группах компенсирующей направленности
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется работа с детьми, имеющими нарушения речи. У этих детей наблюдается отставание психомоторного развития по степени сформированности двигательных и певческих навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_muz_-ritm._deyatelnosti.docx | 17.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация музыкально-ритмической деятельности
в группах компенсирующей направленности
Образовательная деятельность в разделе «Музыкальная деятельность» организуется в процессе проведения фронтальных, подгрупповых занятий, в совместной деятельности, индивидуальной работе по всем видам деятельности, с учётом возрастных особенностей и возможностей здоровья детей. В начале и в конце учебного года проводится мониторинг развития и освоения программы возрастной группы. При освоении детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы по музыкальному воспитанию осуществляется индивидуально-дифференцированный подход и ограничение физической нагрузки на музыкальных занятиях.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется работа с детьми, имеющими нарушения речи. У этих детей наблюдается отставание психомоторного развития по степени сформированности двигательных и певческих навыков. Они отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью.
Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти). У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:
∙ – Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом;
∙ – Затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Эти особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. Обучение детей проводится по строго продуманному плану на основании общепедагогических принципов.
Музыкальные занятия способствуют коррекции двигательного, речевого, эмоционального и общего психического развития. Для этой работы используется система занятий М.Ю. Картушиной «Логоритмика для малышей», сборник Л.Б.Гавришевой «Логопедические распевки», разнообразные пальчиковые, дидактические и подвижные игры. Основной принцип работы – тесная связь речевого материала с музыкой и движением.
С помощью специально подобранных упражнений, ритмических заданий моторно-эмоциональные реакции детей становятся осмысленными. Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию мелкой и общей моторики, просодической стороны речи, ее координации с движением. В основе занятий лежит восприятие – воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, слуховых, графических). У детей формируются навыки самоконтроля, зрительно-двигательной координации, они учатся подчиняться определенному темпу и ритму в пении и движении.
Роль музыкального руководителя и учителя-логопеда имеет особое значение. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальный и речевой слух;
педагог обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи;
формирует правильное фразовое дыхание;
развивает силу и тембр голоса ребенка и т.д.
Специфика работы музыкального руководителя с детьми с ЗПР и ОНР | |
Содержание | Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики. Развитие психической произвольности познавательных процессов: развитие эмоциональной сферы; Формирование коммуникативных умений и навыков в процессе музыкально –ритмических упражнений и игр; Закрепление двигательных умений и артикуляционного аппарата. |
Формы работы | Праздники, развлечения Игры: музыкально-дидактические, музыкально – ритмические, хороводные, театрализованные; - логоритмические игры; - ритмические игры; - упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; - этюды на развитие выразительности мимики, жеста; - упражнения на развития правильного дыхания, мелкой моторики; - развитие артикуляционного аппарата, пространственной организации движений;
- развитие общей и тонкой моторики, речевой моторики; - инсценирование песен, хороводов. Самостоятельная музыкально – игровая деятельность. |
Логоритмические занятия.
Логоритмические занятия проводятся в тесной связи с учителем– логопедом и воспитателями логопедических групп. Они проводятся один раз в неделю.
Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала.
Структура логоритмических занятий:
∙ Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения.
∙ Танец или хоровод.
∙ Четверостишье, сопровождаемое движениями.
∙ Песня.
∙ Артикуляционная гимнастика.
∙ Мимические упражнения, психогимнастика.
∙ Массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз.
∙ Пальчиковые игры.
∙ Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.
∙ Игра на музыкальных инструментах.
∙ Релаксация.
Каждое занятие имеет свой сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности детей группы компенсирующей направленности с помощью проектных технологий
Исследовательская деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу....
Организация театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР
Организация театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР.В нашем дошкольном образовательном учреждение детский сад «Малышок» (с. Бердюжье), функциониру...
«Особенности построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО»
В презентации раскрывается тема об особенностях построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО. Как влияет на дет...
Организация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприя...
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста на о...
Консультация для воспитателей: Организация опытно-экспериментальной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В старшем дошкольном возрасте у детей на первое место встает проблема развития познавательной активности. Среди возможных средств развития познавательной активност...