Организация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
статья по логопедии (подготовительная группа)

Аджиашвили Яна Ильинична

При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприятия, памяти, внимания, восприятие, а также эмоциональной сферы.

Каждый воспитанник при этом вносит свой вклад в работу по проекту, соответствующий его здоровью и возможностям, и видит результат общей работы. Это способствует снижению уровня тревожности обучающихся и повышению мотивации к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Аджиашвили Я.И.,

учитель –логопед

 ГБДОУ детский сад № 53

 Колпинского района Санкт-Петербурга

При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприятия, памяти, внимания, восприятие, а также эмоциональной сферы.

Каждый воспитанник при этом вносит свой вклад в работу по проекту, соответствующий его здоровью и возможностям, и видит результат общей работы. Это способствует снижению уровня тревожности обучающихся и повышению мотивации к учению.

Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес детей, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению современных технологий дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к различным видам деятельности.

Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, проект очень сложен, и имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:

- он должен быть ориентирован на психофизические возможности детей, т. к. у каждого ребёнка свои «особенности» в развитии;

- ребенку с нарушением в развитии важно научиться общению и общаться.

- способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Работа над проектом- это общение детей друг с другом, со взрослыми. Поэтому в качестве приоритетной является коллективная деятельность.

Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Родители активные участники образовательного процесса.

Сотрудничество с семьями включает в себя: анкетирование родителей, подбор семьями иллюстративного материала, познавательной и художественной литературы, DVD-дисков с познавательными фильмами, участие родителей в консультациях, совместных мероприятиях, просвещение через родительский уголок, помощь детям в отборе информации, в составлении рассказов и сообщений об объектах исследования, участие в оформлении фото стендов, фотоальбомов, совместная с детьми продуктивная и творческая деятельность, совместные посещение учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых мероприятий, участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях.

Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Предлагаю вашему вниманию пример одного из проектов, который был разработан и осуществлен в работе с детьми с ОВЗ в ЦСПР «Формула роста» г. Москвы

С каждым годом традиционные праздники забываются, отходят на задний план. В некоторых семьях им не придается никакого значения. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста»«от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка нравственные идеалы.

Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины,

научить пользоваться богатством культурных традиций. В преддверии православного праздника Пасха, было принято решение разработать и реализовать проект «Светлое Христово Воскресенье - Пасха».

Общение с народной культурой облагораживает, делает человека

мягким, чутким, добрым, мудрым. Пасха – самый радостный и большой праздник христиан.

Празднование Пасхи стало уже традицией. Но не все дети имеют представления об этом празднике, не знают историю и традиции. Необходимо знакомить детей с народными праздниками.

Целью проекта стало, формирование навыков духовно – нравственных традиций и культуры нашего народа.

Для информирования о начале реализации проекта был подготовлен план, в котором была предоставлена необходимая информация о проекте, его целях и деятельности, осуществляемой в рамках проекта, планируемых мероприятиях и результатах.

На первом этапе реализации проекта был проведен набор участников проекта. Информация о проекте была распространена в учреждении. В итоге была сформирована группа участников, в количестве – 23 человека. В это число вошли воспитатели, педагоги и воспитанники.

На втором этапе реализации проекта были проведены все запланированные мероприятия.

Анализируя проделанную работу, можно отметить, что дети не только получили информацию о православных традициях празднования Великого праздника Пасхи, но, что самое главное, у них сформировался устойчивый интерес к народным забавам и играм.

Достигнутые результаты стали возможны только благодаря совместной работе воспитателей, педагогов дополнительного образования, музыкального руководителя и родителей.

С родителями проводились беседы по обмену опытом в оформлении и украшении яиц, после чего организовали фото - выставку. Эта выставка способствовала: укреплению между родителями и детьми эмоционального контакта в семье, закрепление доверительных отношений между педагогом, родителями и детьми в совместной деятельности в рамках проекта, раскрыла творческие способности родителей. Проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Родители выразили благодарность воспитателям за привлечение их в жизнь детей вне дома и организацию такого проекта.

В процессе реализации проекта у воспитанников сформировалось представление об особенностях и традициях данного праздника, возник интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи;

дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни;

дети и родители получили эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Пасха;

дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве; а в итоге получили ответ на главный вопрос «Что за праздник - Пасха?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации деятельности по развитию пространственной ориентации в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

В содержание работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы входит формирование представлений о пространственных отношениях, существующих между объектами окружающей действительности. Без специал...

Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Работа с бумагой. Сюжетная аппликация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»

Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»

- Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении  для людей, о  правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...

"Организация предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития".

Данный материал может пригодится для организации среды в группе для детей с задержкой психического развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капелька света»

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту....