Организация театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР
проект по коррекционной педагогике

Марина Валерьевна Замякина

Организация театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР.

В нашем дошкольном образовательном учреждение детский сад «Малышок» (с. Бердюжье), функционирует разновозрастная группа компенсирующей направленности, которая осуществляет коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии детей дошкольного возраста.

В данной группе мною был разработан и реализован кратковременный проект, посвящённый театрализованной деятельности. По результатам данного проекта мы приняли участие в методической выставке-конкурсе «Современная образовательная среда детского сада и семьи» в номинации- «Детский спектакль»

Работая с детьми с ТНР, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить образовательную деятельность таким образом, чтобы дети жили естественной, радостной жизнью.

Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь.

Для этого мы обратились к театрализованной деятельности и выбрали социально-игровой стиль педагогической деятельности.                   

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное учреждение Бердюжского района ДО детский сад «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей Методическая выставка-конкурс «Современная образовательная среда детского сада и семьи» Номинация- «Детский спектакль» Воспитатель: Марина Валерьевна Замякина, первая квалификационная категория Организация театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР

Слайд 2

Актуальность В нашем дошкольном образовательном учреждение детский сад « Малышок» (с.Бердюжье), функционирует разновозрастная группа компенсирующей направленности, которая осуществляет коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии детей дошкольного возраста. Работая с детьми с ТНР, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить образовательную деятельность таким образом, чтобы дети жили естественной, радостной жизнью. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. Для этого мы обратились к театрализованной деятельности и выбрали социально-игровой стиль педагогической деятельности.

Слайд 3

Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу, является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, заставляет его сочувствовать и сопереживать персонажам, приобщает его к духовным ценностям. С помощью театрализации мы охватываем режимные моменты и организовываем непосредственно образовательную деятельность. Для этого, мы создаем условия, чтобы включить ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовуем становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявлению самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества.

Слайд 4

Условия и содержание предметно-пространственной среды Знакомство детей с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, куклы, игрушки, декорации для различных видов театра). У детей происходит формирование представлений о видах театрального искусства: драматического, кукольного, музыкального и т. д Организовали уголок сказки, для моделирования условий, приближённых к сюжету спектакля - сказки (декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д.).

Слайд 5

Условия для формирования у детей интереса к театральному искусству (маски, атрибуты, персонажей спектаклей, костюмы) , для организации непосредственно образовательной деятельности детей над образами персонажей спектакля, посредством выразительных средств: интонации, мимики, жестов Организовали «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок для театра, оборудовали её необходимыми материалами: красками, кистями, карандашами, бумагой, ножницами, бросовым материалом, тканью, фольгой и т. д.

Слайд 6

Также используем современное оборудование, имеющееся в группе для ознакомления, создания и проигрывания сказок (стол для рисования песком, панно звездное небо, интерактивная доска) . А помогает детям всеми любимый герой мультфильма Лунтик , который присутствует во всех центрах группы «Капелька»

Слайд 7

Оснащение театрального центра Так как театрализованная деятельность разнообразна и многофункциональна, в группе отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, кукольным театром, театром теней, оригами, костюмов, масок, плоскостной театр, театр «Ног», в особенности полюбившийся детям нашей группы. . Так же имеется реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски Игровые действия происходят не только в группе, а также спальне, раздевалке, в музыкально-спортивном зале.

Слайд 8

Включение театрально-игровой деятельности в образовательный процесс Еще раз хочется подчеркнуть и выделить то, что воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Поэтому свою работу по театрализованной деятельности мы начинаем с использования элементов театрализованных игр при организации непосредственно образовательной деятельности во всех областях развития детей (социально –коммуникативном, познавательном, речевом, физическом, художественно-эстетическом), а так же в свободной игровой деятельности. В своей работе я уделяю большое внимание использованию театральных игр в режимных моментах. Это может быть сказочный герой или персонаж, которые помогают детям освоить те или иные навыки, использование народного фольклора, потешек, прибауток, стихотворений. Также используем голос персонажа, озвученный в мультимедийном пособии. Использование театрализованной деятельности в режимных моментах позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся всех областей. Участвуя в таких играх , дети становятся участниками разных событий Фрагментарно элементы театрализованной деятельности (использование мимики, жестов, поз, различных интонаций и т.д.) присутствуют еженедельно в комплексах пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи с движениями ( логоритмики ), утренней гимнастики, согласно изучаемой теме. Также элементы театрализации используются в системе НОД по развитию речи для обогащения словарного запаса. На занятиях по изодеятельности, конструированию вносятся элементы драматизации с целью обыгрывания поделок, конструкций, что также способствует развитию интереса к театрализованной деятельности. Раз в неделю у нас проводится работа по словесно-театрализованной деятельности, цель которой – развитие связной речи (монологической и диалогической), эмоциональной интонационной выразительности, воспитание духовности, любви к авторскому и русскому народному творчеству, формирование навыков и умений инсценировать знакомые потешки, стихи, фрагменты сказок. (На данном этапе мы работаем только над фрагментами постановок, т.к. показать полностью сказку). На музыкальных занятиях дети разучивают различные песенки, попевки про персонажей, а в группах ребятишки поют эти песенки самостоятельно для обыгрывания игрушек. Таким образом, дошкольники учатся петь без музыкального сопровождения, подражают голосам животных.

Слайд 9

Включение театрально-игровой деятельности в образовательный процессе

Слайд 10

Формы работы Все организованные формы театрализованной деятельности реализуются в ходе индивидуальной и подгрупповой работы, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы формируются по-разному, в зависимости от содержания образовательной деятельности. Групповые формы: Театральные НОД включаю в игру, наблюдения, практические задания. Коллективные репетиции. Спектакли детского театра. Семейные праздники – конкурсы, организация совместной деятельности родителей и детей. Просмотры видеозаписей спектаклей с целью анализа проделанной работы. Индивидуальные формы: Работа с детьми над ролью: с целью вживания в роль (так как у детей имеются тяжелые нарушения речи большая часть работы направлена на заучивание текста, далее идет работа над выразительностью речи, речь-движение, создание образа героя.)

Слайд 11

Приобщение ребенка с ТНР к театрализованной деятельности должно происходить поэтапно, с постепенным усложнением. Легче всего ребенку справиться с “театром теней”, проводя элементарные манипуляции с персонажами, он получает возможность почувствовать динамику, последовательность событий. Далее следует “пальчиковый театр”. Никаких лишних движений – только речь. Это открывает широкий спектр возможностей для работы с артикуляцией, звуками, дыханием. А главное, дети продолжают играть самостоятельно, используя слова и звуки, предложенные воспитателем в сценарии.

Слайд 12

Следующий вид театра – “ колпачковый театр”, театр «оригами» Игрушки можно изготовить вместе с детьми. Это только повышает их ценность в глазах ребенка. Здесь происходит синхронизация речи и движения. Речь окрашивается эмоционально (грустный, веселый, сердитый, обиженный, удивленный). Следующий этап – кукольный театр”. Готовые куклы больших размеров ребенок перемещает над ширмой и при этом двигается сам. Речь связывается с движениями, обогащается интонациями, объединяется в едином сценарии, ребенок контролирует себя, соблюдая очередность в произношении текста.

Слайд 13

Познакомившись с различными видами театра, детям компенсирующей направленности группы «Капелька» больше всего понравился «Театр ног», т.к. в театре роли исполняют ноги артистов, на которые одеты детские игрушки, приготовленные воспитателем совместно с родителями.

Слайд 14

Образовательный эффект Благодаря проделанной работе мы видим результат: Повышается эмоциональная выразительность; Расширяется словарный запас; Улучшается уровень речевого развития; Формируется монологическая и диалогическая речь; Дети усваивают элементы речевого общения; Совершенствуется координация речи и движения. Вывод: Благодаря организации театрализованной деятельности дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. А самое главное, дети первый раз попробовали себя в роли актеров и представили свое мастерство для зрителей детей подготовительной группы. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Перспективы: планирую продолжать работу по данному направлению совместно с детьми и родителями нашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности детей группы компенсирующей направленности с помощью проектных технологий

Исследовательская деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу....

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Теремок".

Конспект театрализованной игры-занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Стакший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Те...

«Особенности построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО»

В презентации раскрывается тема об особенностях построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО. Как влияет на дет...

Организация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприя...

Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенн...