Использование развивающих игр В.Н. Никитина в организации образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности.
материал

Радионова Наталья Ананьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование развивающих игр В.Н. Никитина в организации образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности.

    Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа с ограниченными возможностями здоровья, что и объясняет практическую актуальность данной темы.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

    Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от всоих сверстников.

    В свете реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставится задача познавательного развития детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и мотивации, формирование познавательных действий, становления сознания, развития воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и др.).

    Современный педагог должен ставить своей целью воспитание ребенка – дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

    Работая с детьми с нарушениями речи, понимаешь, что преодоление речевых нарушений напрямую связано с умственным развитием ребенка. Поэтому в своей работе нами ставится не только задача формировании чистой и правильной речи детей, но и развитие познавательной активности у детей с нарушениями речи.

    Это возможно при использовании в работе с детьми с логопатами развивающих игр. Мы привыкли считать, что с помощью развивающих игр развиваем психические процессы: внимание, память, мышление (от наглядно-действенного, познание с помощью манипулирования предметами, до словесно-логического, познание с помощью понятий, слов, рассуждений) восприятие. И это неоспоримо. Но если взглянуть на эти игры по другому, то понимаешь, что они являются неоспоримым помощником педагогу в развитии речевой системы в целом.

    Мы взяли за основу игры, созданные и разработанные супругами Б.П. Никитиным и Е.А. Никитиной.

    Данные игры выпускаются более 25 лет в России, Германии, Японии и других странах, называясь «Никитинским материалом» или «играми Никитина». В них играют в семьях, детских садах и школах, их даже используют в качестве реабилитационного материала в домах престарелых. Разрабатываются различные методики, стили, подходы к этим играм – вплоть до специальных методичек, написанных уже не Никитиными.

    Игр, разработанных Б.П. Никитиным, очень много «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» — самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие: «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр», «Узелки». Да, это игры, но игры необычные. Как писал их автор, Борис Павлович Никитин: «Их нельзя как игрушку просто дать ребенку и сказать: “Играй!” – игра может «не пойти».

    Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или даже месяц… У них необычайно широк диапазон задач — как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольник, и ученик, и студент. В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести олимпиаду на первенство… Их можно назвать спортивным комплексом, но… для ума, для развития творческих способностей ребенка.

    Основные принципы своих игр авторы определяют следующим образом:

1.Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение взрослого и ребенка. Радуйтесь ему – это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.

2.Заинтерисовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3.Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Дать возможность думать, делать и искать ошибки самому.

4.Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно необходимо выполнить их самим.

5.Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.

6.Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней нвчните с более легких заданий. Еще лучше, если ребенок сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей.

7.Наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр включать в занятие.

    Данные принципы находят свое отражение в работе воспитателя с детьми с овз, а именно:

- создание успеха для каждого ребенка.

- подбор заданий от простого к сложному с учетом индивидуальных способностей ребенка.

- развитие высших психических функций.

- прослеживание динамики развития каждого ребенка.

    Данные игры, при включении их в коррекционный процесс, помогают включить в деятельность за более короткие сроки детей с овз.

    Таким образом, развивающие игры соответствуют основным условиям развития способностей детей. Значимость данных игр подтолкнуло меня внедрять и использовать развивающие игры Никитины в работе в детьми. Я познакомилась с развивающими играми Никитина и остановила свой выбор на развивающей игре «Сложи узор» разработанной Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными. По словам авторов, развивающую игру «Сложи узор» можно скорее назвать не игрой, а игровым пособием, создающим “развивающую среду” для ребенка. Анализ принципов, лежащих в основе развивающих игр и принципов коррекционной – развивающей работы, позволил мне выделить общие принципы воспитания и развития детей:

  • Опора на ведущий вид деятельности дошкольного возраста- игровую;
  • От простого к сложному, постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  • Учет зоны ближайшего развития, с опорой на способности ребенка, его возможности;
  • Органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  • Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – к учебно-познавательной деятельности;
  • Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
  • Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей.

Ожидаемый результат:

  • - создание условий для учебно-игровой деятельности;
  • - развитие пространственного воображения,  сообразительности, логического мышления, навыков счета и графических способностей;
  • - развитие аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности;
  • - развитие коммуникативных навыков совместной деятельности;
  • - углубление знаний об окружающей действительности.

Внедрение и этапы

На начальном этапе, я знакомила детей с игрой «Сложи узор» на индивидуальных занятиях. Дети рассматривали кубики, называли цвета, считали сколько кубиков в коробке, выкладывали кубики по запросу. Если ребенок справлялся с предложенной задачей, мы переходили к следующей. Дети с увлечением приняли развивающую игру «Сложи узор». При возникновении трудностей в решении какой - либо задачи, мы оставляли ее и возвращались к ней в другой раз и так до тех пор пока ребенок не выполнял предложенное задание. Так же детям предлагалось взять игру домой на выходные и поиграть в домашних условиях с родителями. Родителям очень понравилась игра и многие из них приобрели ее для личного пользования. Это послужило дополнительным стимулом дошкольникам и позволило добиться более высоких результатов в работе с детьми.

Использование данной развивающей игры в индивидуальной работе с детьми, нам позволило решить следующие задачи:

  • Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время индивидуальных занятий.
  • Упражнять детей ориентироваться на плоскости.
  • Формировать и развивать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Игры «Продолжи дорожку», «Какой камушек будет следующим», «Доделай гирлянду для елочки», «Переодень Петрушку», «Построй горку для зверят». «Отгадай загадку и выложи отгадку» (перед работой с игрой загадать загадку, а ребенок выкладывает отгадку и объясняет, что помогло ему отгадать загадку.

  • Развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление), конструктивные способности: «Вырасти такую же елочку», «Построй такой же флаг», «Выложи забор по памяти». Если есть ошибки, внимательно сравнить узор-инструкцию и то, что получилось. При рассматривании узора, обращается внимание ребенка из скольких квадратов, треугольников состоит узор, какого цвета кубики в узоре, можно сравнить с предыдущим узором, чем похож, чем отличается.
  • Уточнить представления о пространственных признаках окружающих объектов. При рассматривании узора: закрепляется форма предметов, количество элементов из которых они состоят, цвет предметов, их величина, высота, длина, ширина. Отрабатываются умения узнавать, сравнивать, группировать предметы, выделять часть из целого, составлять целое из частей, понимание сравнительных степеней прилагательных (большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий), понимание простых предложных конструкций. Соблюдается принцип постепенного усложнения материала. Игры «Сравни дорожки», (чья дорожка длиннее, а чья короче, сколько кубиков понадобиться для первой дорожки, второй), «Чей дом, башня выше».
  • Упражнять детей определять пространственное положение предметов относительно друг друга, своё положение относительно других предметов (перед каким кубиком, под каким кубиком, слева/справа от кубика).
  • Развивать мелкую моторику рук, речевую активность.
  • Отрабатывать грамматические категории: согласование числительных с существительными, согласование числительных, прилагательных и существительных; употребление существительных во множественном и единственном числе именительного и родительного падежей. Игры «Посчитай, сколько кубиков синего, красного, желтого или белого цвета», «Из скольких кубиков/какого цвета построен забор, дорожка», «Сколько кубиков мы отобрали для постройки дома?».

Результат

У всех детей группы к концу года сформированы приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), дошкольники научились ориентироваться на плоскости, определять пространственное положение предметов относительно друг друга (перед каким кубиком, под каким кубиком, слева/справа от кубика), использование данной игры позволило качественно улучшить такие высшие психические функции, как (память, внимание, мышление, восприятие) и конструктивные способности. Использование развивающей игры «Сложи узор» положительно сказалось и на количественно-качественной характеристике словаря, грамматическом строе речи и слоговой структуры слов у детей. В игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер ребенка. В результате использования в индивидуальной работе развивающей игры «Сложи узор» мною были созданы условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля детей, что имеет огромное значение для их будущей учебной деятельности, а также для полноценной жизни в коллективе сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону»

Тема: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрир...

Организация исследовательской деятельности детей группы компенсирующей направленности с помощью проектных технологий

Исследовательская деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу....

Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (текст)

quot;Организация образовательного процесса в группе  компенсирующей  направленности для  детей  с  нарушением  речи"...

«Особенности построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО»

В презентации раскрывается тема об особенностях построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО. Как влияет на дет...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста на о...