Конспект по позновательному развитую с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект по позновательному развитую с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение Краснохолмский детский сад  2 «Золотой ключик» муниципального района

Калтасинский район Республики Башкортостан

Конспект НОД

по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней  группе

«Песок и его свойства»

Воспитатель: Шамсутдинова М.В.

2021 г.

Программное содержание:

познакомить детей с составом и свойствами природного песка;

развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;

- расширять представления о песке, его качествах и особенностях;

- стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.

Закрепление правил безопасности работы с песком; формирование наблюдательности, интереса к экспериментированию, воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование: Емкости с сухим и с мокрым песком, проектор. стаканы, ведерки с песком, совочки, подносы, формочки, вода, камни, листы белой бумаги, лупа. микроскоп. халаты, шапочки, ложки, цветной песок, клей, кисточка, иллюстрации, презентация, банки с песком.

Ход занятия:

1. Воспитатель:

- Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. Я предлагаю вам стать исследователями. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

- Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.

(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку, старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).

(Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.)

Воспитатель:

- Правильно. Это песок.

- А что такое песок(песок – это полезное ископаемое.)

Воспитатель:

- Мы будем исследовать песокпознакомимся с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?

- Что такое лаборатория? (специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.)

- Мы сейчас отправимся в лабораторию для того чтоб исследовать песок,

ставить опыты. Для этого необходимо специальное оборудование.

-Какое оборудование находится у вас на столах? (дети перечисляют оборудование)

- Где в природе можно встретить песок?

- Какой бывает песок?

- Где его используют люди (ответы детей)

Воспитатель:

- Посмотрите на экран. (Показ презентации про песок.)

Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком. Песок создан природой.

«Откуда берётся песок»

- Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

 2. Лупа, на ощупь.

Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

ДетиПесок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.

Воспитатель: Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).

Дети: Микроскоп.

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!

Экран (фото).

 3. Давайте пересыплем сухой песок из одной баночки в другую, опустите в банку с сухим песком деревянную палочку, поводить палочкой в разные направления.

Выводпесок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.

4. Песчаный конус.

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно вместе падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте возникает - сплыв; движение песка похоже на течение.

Выводпесок может двигаться.

3. Физкультурная минутка.

Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.

(под музыку проводится физкультминутка)

Начинается разминка

Встали, выпрямили спинки

Повороты влево - вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.

5. Растворяется или нет?

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет, песок сел на дно стакана.

6. «Почему не получился куличик».

Цель: ознакомление со свойствами пескапесок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.

Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка. Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики

Воспитатель:

- Ребята, сегодня, объект нашего исследования – песок. Ребята, вспомните, где можно его встретить? А где его можно применить? (Варианты ответов детей).

Правильно. Его применяют в строительстве, для изготовления бетона, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр.

- А как вы думаете, песком можно рисовать? (ответы детей)

4. Продуктивная деятельность. Рисование песком

- Я предлагаю вам стать, непросто учеными, а учеными художниками, и нарисовать необычные песчаные картины. Я приготовила для вас цветной песок и картинки.

Возьмите кисточки, мокните их в клей и клеем «раскрасьте» свои рисунки. Затем подберите нужного цвета песок и насыпьте его на рисунок. Возьмите свои рисунки и стряхните лишний песок на этот разнос. Понравились ли вам ваши картины?

- Ваши картины показывают, что вы, не только знающие ученые, но и замечательные художники.

5. Итог:

- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

С каким природным материалом мы познакомились. Что узнали о песке?

Что нового вы узнали? Как человек применяет песок в своей жизни? Что понравилось вам в лаборатории?

Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.

Каждому из вас присваивается звание юного ученого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с элементами экспериментирования на тему "Свойства бумаги и ткани"

Программное содержание: вызвать интерес к экспериментальной деятельности, познакомитьдетей со свойствами бумаги и ткани, показать способ рисования с помощью мтой бумаги, воспитывать умение действовать...

конспект по позновательному развитию "Путешествие к солнышку"

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида  №2 «Березка»          Конспект орга...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ Тема: «Таинственный воздух»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ           Тема: «Таинственный возду...

Конспект открытый НОД по освоению ОО "Позновательного развития" с элементами экперементирования "Чудеса на кухне"

формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов....

Конспект по позновательному развитию для детей 3-4 лет

Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях.Задачи:Задачи.Образовательные:o        Формировать дружеские отношения в коллективе, способст...

Конспект по позновательному развитию «Экскурсия в мини-музей»

Расширить представления детей о своем родном городе....

Конспект НОД позновательное развитие

Конспект НОД позновательное развитие на тему: "Мебель"...