Занятие с использованием ИКТ "В поисках мелодии Осени" подготовительная группа
методическая разработка (подготовительная группа)

Клыжко Татьяна Владимировна

Данная методическая разработка посвященна детям подготовительной группы (6-7 лет) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 комбинированного вида»

Конспект занятия с использованием ИКТ  

«В поисках мелодии для Осени»

(для подготовительной группы)

                                                                                 

 

                                                                                     Составила:
Клыжко Татьяна Владимировна
музыкальный руководитель

г. Петропавловск-Камчатский

2021 г.

Аннотация

В данной методической разработке представлен конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «В поисках мелодии для Осени».

Данная работа направлена на развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольников в различных видах музыкально – творческой деятельности. Раскрывает познавательно – исследовательскую деятельность.

Может представлять интерес для воспитателей ДОО, педагогов дополнительного образования.

Цель:  формирование музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмических движениях, игре на инструментах).

Задачи:

Образовательные:

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру  осенней природы;

- способствовать формированию у детей творческого музыкального мышления;  

- формировать умение передавать эмоционально-образное содержание музыки в разных видах деятельности;

Развивающие:

- развивать способность творческого воображения, творческую активность детей;

- развивать мышление, музыкальный слух, память, музыкальные способности детей;

- способствовать стремлению к достижению поставленной цели, поискам форм для воплощения замысла сюжета;

- развивать навыки коммуникативного поведения детей;

Воспитательные:

- воспитывать способность чувствовать и видеть прекрасное в искусстве и жизни;

- воспитывать любовь родной природе;

- воспитывать потребность детей в самовыражении;

Оздоровительные:

- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Интеграция:

- «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: 

- Разработка презентации для занятия, разработка конспекта нод, разучивание танца с листочками.

Оборудование и материал: 

- Белый кленовый лист – письмо.

- Разноцветные осенние листья для танца.

- Детские музыкальные инструменты: ложки, бубны, погремушки - бубенцы, трещотки, колокольчики.

- Диск с фонограммами музыки для пения и танца.

- Презентация к НОД.

- Музыкальный центр, компьютер, проектор, экран. Пианино.

Ход занятия

Дети под музыку «Чародей – листопад» муз. И. Парахневич, сл. И. Бодраченко на легком беге вбегают в зал и двигаются вокруг ковра. Останавливаются и образуют круг. Коммуникативная игра «Друг»

М. Р. : Ребята, давайте мы друг друга поприветствуем!

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и пропеть «Здравствуйте!»).

М.Р.: Здравствуйте друзья дорогие! В этом зале мы с вами не в первый раз встречаем осень. Разная бывает осень: весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Мы все любим осень за щедрость, за красоту, мы каждый день любуемся ее разноцветьем. Ребята, я хочу рассказать вам о сегодняшнем происшествии:

Осенний ветер-ветерок

Забросил к нам в окно листок        (показывает листочек  белого цвета)

Белый лист, на нем послание –

Ветерка печальное признание        (читает листочке, слайд № 1):

«Каждый год, осень, собирает краски осенней мелодии в свой заветный сундучок. Крепко-крепко запирает, сундучок тот на крючок. Но Баба Яга не хочет, чтобы на земле была Осень, она  заколдовала цветную музыку Осени. Помогите найти краски осенней мелодии, чтобы освободить от колдовства Осень, и цветная музыка зазвучала вновь!»

М. Р.: Поможем, дети, найти цветную мелодию Осени?  

Дети: Да!

М.Р: Будет нелегко (показывает нотки белого цвета, слайд 2) 

Нотки белые, но ветерок-дружочек поможет нам в пути!

Его задания на нотках подскажут, как цвета найти!

М. Р.: Вы готовы к испытаниям?  

Дети: Да!

М.Р.: Читаем задание для первой нотки:  

«В путь скорее вы шагайте,
С музыкой движенья выполняйте!
Так найдёте красный цвет».

Музыкально-ритмические движения:

  1. Ходьба разного характера: парами, врассыпную, друг за другом, марш муз. Е.Тиличеевой;

Дробным шагом, рус. нар. мелодия «Ах ты, берёза» (едем на машине);  Ходьба на носках, муз. Т.Ломовой (идём по узкой дорожке);  

Ходьба змейкой, рус. нар. мелодия «Заплетися, плетень» (идем по лесной тропинке).

  1. Поскоки по.д музыку М. Глинки «Галоп».
  2. Боковой галоп в кругу по одному, затем в паре муз. Р.Шумана «Смелый наездник».

М.Р.: Молодцы, дети, большой путь проделали.

М.Р.: А вот и нотка окрасилась цветом.

(На слайде по щелчку нотка окрашивается в красный цвет).

М.Р.: Задание для 2 нотки:

«На лесной полянке не скучайте,

В «Осеннюю сказку» вы  поиграйте,
Так вы найдете оранжевый цвет».

Речевая игра с музыкальными инструментами

«Осенняя сказка»

Тихо бродит по дорожке      (тихо бьют по барабану, ложки, и др.)                    
Осень в золотой одёжке.
Где листочком зашуршит,   (маракасы, султанчики и т. д.)
Где дождинкой зазвенит.     (колокольчики)

Раздается громкий стук -      (Деревянные палочки, кубики и т.д.)
Это дятел тук да тук!
Дятел делает дупло -            (ксилофоны, и другие деревянные инструменты)
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел,        (Султанчики)
По деревьям зашумел.
Громче завывает,                  (Тремоло бубнов)
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон!  (Металлофон)
Капель звонкий перезвон
Все звенит, стучит, поет -    (все инструменты)
Осень яркая идёт!

М. Р.: Молодцы! У нас получился замечательный осенний оркестр. Нотка окрасилась в оранжевый цвет!

(на слайде, на нотном стане 2 нотка окрашивается в оранжевый цвет).

Дети садятся на стулья).

М.Р.: А для третьей нотки – загадка.
Лес разделся
Неба просинь
Это время года - ….. (Осень)

«Цвет настроения чтоб угадать
Осеннюю песнь услышьте опять»

М. Р.: Ребята, назовите фамилию русского композитора, написавшего много музыки о природе в разное время года….(на слайде появляется портрет П. И. Чайковского)

Дети: это П. И. Чайковский

М. Р.: Послушайте фрагмент пьесы «Осенняя песнь» из сборника «Времена года» П.И. Чайковского и расскажите, какое по настроению это произведение и с каким цветом можно связать это настроение?  (Перед началом музыки М.Р. читает строки эпиграфа из стихотворения А.К. Толстого: «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…»)

Слушание музыки:

П.И. Чайковский фрагмент «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

После слушания дети говорят о музыке: грустная,  унылая, печальная, жалобная, спокойная и говорят  «цвет настроения». На слайде нотка перекрашивается в зелёный цвет.

М. Р.: Читаем задание следующей нотки.

«Голубой вы цвет найдёте
Если Осень позовёте».

М. Р.: Ребята, нам надо придумать приглашение для Осени. Я думаю, это задание для нас очень легкое. Сейчас мы исполним песню, которую вы узнаете по вступлению. Но помните – это приглашение, поэтому спеть нужно выразительно, дружно, доброжелательно, хорошо пропевая слова.

Дыхательная гимнастика

М. Р.: Но, прежде чем спеть нам песню, мы с вами выполним упражнения «Осенний листочек»:

Осенний листочек лежит на ладошке,
На этот листочек подуем немножко.
Подуем тихонько – листочек лежит,
Подуем сильнее – листочек летит.

Распевание и Пение:

Попевка «Осенняя гамма», «Падают, падают листики» М. Ю. Картушиной;

Песня «Осень, в гости приходи» муз. и сл. Н. А. Маслухиной

М.Р.: Еще одна белая нота. Прочитаем следующее задание:

«Чтоб 2 цвета получить, очень дружным надо быть
В лес осенний вы пойдёте, много там грибов найдёте».
М.Р.: В круг большой и малый встанем! И мы с вами поиграем!
(Дети встают в 2 круга  на игру).

Подвижная игра «Грибничок» М. Ю. Картушиной

 (после игры на слайде 2 ноты перекрашиваются в розовый и фиолетовый).

 

М.Р.: Итак,  в лесу мы поиграли. Как вы дети? Не устали?

М.Р.: Посмотрим, какую еще подсказку приготовил для нас Ветер-Ветерок, нам надо прислушиваться к его совету:

«Закружится в вальсе листопад

Листья в танце пусть летят!
Желтый вальс звучит для вас»

М.Р.:  Спасибо Ветру, что предупредил нас, но мы не испугались, правда? Мы уже танцевали танец с осенними листьями и знаем движения для этого кружащего листопадного танца (Дети  вспоминают движения танца с листочками.  На начало танца дети встают в 4 колонны). Песня, под которую мы будем танцевать, называется «Жёлтый вальс»». Не торопитесь начинать движение, послушайте вступление,  чтобы почувствовать музыкальное настроение и выразить его в своем танце. Это заключительное задание (показывает последнюю белую ноту), и я желаю вам творческих успехов в его выполнении!

Танцевальное творчество. Танец с осенними листьями:

 «Жёлтый вальс» муз. Е. Плаховой

М.Р.: Мне очень понравилось! Вот и нет у нас больше белых нот!

 (на слайде последняя нота перекрашивается в жёлтый цвет).

М.Р.: Музыка помогла нам найти цвета для осенней мелодии. Но, чтобы сыграть и пропеть полностью мелодию Осени, не хватает одной очень важной ноты – это нота с цветом вашего настроения от нашего занятия.

М. Р.: Ребята, если у вас хорошее настроение, то появится нотка красного цвета, а если нет – то нотка не появится.

Дети:  ответы

(На слайде появляется нотка красного цвета № 8)

М.Р. Вот она – разноцветная мелодия Осени! Послушайте, что у нас получилось:

М.Р. играет и поет на «ля» мелодию, составленную из цветных нот.

М. Р.: Мы освободили Осень от колдовства Бабы Яги, разноцветная по настроению музыка Осени зазвучала вновь!         (На экране – последний слайд) 

И пусть шурша осенним листопадом,

Заходит осень в каждый дом,

Деревьям золотит наряды,

Тропинки моросит дождем.      

Мы разноцветью Осени все рады –

Цветная Осень нам за труды награда!

М.Р.: Наше занятие завершается. Дайте руки другу, собираемся в кружок.

Подведем итог нашему занятию. Поднимите правую руку те, кому занятие понравилось, поднимите левую руку те, кто доволен собой, похлопайте себе за старание и  музыкальное творчество (дети анализируют свою деятельность на занятии, выполняя просьбы М.Р.).  

М.Р.: Теперь нам улыбнуться нужно,

          Взмахнуть всем на прощание,

          И спеть всем вместе дружно:

(поет) До свидания!

Дети (поют): До свидания!

Дети выходят из зала.

Заключение

  1. Группа: подготовительная, дети 6 -7 лет
  2. Тема занятия: «В поисках мелодии для Осени»
  3. Структура занятия:

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности:

  • Вход в зал (приветствие)
  • Музыкально-ритмические движения
  • Слушание музыки
  • Пение, включающие: распевание, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика
  • Игра на д. м. и..
  • Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности).
  1. Изложение материала:

Излагала материалы чётко и ясно, запланированные задания были отработаны на хорошем уровне и дети остались довольны.

  1. Итог занятия:

Подводя итоги, обобщила всё изученное на занятии, попросила детей рассказать о том, что им больше всего понравилось.

  1. Материал занятия:

На занятии был использован материал, отвечающий всем требованиям. Материал был доступен детям, была использована наглядность в виде презентации. Также широко использовались словесные методы, к которым относится песня, игры.

  1. Методы работы на занятии:

На занятии были использованы словесные и наглядные методы обучения. Вела беседу с воспитанниками, опиралась на знания приобретённые ими ранее.

  1. Анализ деятельности детей на занятии:

Дети на занятии вели себя раскованно, дружелюбно по отношению друг к другу и педагогу. Все задания выполнялись детьми с охотой и интересом.

9. Анализ деятельности руководителя:

Ответственно подошла к подготовке занятия. Использовались характерные распевки и песня.

Выводы:

Музыкальное занятие было проведено с учётом поставленных целей, задач и индивидуальных особенностей детей. само занятие прошло с интересом для детей и педагога.

Методическая литература:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа образования./ Под ред. Вераксы, Н.Е.,Комарова, Т.С.,Васильева, М.А . М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2.  Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет - М.: Мозаика-Синтез, 2015
  3. Музыкальное развитие дошкольников /Под ред. Н.В. Микляевой – М.: Т Ц Сфера, 2015
  4. Коммуникативные игры для дошкольников/М. Ю. Картушина – М.: «Скрипторий 2003», 2015.
  5. Нотные сборники (в соответствии с музыкальным репертуаром занятия), журналы «Колокольчик» № 39/ 2007г., «Справочник музыкального руководителя» № 1/ 2013г.
  6. Радынова О.П. Программа Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке – М.: ТЦ Сфера, 2014
  7. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ Азбука музыкально-творческого саморазвития – М.: Аквариум, 1997
  8. Вокально-хоровая работа/М. Ю. Картушина – М.: «Скрипторий 2003», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «О правах - играя». Конспект занятия с использование компьютерной презентации в подготовительной группе

Цели данного занятия. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правое мировоззрение и нравственные представления. Продолжить учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуваж...

Конспект занятия на тему: «На поиски сказок» средняя группа

Конспект занятия по сказкам, с элементами театрализации...

Конспект занятия «В гостях у дедушки Лесовика» (интегрированное занятие с использованием интерактивной доски) в старшей группе.

Конспект занятия «В гостях у дедушки Лесовика» (интегрированное занятие с использованием интерактивной доски) в старшей группе. Ход занятия: Придумано кем-то просто и мудро...

Конспект Интегрированного занятия на тему «В поисках сокровищ» возрастная группа 5-6 лет.

Занятие направленно на закрепление знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия....

Итоговое интегрированное занятие с использованием интерактивной доски с старшей группе "В поисках заветного ключика" для детей 5-6 лет

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: закрепление умений и навыков, приобретенных в процессе НОД по познавательному развитию и ра...