Тематическое занятие " В лесу"
план-конспект занятия (старшая группа)

Клыжко Татьяна Владимировна

Тематическое занятие будет полезным педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 комбинированного вида»

План – конспект тематического занятия «В лесу»

(старшая группа)

Составила:

Музыкальный руководитель

Клыжко Татьяна Владимировна

г. Петропавловск-Камчатский

2022

Цель: развитие голоса.

Задачи:

1. Побуждать детей передавать свои впечатления о музыке с помощью слов.

2. Развивать навыки качественного голосообразования.

3. Совершенствовать умение передавать в движении образы животных.

4. Побуждать воспринимать ритм и исполнять ритмические рисунки.

Предварительная работа:

  • Рассматривание репродукций (весенние и летние пейзажи).
  • Освоение артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетических упражнений доречевой коммуникации В. Емельянова.
  • Разучивание песни «Ёж» (муз. Ф. Лещинской, сл. Т. Здитовецкой).
  • Прогулка и наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Оборудование, материал:

  • Музыкальный материал: аудиозапись звуков природы (шум деревьев, голоса птиц), запись Р. Шумана «Вечером», пьесы Д. Кабалевского «Ёжик».
  • Детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, треугольники)
  • Кукла бибабо (Ёж), костюм ежа.

Оформление: зал представляет собой лесную полянку, слева от стены стоит ширма.

Ход занятия

Под аудиозапись звуков природы дети входят в музыкальный зал, садятся на стулья.

Педагог: Здравствуйте ребята! Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

Дети: О природе, птицах, лесе.

Педагог: Верно. Вы, наверное, знаете, как нужно вести себя в лесу?

Дети: Знаем!

Педагог: Чего нельзя делать в лесу?

Дети: Нельзя кричать, бросать мусор. Нельзя брать в руки птенцов, ежат и других обитателей леса. Нельзя разорять гнезда и муравейники, ломать ветки деревьев, разжигать костер.

Педагог: Очень хорошо, что вы об этом помните. Ведь в лесу много обитателей, их нужно беречь. Давайте представим, что мы с вами в лесу, наступают сумерки. Послушайте, как в музыке передана картина вечерней природы.

Звучит пьеса Р. Шумана «Вечером».

Педагог: Вот композитор Роберт Шуман изобразил картину вечерней природы. Музыка по характеру какая? (Спокойная, нежная, задумчивая, плавная…)

День угас, стало тихо. Волшебный свет луны и звезд освещает лес. Ночью обитатели леса становятся невидимыми, но мы их можем услышать. Давайте представим себе, что мы – обитатели леса. Какие же звуки слышатся в лесу с наступлением темноты? Сначала становится очень тихо.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику по показу педагога.

Упражнения 2, 4, 7, 8. упражнения 7 и 8 чередуются.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

Педагог: Потом в лесу появляются звуки.

Дети выполняют упражнения 5, 6.

Далее дети выполняют интонационно-фонетическое упражнение 1 и сигналы доречевой коммуникации (упражнения 2, 3, 4).

Педагог: Наступило утро. Взошло солнце, его лучи осветили и согрели землю. Проснулись все обитатели леса. Пчёлы полетели собирать нектар. Вслед за ними полетели жуки.

Дети на выдохе произносят звуки [з] и [ж ].

Педагог: Пробежала собачка, ее разбудили пчёлы, поэтому она немножко рассердилась.

Дети на выдохе произносят звук [р].

Педагог: Над лесом пролетел вертолёт.

Дети имитируют звук вибрацией губ.

Педагог: Его ждали люди. С вертолёта спускали один груз и сразу поднимали другой.

Дети издают легкий высокий звук в фальцетном регистре, через нисходящую глиссирующую интонацию и регистровый порог, звук на том же гласном переводится в грудной регистр. И наоборот.

Педагог: Вертолёт выполнил свое задание и улетел.

Дети имитируют звук вибрацией губ.

Педагог: Налетел ветер, зашумели деревья.

Дети на выдохе произносят звук [ф].

Педагог: Вот и проснулись все обитатели леса. Давайте погуляем, ведь в лесу так красиво!

Под звуки леса дети встают со стульев, идут в глубь зала. Звуки леса стихают, дети останавливаются. За ширмой слышится: «Ф-ф-ф-ф».

Педагог: Ой, здесь кто-то есть! Наверное, это кто-то из местных жителей.

Из-за ширмы появляется ёжик.

Ёжик: Здравствуйте ребята. Вы меня узнали?

Дети: Да, узнали. Здравствуй Ёжик!

Педагог: Очень рады тебя видеть. Мы пришли погулять в лес.

Ёжик: А я вот решил делами заняться, спешу я.

Педагог: Ежи – народ трудолюбивый. Давайте, ребята, выясним куда спешит Ёжик.

Дети исполняют песню «Ёж» (муз. Ф. Лещинской, сл. Т. Здитовецкой).

Дети:

Весь в иголочках зверёк
С головы до самых ног.
Ты куда колючий ёж?
Ты куда идёшь-бредёшь?

Ёжик:

Шарю, шарю по кустам,
Добываю пищу сам,
Я мышей в траве ищу
И в гнездо своё тащу.

Дети:

Ищет ёжик червяка
И лягушку, и жука,
Шарит, шарит по кустам,
Добывает пищу сам.

Педагог: Так вот куда спешит наш Ёжик! Отложи, пожалуйста, свои дела ненадолго. Давай вместе погуляем, с лесными жителями познакомимся.

Ёжик: Хорошо, я согласен.

Ёжик (взрослый в костюме ежа) выходит из-за ширмы.

Педагог:

Отправляемся в поход
Много на с открытий ждёт.

Дети встают в круг, двигаются по кругу выполняя движения по тексту.

Педагог:

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
1, 2, 3, 4 -
Полетели, закружились.
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдем,
На тот берег попадём.
Дальше – глубже в лес зашли,
Налетели комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идём.
Зайчик быстрый скачет в поле -
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – ребятишки.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Видишь, как идти легко!

Ёжик: Очень приятно с вами путешествовать, но мне пора идти.

Педагог: До свидания, Ёжик! Надеюсь, мы еще увидимся.

Ёжик: До свидания!

Звучит пьеса «Ёжик» муз. Д. Кабалевского, Ёжик уходит.

Педагог: Пора и нам возвращаться в детский сад. Давайте возьмём музыкальные инструменты, так нам будет веселее идти.

Дети берут музыкальные инструменты (ложки и треугольники)

Педагог:

Дети, веселей шагайте,
От меня не отставайте.

Дети идут за педагогом.

Педагог:

Слышите? Тук-тук, тук-тук.
Это дятла громкий стук.

Педагог играет на ложках, дети повторяют за педагогом.

Педагог:

Кто-то зашуршал листвой…
Это зайчик озорной.
Как стучали его ножки?
Тики-тики-тики-тук.

Педагог играет на ложках, дети повторяют за ним.

Педагог:

Выходим из леса,
Вдруг дождь капать стал:
Кап-кап, кап-кап….

Педагог играет на треугольнике, дети повторяют у кого треугольники.

Педагог:

Покапал чуть-чуть
И совсем перестал.

Вот мы и вышли из леса. А сейчас закроем глаза, посчитаем до 10 и окажемся в детском саду.

Дети считают до 10, начинают счет шепотом, затем постепенно увеличивая звук до громко. Открывают глаза.

Педагог: Вот и закончилось наша прогулка.

Педагог прощается с детьми, дети уходят в группу.

Литература

1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного  и младшего школьного возраста. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000.

2. Воронина М. А., Михайлова Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения: в помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2004.

3. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

4. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 2003.

5. Мерзлякова С. И., Кирсанова, Т. И. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – Вып. 2. Праздники. – Владос-Пресс, 2005.

6. Музыка в детском саду. Старшая группа/ сост.: Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. – М.: Музыка, 1989.

7. Радынова О. П. Беседы о музыкальных инструментах: учебное пособие к программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры». – М., 1997.

8. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет/ сост.: Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».

Программные   задачи:1.Закреплять  знание  о   зиме, ее  приметах;2. продолжать  ходить  стайкой   за  воспитателем, перешагивать...

Музыкальное тематическое занятие "Гномики в волшебном лесу" для средней группы

Игровое занятие, которое проводится в декабре на знакомом детям песенном и танцевальном репертуаре, который они разучивают к новогоднему утреннику.Цель: Развитие у детей музыкального слуха, певческого...

тематическое занятие "Прогулка в зимнем лесу."

Занятие для детей старшего дошкольного  возраста.Поставлены следующие воспитательно-образовательные задачи: 1. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.2....

Тематическое занятие "Осень в лесу" для младшей группы

Тематическое занятие "Осень в лесу" для младшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект тематического занятия в средней группе № 2 в образовательной области «Речевое развитие» «Формирование грамматического строя речи с использованием дидактических игр». «Как живут звери в лесу»

Конспект тематического занятия в средней группе № 2в образовательной области «Речевое развитие» «Формирование грамматического строя речи с использованием дидактических игр».«Как живут звери ...

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» Тематическое занятие в подготовительной к школе группе.

Цель:Познакомить детей с традициями  праздника Масленица с помощью творчества русских композиторов, художников, народную песню.Задачи:Способствовать проявлению интереса и эмоциональной отзывчивос...