Конспект ОД "Я - исследователь"
опыты и эксперименты (средняя группа)

Галина Викторовна Сенина

Кто такие ученые? Что такое лаборатория? Можно ли проводить опыты дома и в группе? Данный конспект ОД даст детям средней группы ответы на все эти вопросы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_ya-uchenyy.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации Города Томска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №73 г. Томска

Конспект образовательной деятельности                                                                       по теме: «Хочу все знать!»

 опытно-экспериментальная деятельность

 для детей среднего возраста

       

   

Составитель: Сенина Галина Викторовна,

                                                                                    воспитатель высшей квалификационной категории

Конспект образовательной деятельности                                                                       по теме: «Хочу все знать!»

 опытно-экспериментальная деятельность

 для детей среднего возраста

Дата проведения: 09.02.2023 г.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие;

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,  физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие;

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

1. На примере практической опытно-экспериментальной деятельности дать        представление о профессии учёный – исследователь.                                                                                                    2. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.                                                   3. Стимулировать желание исследовать окружающий мир.

Формировать представление об опытно-экспериментальной деятельности.                      

4. Развивать интерес к   опытно-экспериментальной деятельности, потребность в творческом самовыражении, инициативность в воплощении замысла. 

5. Познакомить с тем, что при попадании краски в мыльный раствор, краска растворяется                            и пена окрашивается.

6. Показать значение воды в жизни растений.

7. Развивать пространственные представления детей, мышление, логику, воображение, сообразительность.

8. Расширять средства познания и естественный опыт детей, связанный с познанием мира

9. Способствовать осмыслению многообразных связей явлений природы и процессов окружающего мира (радугу можно сделать самим...).                                                      

10. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление, делать выводы).                                                                  

Речевое развитие:

1. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Способствовать обогащению активного словаря;

3. Приобщать к культуре устного высказывания;

Физическое развитие:

1. Способствовать охране и укреплению здоровья детей;

2. Формировать представлений о ЗОЖ;

3. Формировать навыков выполнения основных движений;

Социально-коммуникативное развитие:

1. Способствовать возникновению игр-экспериментов на темы из окружающей жизни;

2. Способствовать обогащению игрового опыта посредством опытно-экспериментальной деятельности.

3. Воспитывать коммуникативные умения и навыки, усидчивость, вежливость в совместной деятельности.

4. Способствовать формированию у детей важных качеств личности, таких как самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.

Художественно-эстетическое развитие;

1. Познакомить детей с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой и синей красок.                                                                                                                       2. Выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

3.Систематизировать знания детей об основных и составных цветах, познакомить с новыми способами смешивания красок.                                                                                                         5.Способствовать самовыражению, раскрытию и совершенствованию творческих. способностей. 

6. Способствовать развитию фантазии, творчества, воображения.                                                                                                                          

7. Формировать навыки работы с различными художественными материалами.

Используемые методы:

Приемы: наглядный, практический, словесный, игровой

Виды детской деятельности:

1.Игровая деятельность.

2.Познавательно-исследовательская деятельность.

3.Коммуникативная деятельность.

4.Двигательная деятельность.

5.Изобразительная деятельность.

6. Конструирование.

7. Музыкальная деятельность.

Материально-техническое обеспечение:

Для педагога: Сенсорный компьютер.                                                                                                                                                        

Для детей:

 Для центра творчества: белая бумага, кисти №7, гуашь: красная, синяя и желтая, бумажные салфетки;

Для центра экспериментирования: белые халаты и шапочки, мыльня пена в тарелках, пластмассовые баночки с отрезанным дном, влажные салфетки, резинки.

Предварительная работа: вопросы, беседа, показ, проведение опыта, экспериментирование.

Ход деятельности

Вводная часть

Игра для создания рабочего настроения «Здравствуй!»

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Утром солнышко проснулось,                                                                                              

Потянулось, потянулось. 

Свои лучики раскрыло

Всем улыбку подарило.

Оглядело все вокруг:

Слева друг и справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем, здоровья пожелайте,

Мы друг другу улыбнёмся – утро доброе начнётся. (Дети проговаривают вместе с воспитателем)

А у нас сегодня гости! Давайте им тоже улыбнемся и помашем рукой!

Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с новой профессией.  Посмотрите на слайд и скажите, кто этот человек? Как вы думаете, как называется эта профессия.

Ответы детей:

 Эта профессия называется ученый – исследователь. Это человек, который, проводит различные опыты, работает он в исследовательской лаборатории. Ученый одет в белый халат, на голове у него специальная шапочка, на руках перчатки. У него очень интересная работа. Он проводит различные опыты, ставит эксперименты, работает с микроскопом, пробирками, колбами и т.д.  Его работа имеет огромное значение.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где работают учёные исследователи? Что такое лаборатория?

Ответы детей:

Воспитатель: Какие вы умные ребята, лаборатория - это специальное помещение, где проводятся опыты и эксперименты.

Воспитатель: оказывается, проводить эксперименты можно и дома.  Совсем недавно мы украшали елку новогодними игрушками в группе, а Гоша провел свой эксперимент и сделал сам из кристаллов снежинку для своей елки. Давайте посмотрим видео, где Гоша проводит эксперимент и узнаем, что у него получилось.

Описание эксперимента.

 В стакан с водой насыпается столько соли, сколько может раствориться в воде и погружается заранее приготовленная снежинка из шпагата, для того чтобы она не всплывала, привязывается груз, затем ставят на батарею и ведем наблюдение как снежинка кристаллизуется).

  Воспитатель: Новогодние праздники   прошли, но зима еще не закончилась,  а нам всем хочется скорей увидеть,                                                                                                                              как растет трава.  Ирина тоже решила провести свой опыт.                                                                                                 Ребенок презентует свой опыт                                                                                                                         с проращиванием семян.

                                                                                        Описание эксперимента.  Приготовили почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполнили лоток. Затем посадили семечко быстро прорастающего растения. Полили водой, с родителями принесли в группу, поставили в теплое место).                                                                                                                                                        Воспитатель: Ребята, кто хочет полить траву (дети опрыскивают траву).                            Как вы думаете, зачем нужно поливать семена?

Ответы детей.                                                                                                                                                                     Вывод. Что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

Итоги. Вместе с детьми ухаживаем за посевом, поливаем и через некоторое время у нас появится росток.

Воспитатель: Ребята, так хочется увидеть летнюю радугу!

Вы хотите сами ее сделать? Я хочу вам предложить  отправиться в научно – исследовательскую лабораторию,  посмотреть и принять участие в исследовательских опытах.

Ребята, но мы забыли самое главное. Как вы думаете, что мы забыли с вами повторить? Это правила.

- в лаборатории нельзя кричать, толкаться, переливать и пробовать жидкость на вкус, близко подносить к глазам.

Воспитатель: Замечательно! Сегодня у нас работает два центра активности лаборатории:

В первом центре активности вы сможете узнать, как сделать радугу из мыльной пены.

Во втором центре активности вы научитесь рисовать радугу по сырой бумаге всего из трех цветов.

А чтобы вы были сильными

и здоровыми, мы сделаем 

 мультзарядку со смышлёными

 и активными Фиксиками

 (дети расходятся по группе

и делают мульзарядку).

Воспитатель: Ребята, в первом центре активности вас встретит профессор «Всезнайка» (Полина).

Во втором центре активности вас встретит Художник (Мирослава Макарченко).         

Ребята, выберите, в каком центре вы будете работать (дети выбирают центр активности и расходятся по центрам).

 Описание экспериментов в центрах активности:

Первый центр активности. 

Опыт№1

 Всезнайка: Здравствуйте ребята,

я очень рада вас видеть у себя в

 лаборатории. Но чтобы стать

настоящими исследователями

нам нужно одеть, специальную

 одежду.

Дети одевают на голову шапочки, халаты.

Готовы?  Тогда приступим к опыту.

Всезнайка: Ребята перед вами на столе

 находятся мыльная пена в тарелочках,

бутылочки без дна и салфетки с резинкой.

В первую очередь мы салфетку закрепим

при помощи резинки на бутылочке.

Затем краску нанесем на салфетку

(дети наносят краску желтого, красного,

 синего цвета на салфетку), обмакнем ее

в тарелочку с мыльной пеной.

Набираем ртом воздух и выдуваем мыльные пузыри (краска смешивается

с мыльной пеной). Зимой тоже можно сделать радугу!

Второй центр активности. 

Опыт№2

Ребята, Кто знает, сколько цветов у радуги?                                                                                       Кто сможет назвать все цвета? (ответы детей).

Мы сейчас с вами нарисуем радугу                                                                                                                    при помощи трех основных цветов:                                                                                              желтого, красного и синего.

Показ (на мокрый лист бумаги

наносим на большую часть середины

 желтую краску, затем внизу

проводим красную полосу, потом сверху,                                                          движениями из стороны в сторону наносим                                                                                  красный цвет,

 не промывая кисть переходим

на желтый цвет, краски смешиваются

 и получается оранжевый.                                                                                                               Промываем кисть, макаем в синий и проводим синим цветом по красной полосе внизу, красный и синий смешиваются, получается фиолетовый цвет. Кисть хорошо промываем, набираем еще синий цвет и от фиолетового цвета наносим вверх, не макая в краску, постепенно переходя на желтый цвет. Цвета смешиваются, получается радуга из семи цветов.)

 

Заключительная часть.

Педагог: ребята, мы сегодня с вами проделали большую работу:

- Давайте вспомним как называется человек, который проводит опыты и эксперименты (учёный – исследователь).                                                                                                                                                                                                                                                                          - Понравилось ли самому ребёнку быть в роли ученого?

Воспитатель хвалит детей, просит их рассказать о том, чем они занимались в центрах активности и показать радугу (презентации детьми продуктов деятельности), предлагает детям подарить радугу гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Мы - исследователи!"

 Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания....

Конспект НОД «Исследователи природы» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет группы компенсирующей направленности (логопедической)

Представленный материал может быть использован в работе с детьми 5 - лет  логопедичесокй группы старшего дошкольного возраста. Нод построено на интеграции нескольких образовательных областей: поз...

Тема конспекта: «Мы-Исследователи».

Тема конспекта: «Мы-Исследователи»....

Конспект "Юные исследователи"

Способствование закреплению  представлений детей о свойствах воздуха и формирование предпосылок учебной деятельности....

Конспект «Юные исследователи

Цель: Формирование знаний детей через совместную игровую экспериментальную деятельность.вать двигательные навыки, навыки бросания....

конспект" Мы- исследователи"

опыт- эксперимент для детей...