Конспект "Юные исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Способствование закреплению представлений детей о свойствах воздуха и формирование предпосылок учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_yunye_issled.docx | 101.62 КБ |
Предварительный просмотр:
совместной деятельности
«Юные исследователи»
с детьми подготовительной к школе группе
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие
Используемые технологии:
Проблемная ситуация, здоровьесбережение,
экспериментирование.
Дата проведения: март 2016г
Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории
Ольга Александровна Терещенко
Участники: дошкольники 6 - 7 лет
Количество детей: 8 человек
Длительность: 30 минут
Педагогический замысел: способствовать закреплению представлений детей о свойствах воздуха и формирование предпосылок учебной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Задачи:
- Уточнять и расширять представления детей о воздухе.
- Продолжать наблюдение за объектом неживой природы - воздухом: его свойствами и способами его обнаружения.
- Привлечь детей к решению проблемной ситуации о воздухе.
- Активизировать исследовательскую деятельность, направленную на поиск различных способов изучения объекта неживой природы - воздуха.
- Побуждать детей к рассуждениям, догадкам, гипотезам и простейшим самостоятельным выводам.
- Способствовать развитию логического мышления, установлению причинно - следственных связей.
- Содействовать развитию внимания и познавательной активности.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».
Задачи:
- Формировать положительное отношение друг к другу, умение сотрудничать, договариваться между собой.
- Способствовать развитию умения принимать цель, поставленную воспитателем, и достигать намеченного результата.
- Воспитывать коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
- Способствовать развитию связной речи.
- Расширять и активизировать словарный запас
- Развивать речевое дыхание.
Предварительная работа:
- Беседы «Где живет воздух», «Как мы дышим», «Воздух - волшебник»
- Рассматривание энциклопедий «Наш организм», «Наше тело»
- Оборудование и пополнение уголка экспериментирования для изучения свойств воздуха
- Проведение опытов и экспериментов с воздухом
- Проведение игр «Ветер, приходи!», «Чей кораблик быстрее», «Веер», «Самолетик, лети»
- Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница»
- Презентация «Сказка о ветре»
Материал:
- Объемный конверт "снежинка - письмо", буквы
- весы, пакетики полиэтиленовые
- стаканчики с водой, соломинки - трубочки
- камушки, мелкие игрушки
- емкость для воды
- подносики
- полоски бумаги
- пустые пластиковые бутылки, детальки от конструктора
- стеклянная бутылка, монетка
- кувшин с теплой водой
- воздушный шарик, трубочка, толстые нитки, скотч, насос
- карточки со свойствами воздуха
Ход совместной деятельности:
Воспитатель показывает конверт (большой и объемный)
-Ребята, я сегодня шла к вам в гости и увидела около вашей группы конверт. Он, наверное, для вас. Проверим?
Зачитывается надпись на конверте.
-Давайте посмотрим, что там за письмо (открывают конверт, заглядывают внутрь, а там пусто).
-Странно, а зачем вам прислали пустой конверт, да еще такой большой? Может мы плохо смотрели? (смотрят внутрь еще раз).
-Как вы думаете, есть там что -то или было? Что может быть в каждом предмете? (рассуждения детей)
-Здесь что - то не так, надо поискать подсказку. Может вы ее видите?
Воспитатель оглядывается по сторонам и находит "снежинку - письмо".
-Ой, к нам в группу залетела вот эта необычная снежинка, посмотрим ее?
Дети с воспитателем рассматривают ее, переворачивают и читают: "Здравствуйте, ребята! Мы жители планеты Марс хотим узнать о волшебнике, который помогает вам дышать; и обо всем, что он умеет делать. Чтобы узнать, кто этот волшебник сложите его название из букв. Мы их разрезали, чтобы космические пираты не забрали наше послание и вы смогли бы написать и рассказать об этом волшебнике нам. Очень ждем!"
-Вы догадались, о каком волшебнике спрашивают они?
Задание: дети собирают слово «воздух».
-Итак, мы теперь знаем, какой волшебник прятался в конверте. Он окружает нас везде и мы это сейчас проверим. А нам людям, зачем воздух?
Ребята, а вы знаете, кто такие ученые - исследователи? Что такое лаборатория?
-Я предлагаю вам стать моими помощниками - юными исследователями, я буду вашим старшим научным исследователем, согласны?
-И мы выясним, что умеет наш «волшебник – воздух» и какие у него свойства. Но прежде, чем мы начнем наши исследования давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
-Молодцы, теперь я приглашаю вас к себе в лабораторию.
Ребята с воспитателем идут к столам, где стоят весы и разложены пакет ики.
-Вы видите, что в лаборатории для вас приготовлено много разных предметов. Возьмите в руки сначала пакетики. Какие они? Попробуйте собрать в них воздух, у кого сколько поместится и завяжите его. Если нужна моя помощь подходите, пожалуйста, ко мне. Но как только я скажу «раз, два, три воздух принеси» вы подходите ко мне и мы посмотрим, кто сколько воздуха собрал. Надутые пакеты сравниваются по величине сначала на глаз.
-А как вы думаете, весит ли что - нибудь воздух? Попробуем его взвесить? Какой прибор поможет нам в этом? Зачем он нужен?
-Давайте взвесим сначала пакетик, в который мы не собирали воздух. А теперь взвесим ваши пакетики и посмотрим, кто больше собрал.
Делаем вывод: В пакете воздух .Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес.
-Мы видим воздух в пакете? Но он есть? А пакеты у вас все одинаковой формы?
Делаем вывод: Воздух невидим, приобретает форму предмета, он повсюду.
-Юные исследователи, давайте вернемся к дальнейшим исследованиям за столами.
Опыт: Возьмите стакан с водой и выдохните в воду через трубочку. Что видите? В стакане появятся пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы его видим в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Какая вода? Что умеет делать? Что же такое вода? Вода - это жидкость.
Делаем вывод: Воздух - не жидкое тело.
-Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Посмотрите, у вас на подносах лежат камушки. Возьмите камушек в руки, сожмите. Какой он на ощупь? Камень -это твердое тело, а воздух можно взять в руки и сжать его?
Делаем вывод: Воздух - не твердое тело.
Опыт: Опустите в воду камень, что вы видите? Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода. Проделайте тоже самое с игрушками.
Делаем вывод: Воздух находится в невидимом состоянии не только вокруг нас, но и в предметах.
Опыт: -Посмотрите, около вас стоят бутылки. Они пустые? Рядом лежат детальки от мелкого конструктора: надо будет задуть при помощи воздуха деталь в бутылку. Сейчас я покажу, как надо положить деталь и правильно держать бутылку. Показывает воспитатель. Затем дети пробуют сами. Детальки «выпригивают» из бутылки.
Делаем вывод: Когда мы дуем в бутылку, мы выдыхаем воздух. В бутылке находится свой воздух. Один воздух давит на другой. Они борются между собой. Воздух из бутылки выталкивает деталь. Это называется давление воздуха.
-Итак, юные исследователи, вы еще не устали?
По мере необходимости проводится физминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише – тише,
Деревцо все выше – выше.
Опыт: - Возьмите теперь полоски бумаги и помашите ими на себя. Что чувствуете? Теперь побыстрее. Подуйте на нее. Полоска отклоняется. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску.
Делаем вывод: Воздух двигается и движение воздуха можно ощущать. В природе ощутимое движение воздуха называется ветер.
-Итак, мои юные исследователи, предлагаю выяснить вам , занимает ли воздух место.
Опыт «Подпрыгивающая монета» : - Следующий опыт требует осторожности и внимания. Делать его буду я, а вы внимательно будете наблюдать, что произойдет. Я ставлю бутылку в миску и намочу ободок горлышка холодной водой, а вы мне поможете волшебными словами. Теперь налью в миску теплой воды. Теплая вода нагревает воздух внутри бутылки. Воздуху становится мало места, он расширяется и толкает монету вверх.
Делаем вывод: Воздух занимает место и может менять объем. Если воздух нагреть, он расширяется. Это значит, что он занимает больше места. Объем воздуха зависит от температуры.
-А сейчас, уважаемые исследователи, у меня для вас сюрприз. Давайте вместе сделаем фокус – опыт: ракету, которая полетит в нашей группе, и мы сможем увидеть, как воздух может управлять предметами. Для проведения этого опыта нам понадобятся воздушный шарик, толстая нить, трубочка и скотч.
Нам нужно надуть воздушный шарик, придерживая отверстие рукой, чтобы шарик не сдулся. Поможет нам в этом насос. Для чего он нужен? Проденем нитку в трубочку и трубочку скотчем прикрепим к шарику. Один конец нити мы прикрепим к карнизу, а другой будем держать в руке. Потом мы отпустим шарик и настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому.
Делаем вывод: Воздух может двигаться, работает и управляет предметами.
В конце подводится итог: -Давайте рассмотрим карточки и вспомним, какие свойства воздуха мы сегодня исследовали (дети отбирают нужные карточки).А теперь мы эти карточки пошлем нашим друзьям с другой планеты, чтобы они все могли знать о воздухе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...