Конспект "Юные исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Способствование закреплению  представлений детей о свойствах воздуха и формирование предпосылок учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yunye_issled.docx101.62 КБ

Предварительный просмотр:

совместной деятельности

«Юные исследователи»

с детьми подготовительной к школе группе

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Используемые технологии:

Проблемная ситуация, здоровьесбережение,

экспериментирование.

Дата проведения:  март    2016г

 Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории

                            Ольга Александровна Терещенко

E:\опыты воздух\E3bc9pGynRA.jpg

Участники: дошкольники 6 - 7 лет

Количество детей: 8 человек

Длительность: 30 минут

Педагогический замысел: способствовать закреплению  представлений детей о свойствах воздуха и формирование предпосылок учебной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Задачи:

  • Уточнять и расширять представления детей о воздухе.
  • Продолжать наблюдение за объектом неживой природы - воздухом: его свойствами и способами его обнаружения.
  • Привлечь детей к решению проблемной ситуации о воздухе.
  • Активизировать исследовательскую деятельность, направленную на поиск различных способов изучения объекта неживой природы - воздуха.
  • Побуждать детей к рассуждениям, догадкам, гипотезам и простейшим самостоятельным выводам.
  • Способствовать развитию логического мышления, установлению причинно - следственных связей.
  • Содействовать развитию внимания и познавательной активности.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».

Задачи:

  • Формировать положительное отношение друг к другу, умение сотрудничать, договариваться между собой.
  • Способствовать развитию умения принимать цель, поставленную воспитателем, и достигать намеченного результата.
  • Воспитывать коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи:

  • Способствовать развитию связной речи.
  • Расширять и активизировать словарный запас
  • Развивать речевое дыхание.

Предварительная работа:

  • Беседы «Где живет воздух», «Как мы дышим», «Воздух - волшебник»
  • Рассматривание энциклопедий «Наш организм», «Наше тело»
  • Оборудование и пополнение уголка экспериментирования для изучения свойств воздуха  
  • Проведение опытов и экспериментов с воздухом
  • Проведение  игр «Ветер, приходи!», «Чей кораблик быстрее», «Веер», «Самолетик, лети»
  • Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница»
  • Презентация  «Сказка о ветре»

Материал:

  • Объемный конверт "снежинка - письмо", буквы
  • весы, пакетики полиэтиленовые
  • стаканчики с водой, соломинки - трубочки
  • камушки, мелкие игрушки
  • емкость для воды
  • подносики
  • полоски бумаги
  • пустые пластиковые бутылки, детальки от конструктора
  • стеклянная бутылка, монетка
  • кувшин с теплой водой
  • воздушный шарик, трубочка, толстые нитки, скотч, насос
  • карточки со свойствами воздуха

Ход совместной деятельности:

Воспитатель показывает конверт (большой и объемный)

-Ребята, я сегодня шла к вам в гости и увидела около вашей группы конверт. Он, наверное, для вас. Проверим?

Зачитывается надпись на конверте.

-Давайте посмотрим, что там за письмо (открывают конверт, заглядывают внутрь, а там пусто).

-Странно, а зачем вам прислали пустой конверт, да еще такой большой? Может мы плохо смотрели? (смотрят внутрь еще раз).

-Как вы думаете, есть там что -то или было? Что может быть в каждом предмете? (рассуждения детей)

-Здесь что - то не так, надо поискать подсказку. Может вы ее видите?

Воспитатель оглядывается по сторонам и находит "снежинку - письмо".

-Ой, к нам в группу залетела вот эта необычная снежинка, посмотрим ее?

Дети с воспитателем рассматривают ее, переворачивают и читают: "Здравствуйте, ребята! Мы жители планеты Марс хотим узнать о волшебнике, который помогает вам дышать; и обо всем, что он умеет делать. Чтобы узнать, кто этот волшебник сложите его название из букв. Мы их разрезали, чтобы космические пираты не забрали наше послание и вы смогли бы написать и рассказать об этом волшебнике нам. Очень ждем!" 

-Вы догадались, о каком волшебнике спрашивают они?

Задание: дети собирают слово «воздух».

-Итак, мы теперь знаем, какой волшебник прятался в конверте. Он окружает нас везде и мы это сейчас проверим. А нам людям, зачем воздух?

Ребята, а вы знаете, кто такие ученые - исследователи? Что такое лаборатория?

-Я предлагаю вам стать моими помощниками - юными исследователями, я буду вашим старшим научным исследователем, согласны?

-И мы выясним, что умеет наш  «волшебник – воздух» и какие у него свойства. Но прежде, чем мы начнем наши исследования давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

-Молодцы, теперь я приглашаю вас к себе в лабораторию.

Ребята с воспитателем идут к столам, где стоят весы и разложены пакет ики. 

-Вы видите, что в лаборатории для вас приготовлено много разных предметов. Возьмите в руки сначала пакетики. Какие они? Попробуйте собрать в них воздух, у кого сколько поместится и завяжите его. Если нужна моя помощь подходите, пожалуйста, ко мне. Но как только я скажу «раз, два, три воздух принеси» вы подходите ко мне и мы посмотрим, кто сколько воздуха собрал. Надутые пакеты сравниваются по величине сначала на глаз.

-А как вы думаете, весит ли что - нибудь воздух? Попробуем его взвесить? Какой прибор поможет нам в этом? Зачем он нужен?

-Давайте взвесим сначала пакетик, в который мы не собирали воздух. А теперь взвесим ваши пакетики и посмотрим, кто больше собрал.

Делаем вывод: В пакете воздух .Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем  больше его вес.

-Мы видим воздух в пакете? Но он есть? А пакеты у вас все одинаковой формы?

Делаем вывод: Воздух невидим, приобретает форму предмета, он повсюду.

-Юные исследователи, давайте вернемся к дальнейшим исследованиям за столами.

Опыт: Возьмите стакан с водой и выдохните в воду через трубочку. Что видите? В стакане появятся пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы его видим в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Какая вода? Что умеет делать? Что же такое вода? Вода - это жидкость.

Делаем вывод: Воздух - не жидкое тело.

-Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Посмотрите, у вас на подносах лежат камушки. Возьмите камушек в руки, сожмите. Какой он на ощупь? Камень -это твердое тело, а воздух можно взять в руки и сжать его? 

Делаем вывод: Воздух - не твердое тело.

Опыт: Опустите в воду камень, что вы видите? Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода. Проделайте тоже самое с игрушками.

Делаем вывод: Воздух находится в невидимом состоянии не только вокруг нас, но и в предметах.

Опыт: -Посмотрите, около вас стоят бутылки. Они пустые? Рядом лежат детальки от мелкого конструктора: надо будет задуть при помощи воздуха деталь в бутылку. Сейчас я покажу, как надо положить деталь и правильно держать бутылку. Показывает воспитатель. Затем дети пробуют сами. Детальки  «выпригивают» из бутылки.

Делаем вывод: Когда мы дуем в бутылку, мы выдыхаем воздух. В бутылке находится свой воздух. Один воздух давит на другой.  Они борются между собой. Воздух из бутылки выталкивает деталь. Это называется давление воздуха.

-Итак, юные исследователи, вы еще не устали?

По мере необходимости проводится физминутка:

Ветер дует нам в лицо, 

Закачалось деревцо,

Ветер тише – тише,

Деревцо все выше – выше.

Опыт: - Возьмите теперь полоски бумаги и помашите ими на себя. Что чувствуете? Теперь побыстрее. Подуйте на нее. Полоска отклоняется. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску.

Делаем вывод: Воздух двигается и движение воздуха можно ощущать. В природе ощутимое движение воздуха называется ветер.

-Итак, мои юные исследователи, предлагаю выяснить вам , занимает ли воздух место.

Опыт «Подпрыгивающая монета» :  - Следующий опыт требует осторожности и внимания. Делать его буду я, а вы внимательно будете наблюдать, что произойдет. Я ставлю бутылку в миску и намочу ободок горлышка холодной водой, а вы мне поможете волшебными словами. Теперь налью в миску теплой воды. Теплая вода нагревает воздух внутри бутылки. Воздуху становится мало места, он расширяется и толкает монету вверх.

Делаем вывод: Воздух занимает место и может менять объем. Если воздух нагреть, он расширяется. Это значит, что он занимает больше места. Объем воздуха зависит от температуры.

-А сейчас, уважаемые исследователи, у меня для вас сюрприз. Давайте вместе сделаем фокус – опыт: ракету, которая полетит в нашей группе, и мы сможем увидеть, как воздух может управлять предметами. Для проведения этого опыта нам понадобятся воздушный шарик, толстая нить, трубочка и скотч.

Нам нужно надуть воздушный шарик, придерживая отверстие рукой, чтобы шарик не сдулся. Поможет нам в этом насос. Для чего он нужен? Проденем нитку в трубочку и трубочку скотчем прикрепим к шарику. Один конец нити мы прикрепим к карнизу, а другой будем держать в руке. Потом мы отпустим шарик и настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому.

Делаем вывод: Воздух может двигаться, работает и управляет предметами.

В конце подводится итог: -Давайте рассмотрим карточки и вспомним,  какие свойства воздуха мы сегодня исследовали (дети отбирают нужные карточки).А теперь мы эти карточки пошлем нашим друзьям с другой планеты, чтобы они все могли знать о воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...