«Танцы народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
статья
Цель:воспитание у дошкольников интернационализма, толерантности к другим представителям других национальностей, высокой культуры межнационального общения черезтанцы разных народов
Задачи: формировать положительное отношение к разным народам через знакомчтво с национальными танцами;
познакомить детей с историей, бытом, обычаями, праздниками и традициями разных народов через танец
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Танцы народов мира как средство
воспитания толерантности у детей
старшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 30» -
Еманжелинского муниципального района Челябинской области – Пудовкина Светлана Владимировна (высшая квалификационная категория)
Интернациональное воспитание, также толерантное отношение к другим
национальностям, как один из факторов формирования нравственной
личности, начинается с дошкольного возраста.
Ведь именно дошкольный возраст является начальным этапом
становления личности. Необходимо учить детей видеть мир глазами разных
людей, учитывая тот факт, что представитель другой национальности
может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события
совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим, отличающимся от
собственных: вкусов, привычек, взглядов поможет дошкольнику, когда он
вырастет, не только найти общий язык с представителями других
национальностей, но обогатить свой внутренний мир, расширить знания.
Одним из эффективных путей и средств формирования толерантной
личности, уважающей другие народы, воспитанной в духе
интернационализма является ознакомление ребенка с традициями, обычаями,
этикетом, танцами разных народов. Музыкально – ритмическая деятельность,
танцы, связанные с историей другого народа, близко и понятно ребенку и
вызывает яркие эмоциональные реакции. Танец вызывает у детей эмоции
симпатии и дружбы к представителям других национальностей.
Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие
образы танцевальной культуры впоследствии станет той основой, которая
поможет становлению личности, с интернациональным мышлением, с
развитой культурой межнационального общения.
Новизна и практическая значимость: поиск новых форм и путей
совершенствования интернационального воспитания детей через танец и
разработка практических рекомендаций музыкальных руководителей ДОО по совершенствованию обучения детей танцам.
Методологической основой явились работы в области психологии и
педагогики, искусства и культуры: Л. С. Выготского, С. А. Рубинштейна, М.
Я. Жорницкой, С. И. Зверева, Лукиной А. Г., С. И. Толстяковой, А. С.
Федорова.
Цель: воспитание у дошкольников интернационализма, толерантности к
представителям других национальностей, высокой культуры
межнационального общения через танцы разных народов.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
• формировать положительное отношение к разным народам через
знакомство с национальными танцами;
• познакомить детей с историей, бытом, обычаями, праздниками,
традициями разных народов через танец;
• разработать практические рекомендации, методические пособия,
сборники.
Ожидаемые результаты:
В результате использования народных танцев как средства
интернационального воспитания, дошкольник с детства уважительно
относится к представителям других национальностей, к другим культурам.
Дошкольное детство – начало процесса становления мировоззрения
человека. Именно в это время ребенок познает мир в чувствах, эмоциях.
Становление единой картины мира в сознании человека осуществляется
через искусство, язык, народное творчество, фольклор.
В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя
собственная система взглядов на мир, своя картина мира. В то же время в
период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные
мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в
первые годы жизни ребенка, во многом зависит, будет ли он толерантно
относиться к представителям других национальностей. Толерантность –
это не только терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, это
способность слышать, признавать и уважать мнения других, невраждебно
встречать убеждения, отличные от своего, умение жить в гармонии, как с
собой, так и с людьми, осознание богатого разнообразия культур нашего
мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Это не уступка, не пассивное подчинение мнению, взглядам и действию
других, не покорное терпение, а активное отношение, формируемое на
основе признания универсальных прав и основных свобод человека,
психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между
народами, во имя позитивного действия с людьми иной культуры, иной
национальной среды.
Именно в период дошкольного детства очень важно закладывать основы
толерантного отношения к другим национальностям. В этом существенную
помощь может оказывать приобщение детей к танцевальному искусству
разных народов. Танцы имеют большое воспитывающее значение и
доставляют эстетическую радость. Развивается воображение, образное
мышление, внимание и память у детей. У детей пробуждается стремление к
прекрасному, усиливается эмоциональная отзывчивость и творческая
активность.
Народные танцы - неотъемлемая часть народной культуры. Они имеют
прочную связь с мировоззрением, верованиями, с национальными
особенностями психологии народа. Танцы мы воспринимаем как искусство,
которое несет в себе высший смысл – красоту и добро. В нем народ передает
свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизни. Танец всегда связан
с историей народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека и
связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами.
Народные танцы созданы на основе фольклора, а фольклор - это душа народа.
Они непосредственные, искренние, исполняются весело, легко
импровизируются. Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность.
В танцах запечатлелась извечная красота, гармония души человека и
природы. Именно поэтому они вселяют в человека надежду, утверждают
стремление к возвышенному и прекрасному. Танец затрагивает тончайшие
струны человеческой души. Он способствует совершенствованию человека,
достижение им душевной и пластической гармонии.
Танцы - волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок.
Яркие эмоции, которые испытывает ребенок во время танца, закрепляют в
нем положительное отношение к разным национальностям. Ведь реальная
жизнь и пластически-образное видение народа запечатлелись в причудливых,
оригинальных формах народного танца.
Работу по этому направлению в детском саду , как музыкальный
руководитель, я начала в 2014 году.
Через приобщение к танцевальному искусству я стремлюсь воспитывать в
детях чувство любви и уважения к представителям разных национальностей.
Прежде чем поставить танец какого-либо народа, обязательно
рассказываю о том крае, какой там климат, какие обычаи, традиции, быт.
Демонстрирую видео танцев народов мира, обращаю их внимание на
характерные танцевальные элементы и связки, музыку, обсуждаю с ними
национальные костюмы - дети с интересом с этим знакомятся. Только после
такого подробного ознакомления с национальными особенностями,
предлагаю детям выбрать понравившийся танец для разучивания.
Образность, экспрессивность музыки, танца, развивает эмоциональность
детей, питает их воображение. В процессе выполнения различных движений
у детей укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается осанка,
походка, развивается координация движений и ориентация в пространстве.
Процесс обучения проходит очень динамично со сменой различных
ритмов, импровизацией движений и танцевальных игр, упражнений.
Привлекательная форма занятий способствует тому, что даже дети без
выраженных способностей начинают хорошо двигаться. Продолжительность
занятий соответствует возрасту детей. В процессе обучения осуществляется
дифференцированный подход к детям с учетом их личности, творческих
способностей и физических данных. Это необычные занятия, позволяющие
ребенку пережить чувство прекрасного. Через это яркое чувство формируется его отношение к другим народам.
Дошкольники любят народный танец, потому что он близок и понятен им
благодаря богатству и яркости различных образов. Свои достижения они
демонстрируют на открытых занятиях, утренниках, концертах, конкурсах,
фестивалях, где они неоднократно становились лауреатами и дипломантами.
К выпускному году дети уже умеют исполнять больше пяти народных танцев:
• русский танец, хоровод;
• рок-н-ролл
• греческий - сиртаки;
• испанский;
• цыганский;
• итальянская тарантелла;
• полька;
• африканский
В заключение хочется отметить, что последовательное ознакомление детей
с культурой других национальностей, изучение танцевального искусства
народов мира, является одним из средств воспитания доброжелательного
отношения к людям разных национальностей. Опыт работы с детьми
свидетельствует о том, что с помощью народных танцев можно увлечь детей довести до их сознания этническую культуру. В результате постановки и
исполнения народных танцев детьми были замечены следующие изменения:
• у дошкольников появился интерес к другим национальностям;
• наблюдается толерантное отношение к людям другой национальности;
• формируются дружеские чувства к детям других национальностей.
Таким образом, позитивные результаты, полученные на данном этапе
работы, убеждают в том, что приобщение детей к танцевальному искусству
других народов является одним из эффективных средств формирования
дружелюбия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Музыка как средство толерантности у детей старшего дошкольного возраста...
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных гр...
НОД по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста "Сила России в единстве и дружбе наших народов!"
Цель: Формирование первичных представлений о многообразия россиян разных национальностей и толерантных отношений между ними. Если все народы России будут помогать друг другу, уважать друг д...
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...
Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Нaродные подвижные игры - неотъемлемая часть физического, эстетического и межинтернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей....
«Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне...