«Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольска
Комитет по образованию
Муниципальное образовательное учреждение
начальная школа – детский сад № 58
Доклад на педагогическом совете
Тема:
«Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила;
старший воспитатель,
Потапова О.А.
2022г.
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Одним из средств воспитания межнациональной толерантности является народная игра.
Народные подвижные игры - неотъемлемая часть физического, эстетического и межинтернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое уважительное, заинтересованное отношение к культуре своей Родины, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности своей стране.
На основе вышесказанного можно говорить о том, что детей можно знакомить с культурой народов России через народную игру.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре», «Мы веселые ребята», «Юрта», «Платочек» и другие;
4) проведение народных праздников, например, таких как «Сабантуй», «Масленица» в соответствии с народным календарем;
5) знакомство детей с традициями народов разных стран.
Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить- как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями.
Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями.
Важнейшим качеством педагога в работе с детским коллективом является эмпатия – способность понимать и чувствовать ребёнка.
Итак, какими же качествами должен обладать педагог: 1. Общая национальная культура, культура сотрудничества и взаимодействия; 2. глубокое знание национальной культуры, её проявление в поведении; 3. профессиональное мастерство, освоение новых методов и приёмов работы; 4. психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение; 5. отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников; 6. стремление к самоанализу и саморазвитию.
Кроме того, педагог должен обладать специальными технологиями взаимодействия с детским коллективом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ НАРОДНЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные. 1. В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Во время совместных игр ребёнок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми. 2. В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок. 3. Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого – либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побеждённого или проигравшего. 4. Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а так же элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения.
Так же игры можно классифицировать:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла). 2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности). 3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т. д.). 4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
Выделяют типологию игр для дошкольников:
1. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные). 2. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). 3. По отношению к структуре образовательной деятельности (для подготовительной, основной, заключительной).
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Используя подвижные игры народов мира, на физкультурных занятиях, можно решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе.
Подвижные игры — эффективный и наиболее простой метод развития личностных качеств ребенка при его активной помощи. Игра - это естественный спутник жизни заложенный самой природой в развивающийся личности ребенка. Игра всегда связана с творчеством, эмоционально проходом, стимулирует двигательную активность.
Использование подвижных игр народов мира, на занятиях физической культурой способствует решить оздоровительные, развивающие задачи, а также воспитательные программы направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Формирование толерантности рекомендуют начинать с дошкольного возраста, ибо этот возраст является сенситивным для образования нравственности и толерантности, в этом возрасте, закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Итак, воспитание толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-182980-1358580573.jpg)
Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к декоративно-прикладному и народному художест...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-882580-1578650952.jpg)
Музыка как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Музыка как средство толерантности у детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1110149-1548955244.jpg)
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/30/picture-1358280-1635626283.jpg)
"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга» «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-378843-1389770806.jpg)
Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Нaродные подвижные игры - неотъемлемая часть физического, эстетического и межинтернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей....
«Танцы народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель:воспитание у дошкольников интернационализма, толерантности к другим представителям других национальностей, высокой культуры межнационального общения черезтанцы разных народовЗадачи: формиро...