НОД по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста "Сила России в единстве и дружбе наших народов!"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цель: Формирование первичных представлений о многообразия россиян разных национальностей и толерантных отношений между ними.
Если все народы России будут помогать друг другу, уважать друг друга, будут терпимы, то на нашей земле всегда будут царить мир и согласие.
Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sila_rossii_v_edinstve_i_druzhbe_nashih_narodov_zanyatie_po_tolerantnosti_2.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантности детей старшего дошкольного возраста
«Сила России в единстве и дружбе наших народов».
Цель: Формирование первичных представлений о многообразия россиян разных национальностей и толерантных отношений между ними.
Задачи:
образовательные:
- Закрепить и уточнить знания воспитанников о понятии «толерантность».
- Выявить основные черты толерантности.
- Сформировать правильное представление о толерантном поведении.
- Обогатить словарный запас детей: Родина, россияне, национальность; русские, татары, армяне и другие; сарафан, кокошник, тюбетейка, косоворотка, черкеска, кулмек и др.
развивающие:
- Способствовать развитию самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
- Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
воспитательные:
- Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
- Воспитывать коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.
- Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости.
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: разучивание стихотворений; работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни народов России, разучивание народных подвижных игр.
Материал и оборудование:
-телевизор; ноутбук; отрывки мульфильмов «Дюймовочка», «Крошка Енот, и тот кто сидит в пруду», «Раз, два- дружно»; фотоальбом «Мы разные, но мы вместе»; картинки-образовательные ситуации: «Мама заболела», «Новенькая», «Учись уступать», «Поведение в автобусе»; глобус; ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; иллюстрации с элементами национальных одежд и блюд; аудиозапись песни «Татарская песня», «Мы вместе», «Хоровод», три полуватмана с изображением солнца; фломастеры на всех детей; эмблемы для гостей.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Мы желаем вам доброго здоровья и мирного неба над головой.
А теперь, ребята, встанем в круг, возьмемся за руки и покажем нашим гостям, что, несмотря на то, что мы все разные, нас объединяет крепкая дружба, которую мы очень ценим.
Ребята, помните, однажды добрая бабушка нам подарила волшебный цветок «Цветик-семицветик», который нас научил быть толерантными. Отрывая его лепестки, мы узнали, какими качествами должен обладать толерантный человек. Я предлагаю вам присесть и вспомнить.
Фрагмент мультфильма «Дюймовочка»
Расскажите, чему нас научил этот сюжет. ( Людей надо принимать такими какие они есть, даже если у них другой цвет кожи, или они носят очки, или если это инвалид. Учит понимать друг друга.)
Ребенок:
Ну и пусть он не похожий,
На тебя и на меня, Все равно же он хороший. Вместе будем. Мы - друзья.
Фрагмент мультфильма «Крошка Енот»
Расскажите, чему нас научил этот сюжет. (С другими говори как сам с собой, дари людям улыбку.)
И где бы ты ни жил и трудился,
Когда с людьми общаешься порой.
Запомни правило, оно поможет в жизни:
С другими говори как сам с собой.
Фрагмент мультфильма «Раз, два – дружно!»
А чему нас научил этот мультфильм.(Мы все разные, но должны помогать друг другу)
(Имя ребенка) расскажи нам, как должен поступать человек.
Ребенок:
Меньше зла, добро творите,
Без него никак нельзя,
Всем, кто в беде - помогите,
По-другому нам нельзя.
Да, ребята, поступки героев мультфильмов вы оценили правильно.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
И я хотела бы узнать, как бы вы поступили в разных ситуациях?
На экране телевизора демонстрируются картинки:
Образовательные ситуации
- «Мама заболела» (мы должны беречь друг друга)
- «Папа смотрит телевизор» (учимся уступать друг другу)
- «В группу пришла новенькая» (обратить на нее внимание, подружиться)
- «В автобусе» (проявлять чуткость и внимание к старшим)
Молодцы! Хотелось бы, чтобы вы не только говорили, но и поступали также правильно.
А теперь я приглашаю вас поиграть в татарскую игру «Тимербай».
Выходите, сделайте круг.
Татарская игра «Тимербай»(под музыку)
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
(Дети в процессе игры выполняют движения по тексту)
Молодцы, присаживайтесь.
Ребята, я не просто так предложила поиграть в татарскую игру. Мне хочется, чтобы вы показали нашим гостям, что значит понимать, уважать людей других национальностей, живущих в нашей стране.
- В какой стране мы живём? (Россия)
Наша страна великая, сильная и красивая, это наша Родина. Расскажите, Что мы Родиной зовем? (Читают дети)
Что мы Родиной зовём
(В. Степанов)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Спасибо.
Ребята, а почему Россию называют многонациональной страной. (В России живут разные народы, люди разных национальностей). Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. И народов этих очень много.
(Открыть ширму, за ней коллекция фигурок народов России)
А вы можете назвать некоторые из них? (Русские, чукчи, буряты, чеченцы, ингуши, удмурты и др.)
Мы с вами россияне. А по национальности кто? ( Русские). В нашей группе есть дети другой национальности (Да, ингуши.) Я очень рада, что вы с ними играете и дружите, как и со всеми детьми.
Игра «Чем похожи, и чем отличаются»
А скажите, чем отличается один народ от другого. (Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции, у каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.)
А похожи чем?(У всех у нас одна Родина – Россия.)
Мы много с вами говорили о народах нашей страны. И я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Расскажи о народах России», чтобы вы показали, что же вам запомнилось.
А для этого разделимся на три команды. На столах вы видите солнышки, но у них не хватает лучиков, возьмите недостающие лучи и присядьте за тот стол, где лежит солнышко вашего цвета (оранжевое, желтое и красное).
Команды готовы? Каждая команда выберет себе капитана. Для всех будет одно задание - рассказать о том или ином народе. А о каком, выберет капитан.
(Капитаны из книги достают картинки с изображением того или иного народа).
О каком народе вы нам будете рассказывать? (Русские, чеченцы, татары).
Начинаем наш рассказ. От каждой команды выходят по 2 ребенка (назначают капитаны). Вам надо выбрать элементы национального костюма того народа, о который предстоит рассказать вашей команде. Приложить к магнитной доске и сказать, как называются элементы костюмов.
(Чеченский костюм: у мужчин: черкеска, мягкие кожаные сапоги, головной убор- папаха; у женщин: распашное платье с поясом, платок)
(Русский костюм: у женщин: нарядный сарафан с рубашкой, кокошник, у мужчин: рубаха-косоворотка, картуз, сапоги)
(Татарский костюм: у мужчин: кулмек - рубашка, головной убор- тюбетейка, обувь-ичиги; у женщин: кулмек - длинное платье с воланом, головной убор-калфак, обувь - ичиги)
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Молодцы.
А теперь приглашаю еще по 2 ребенка от каждой команды (назначают капитаны).
Найти национальное блюдо каждого народа и назвать его.
( Русские: блины, щи, каша.
Чеченцы: жижиг-галнаш (галушки с мясом), фасолевый суп,
Татары: чак-чак( медовый десерт), эчпочмак (татарские пироги с начинкой из мясо гуся, картошки и лука)
Молодцы.
Я увидела, что вы выполняете задания дружно, вместе, помогая друг другу. Значит вы у нас воспитанные, толерантные дети.
А чтобы объединить наши народы давайте выйдем и прочтем стихотворение Владимира Степанова «Российская семья». (Дети по очереди, по две строки читают стихотворение)
Российская семья
В. Степанов
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
Дети, если все народы России, так же как и вы будут помогать друг другу, уважать друг друга, будут терпимы, то на нашей земле всегда будут царить мир и согласие.
Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России!
Пока вы еще дети и наша группа «Солнышко» для вас - маленькая страна, где вы учитесь понимать друг друга, помогать друг другу, дружить.
А сейчас я предлагаю в знак нашей дружбы нарисовать эмблему нашей группы. Возьмите фломастеры и обрисуйте свои ладошки, расположив их вокруг нашего солнца.
(Дети под музыку рисуют эмблему.)
А пока вы рисуете, я напомню правила, которые должен соблюдать толерантный, воспитанный человек.
ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и понимать людей другой национальности - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.
ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.
(После завершения работы, дети выстраиваются вокруг стола.)
Посмотрите, ребята, наши эмблемы показывают, что наши ладошки разные - в этом наше богатство. Но они вместе -в этом наша сила.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили. (Сегодня мы повторили, что мы живем в России, в нашей стране живут люди разных национальностей, у которых свой язык, традиции, национальные костюмы и нац. блюда.)
- Наша страна будет сильна когда? (Когда все народы России будут дружить.)
А в заключении давайте, ребята, подарим гостям нашу эмблему, хоть она и маленькая, но она излучает тепло, силу и дружбу детей нашей группы.
Помните, уважаемые гости, что добрым, милосердным, толерантным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость.
Дети ух одят под песню «Хоровод».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Проект Тема: Зн...
«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Статья по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля»
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных гр...
«Танцы народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель:воспитание у дошкольников интернационализма, толерантности к другим представителям других национальностей, высокой культуры межнационального общения черезтанцы разных народовЗадачи: формиро...
Методическая разработка. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности» Сценарий сказки «Как Иван Змея Горыныча победил» или «Сказка о дружбе».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35 «СКАЗКА» Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА ...