Семинар – практикум для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности»
материал
Семинар – практикум для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности» направлен на систематизацию знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_teatr_20_god.docx | 42.57 КБ |
prezentatsiya_k_seminaru_teatr_compressed.pdf | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Лучик» города Алушты
Семинар – практикум для педагогов
Тема: «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности»
Дата проведения: 18.12.2020 год
Подготовила: Альчикова А.В.,
старший воспитатель
Алушта, 2020 год
Цель: систематизировать знания педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.
Задачи:
- систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;
- обсудить возможности театрализованной деятельности в творческом и социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;
- уточнить методы и приемы, технологии работы по театрализованной деятельности;
- развивать возможности «актерского мастерства» педагогов, упражнять в способах совершенствования актерских способносте.
План проведения:
- Теоретическая часть. Доклад с просмотром презентации на тему: «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста».
- Практическая часть. Деловая игра: «В мире театра».
- Заключительная часть. Рефлексия. Подведения итогов семинара
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация с музыкальным сопровождением, карточки с заданиями, карточки с эмоциями.
Ход семинара - практикума
- Теоретическая часть. Доклад с просмотром презентации на тему: «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста».
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир».
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Организация театральной деятельности в ДОУ.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена
• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической и т.д.);
• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
• в самостоятельную деятельность детей;
Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?
- Это совместная деятельность детей вне занятий. Сюда включаются организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей.
- В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.
Виды театрализованных игр.
Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
К режиссёрским играм относится:
- настольный театр,
- теневой театр,
- театр на фланелеграфе.
В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.
К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).
Игры-драматизации с куклами бибабо –в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.
Для организации детского театра нужны куклы различных систем.
Прежде, чем начать знакомство с видами детских театров, разделим их на три крупные группы: верховые, настольные, напольные.
К верховым видам относятся:
- Пальчиковый театр – миниатюрный театр для пальчиков. Персонажей легко сшить, связать, склеить самостоятельно. Они одеваются на пальчики, не занимают много места, рекомендуются для поездок на природу, море, в поезде, автомобиле, автобусе. Ширмой может послужить любая импровизированная поверхность из подручных средств: коробка, чемодан, мамина сумка, лист картона, книга и т. д. Пальчиковый театр прекрасно развивает мелкую моторику, участвует в координации движения всей кисти, стимулирует мозговую деятельность и проявление фантазии.
- Театр би-ба-бо представляет собой кукольный театр, персонажи которого имеют полое тельце и надеваются на всю кисть. При этом в процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость. Такой вид детского театра часто используют в своей деятельности психологи, логопеды, педагоги. Когда ребенок управляет таким персонажем, то он мысленно отождествляет себя с героем и действует за него.
- Театр на гапите – это кукольный театр, полые тельца персонажей которого закреплены на специальных палочках – гапитах. Эти палочки можно устанавливать на поверхности в специальные отверстия либо держать в руке. Но движения кукол, по сравнению с персонажами би-ба-бо, ограничены.
- Театр тростевых кукол отличается тем, что к движущимся конечностям персонажей прикреплены специальные тонкие трости, с помощью которых актер управляет куклой. Маленьким детям сначала трудно управлять сказочным героем, но, немного потренировавшись, малыши с удовольствием превращаются в артистов.
- Театр ложек – один из простых самодельных театров. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно-ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей.
К настольным видам театра относятся:
- Теневой театр – для его создания потребуется экран, яркий источник света, бумажные декорации и фигурки. Дети обожают теневые спектакли, но руководить главными героями малышам сложно. Да и взрослым понадобится немного тренировки и сноровки. Для детей театр теней – это в большей степени зрительное представление. Как вариант, можно предложить ребенку управлять простым персонажем и (или) озвучивать кого-нибудь.
- Театр на фланелеграфе, его разновидностью могут послужить магнитные фигурки. Как правило, это плоский театр, а его герои располагаются (лежат) на какой-либо поверхности. Фланелеграф может быть выполнен из фланели или из обычного листа бумаги, разрисованного под любую декорацию. Либо это может быть магнитная доска, которую ставят у стены, а персонажи с магнитиками при этом не падают и не соскальзывают. Рекомендуется для развития координации движения, пространственно-плоскостного мышления, фантазии.
- Плоскостно-нарисованный театр отличается от театра на фланелеграфе тем, что плоские фигурки не лежат на игровой плоскости, а стоят на ней. Персонажей можно вырезать из любого детского журнала или нарисовать самостоятельно, а потом закрепить на картонной подставочке. Этот вид театра также не занимает много места и с ним можно играть,
- Предметный театр можно назвать обычным игрушечным театром, а в качестве персонажей используются либо театральные стандартные наборы, либо привычные игрушки из коллекции ребенка. Театр этот обычно располагается на столе, в организации декораций участвуют кубики, конструктор, коробочки, самодельные ширмы.
К напольным видам театра относятся:
- Театр марионеток – куклы-персонажи большие по размерам, их напольным передвижением занимается опытный кукловод с помощью ваги. Марионеток можно назвать старшими братьями и сестрами тростевых кукол, но они, как правило, более яркие, объемные, сложны в управлении.
- Театр кукол с «живой» рукой отличаются крупными куклами, управляемыми актером, который находится на виду зрителя. Основа таких кукол – деревянный стержень и голова, выполненная из папье-маше. Кукла может быть подвешена кулоном на актера, который работает только руками.
- Театр ростовых кукол. Роль персонажей выполняют сами актеры, которые надевают специальный театральный костюм. Ростовые куклы используются не только в театрах, но и анимационных коротких представлениях, на бизнес-презентациях, тематических детских и взрослых вечерах.
- Практическая часть. Деловая игра «В мире театра»
Для того чтобы сыграть в нашу игру разделимся на 2 команды. Каждая команда должна придумать свое название, которое должно сочетаться с темой нашей игры.
1раунд «Разминка».
- На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения? (режиссёрские игры и игры-драматизации).
- Какие виды театров относятся к режиссёрским играм? (К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров: плоскостной, теневой, настольный, театр на фланелеграфе)
- На чём основаны игры – драматизации? (Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимик).
- Дайте характеристику режиссерским играм? (В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.).
- Как можно привлечь к театрализованным играм малоактивных детей?
- Какую предшествующую работу вы проведете прежде чем провести театрализованную игру.
2 раунд «Рассуждалки» .
Подобрать русские пословицы и поговорки, которые отражают идейное содержание, тему или подходят к героям данной сказки:
Для 1 команды
А.С. Пушкин «Сказка о Золотом петушке»
1 Сказка– ложь, да в ней – намек! Добрым молодцам урок.
2 Не всё то золото, что блестит.
3 Как аукнется, так и откликнется.
4 За добро плати добром.
Для 2 команды
Сергей Аксаков «Аленький цветочек»
1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
2. На ошибках учатся.
3. Добро побеждает зло.
4. Жизнь дана на добрые дела.
Минута на рассуждения.
3 раунд «Педагогические ситуации».
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.
Ситуация 1 – для первой команды.
Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.
Вопросы:
1. Как разрешить сложившуюся ситуацию?
2. Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
Ситуация 2 – для второй команды
Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.
Вопросы:
1. Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации?
2. Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.
4 раунд «Черный ящик» //задание для двух команд//
Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//
Подсказка: Этот предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»
5 раунд «Представление» (Капитаны команд при помощи пантомимы изображают известные русские пословицы)
«Слезами горю не поможешь»,
«Душа в пятки ушла».
«Не так страшен чёрт, как его малюют»,
«Волков бояться - в лес не ходить».
6 раунд «Реши пример. Герой + предмет = сказка».
Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания.
Задание для первой команды:
1.Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? // К.И. Чуковский Мойдодыр//
2.Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? // Шарль Перро «Кот в сапогах»//
Задание для второй команды:
1.Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? //Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//
2.Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? //А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//
7 раунд «Блиц-турнир».
Каждой команде по очереди задается вопрос, если команда не отвечает, ход переходит к следующей команде.
- Сколько встреч было у старика и рыбки? //шесть//
- Первый банкрот Поля чудес //Буратино//
- Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? //Астрид Линдгрен//
- Героиня русской сказки, девочка из снега //Снегурочка//
- Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта //Корней Чуковский//
- Пушкинское дубовое украшение //цепь//
- Разговор двух лиц //диалог//
- Личный транспорт Бабы Яги //ступа//
- Кто полгода сидит без обеда //медведь//
- Виды невербальной коммуникации //мимика, жесты, телодвижения//
- Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? //Сергей Аксаков//
- Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера//сказка//
- Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? //А.С. Пушкин//
- Площадка на которой происходят спектакли? (сцена)
- Что дети любят получать на утренниках? (подарки)
- Главная песня дня рождения? (каравай)
- Сколько персонажей тянуло репку? (шесть)
- Старая не красивая женщина, встречающаяся в русском фольклоре и на
детских утренниках. (Баба – Яга)
- Где жил Карлсон? (На крыше)
- Перерыв между отделениями концерта? (Антракт)
- Назовите героя и сказку: «Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый
обманщик прикинулся добренькой старушкой» (Волк, «Красная шапочка»)
- Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольдо)
- Сказка в которой опровергается утверждение, что деньги на дороге не
валяются. («Муха – цокотуха»)
- Песня про участок суши, на котором живут безобразные лица. («Остров невезения»).
- Самая дружная в сказке коммунальная квартира. (Теремок)
- Кто говорил: «Пустяки, дело-то житейское»? (Карлсон)
- Кто пел кричалки, пыхтелки, сопелки? (Вини Пух)
- Ансамбль из трех человек. (Трио)
- Человек – постановщик танцев. (Хореограф)
- Главный герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)
- Рефлексия. Подведения итогов семинара
Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
В заключении хотелось бы узнать ваше мнение по поводу услышанного сегодня.
Предлагаю вам шаблоны театральных масок, которые нужно выбрать либо в грустную, либо в весёлую.
Театральные маски:
- весёлая - если этот семинар принёс пользу, получили удовлетворение от такого рода деятельности, помог задуматься над поставленными вопросами, сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег, чувствуете в себе потенциал творчества, и желание воплощать задуманное в своей профессиональной деятельности,
- грустная - если всё трудно и сложно.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности
Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у педагога возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осозн...
Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов....
Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляе...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».
Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....
Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».
Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....
Семинар -практикум для педагогов «Развитие творческих способностей детей с помощью применения методов ТРИЗ в детском саду»
Данный семинар - практикум направлен на систематизизацию знаний педагогов в области ТРИЗ – педагогики, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»...