Семинар – практикум для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности»
материал

Альчикова Антонина Владимировна

Семинар – практикум для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей  по средствам театрализованной деятельности» направлен на систематизацию знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Лучик» города Алушты

Семинар – практикум для педагогов

Тема: «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей  по средствам театрализованной деятельности»

Дата проведения: 18.12.2020 год

Подготовила: Альчикова А.В.,

старший воспитатель

Алушта, 2020 год

Цель: систематизировать знания педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.

Задачи:  

 - систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;

- обсудить возможности театрализованной деятельности в творческом и социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;

- уточнить методы и приемы, технологии работы по театрализованной деятельности;

- развивать  возможности «актерского мастерства» педагогов, упражнять в способах совершенствования актерских способносте.

План проведения:

  1. Теоретическая часть. Доклад с просмотром презентации на тему: «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста».  
  2. Практическая часть. Деловая игра: «В мире театра».
  3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведения итогов семинара

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация с музыкальным сопровождением, карточки с заданиями, карточки с эмоциями.

Ход  семинара - практикума

  1. Теоретическая часть.  Доклад с просмотром презентации на тему: «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста».  

 «Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир».

Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.

 Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.

Участвуя в театрализованных играх,  дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.

В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации,  как об игре ребёнка, так и о нём самом.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Организация театральной деятельности в ДОУ.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена
• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,  коммуникативной, художественно-эстетической и т.д.);
• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
• в самостоятельную деятельность детей;

Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?
- Это совместная деятельность детей вне занятий. Сюда включаются организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей.
- В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

    Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки. 

Виды театрализованных игр.

Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

К режиссёрским играм относится:

  • настольный театр,
  • теневой театр,
  • театр на фланелеграфе.

В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.

К играм – драматизациям относятся  игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. 

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

 Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

Игры-драматизации с куклами бибабо –в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем.

Прежде, чем начать знакомство с видами детских театров, разделим их на три крупные группы: верховые, настольные, напольные.

К верховым видам относятся:

  • Пальчиковый театр – миниатюрный театр для пальчиков. Персонажей легко сшить, связать, склеить самостоятельно. Они одеваются на пальчики, не занимают много места, рекомендуются для поездок на природу, море, в поезде, автомобиле, автобусе. Ширмой может послужить любая импровизированная поверхность из подручных средств: коробка, чемодан, мамина сумка, лист картона, книга и т. д. Пальчиковый театр прекрасно развивает мелкую моторику, участвует в координации движения всей кисти, стимулирует мозговую деятельность и проявление фантазии.
  • Театр би-ба-бо представляет собой кукольный театр, персонажи которого имеют полое тельце и надеваются на всю кисть. При этом в процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость. Такой вид детского театра часто используют в своей деятельности психологи, логопеды, педагоги. Когда ребенок управляет таким персонажем, то он мысленно отождествляет себя с героем и действует за него.
  • Театр на гапите – это кукольный театр, полые тельца персонажей которого закреплены на специальных палочках – гапитах. Эти палочки можно устанавливать на поверхности в специальные отверстия либо держать в руке. Но движения кукол, по сравнению с персонажами би-ба-бо, ограничены.
  • Театр тростевых кукол отличается тем, что к движущимся конечностям персонажей прикреплены специальные тонкие трости, с помощью которых актер управляет куклой. Маленьким детям сначала трудно управлять сказочным героем, но, немного потренировавшись, малыши с удовольствием превращаются в артистов.
  • Театр ложек – один из простых самодельных театров. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно-ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей.

К настольным видам театра относятся:

  • Теневой театр – для его создания потребуется экран, яркий источник света, бумажные декорации и фигурки. Дети обожают теневые спектакли, но руководить главными героями малышам сложно. Да и взрослым понадобится немного тренировки и сноровки. Для детей театр теней – это в большей степени зрительное представление. Как вариант, можно предложить ребенку управлять простым персонажем и (или) озвучивать кого-нибудь.
  • Театр на фланелеграфе, его разновидностью могут послужить магнитные фигурки. Как правило, это плоский театр, а его герои располагаются (лежат) на какой-либо поверхности. Фланелеграф может быть выполнен из фланели или из обычного листа бумаги, разрисованного под любую декорацию. Либо это может быть магнитная доска, которую ставят у стены, а персонажи с магнитиками при этом не падают и не соскальзывают. Рекомендуется для развития координации движения, пространственно-плоскостного мышления, фантазии.
  • Плоскостно-нарисованный театр отличается от театра на фланелеграфе тем, что плоские фигурки не лежат на игровой плоскости, а стоят на ней. Персонажей можно вырезать из любого детского журнала или нарисовать самостоятельно, а потом закрепить на картонной подставочке. Этот вид театра также не занимает много места и с ним можно играть,
  • Предметный театр можно назвать обычным игрушечным театром, а в качестве персонажей используются либо театральные стандартные наборы, либо привычные игрушки из коллекции ребенка. Театр этот обычно располагается на столе, в организации декораций участвуют кубики, конструктор, коробочки, самодельные ширмы.

К напольным видам театра относятся:

  • Театр марионеток – куклы-персонажи большие по размерам, их напольным передвижением занимается опытный кукловод с помощью ваги. Марионеток можно назвать старшими братьями и сестрами тростевых кукол, но они, как правило, более яркие, объемные, сложны в управлении.
  • Театр кукол с «живой» рукой отличаются крупными куклами, управляемыми актером, который находится на виду зрителя. Основа таких кукол – деревянный стержень и голова, выполненная из папье-маше. Кукла может быть подвешена кулоном на актера, который работает только руками.
  • Театр ростовых кукол. Роль персонажей выполняют сами актеры, которые надевают специальный театральный костюм. Ростовые куклы используются не только в театрах, но и анимационных коротких представлениях, на бизнес-презентациях, тематических детских и взрослых вечерах.
  1. Практическая часть. Деловая игра «В мире театра»

Для того чтобы сыграть в нашу игру разделимся на 2 команды. Каждая команда должна придумать свое название, которое должно сочетаться с темой нашей игры.

1раунд «Разминка».

  1. На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения? (режиссёрские игры и игры-драматизации).
  2. Какие виды театров относятся к режиссёрским играм? (К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров: плоскостной, теневой, настольный, театр на фланелеграфе)
  3. На чём основаны игры – драматизации? (Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимик).
  4. Дайте характеристику режиссерским играм? (В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.).
  5. Как можно привлечь к театрализованным играм малоактивных детей?  
  6. Какую предшествующую работу вы проведете прежде чем провести театрализованную игру.

2 раунд «Рассуждалки» .

Подобрать русские пословицы и поговорки, которые отражают идейное содержание, тему или подходят к героям данной сказки:

Для 1 команды

А.С. Пушкин «Сказка о Золотом петушке»

Сказка– ложь, да в ней – намек! Добрым молодцам урок.

Не всё то золото, что блестит.

Как аукнется, так и откликнется.

4 За добро плати добром.

Для 2 команды

Сергей Аксаков «Аленький цветочек»

1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

2. На ошибках учатся.

3. Добро побеждает зло.

4. Жизнь дана на добрые дела.

Минута на рассуждения.

3 раунд «Педагогические ситуации».

 Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.

Ситуация 1 – для первой команды.

Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.

Вопросы:

1. Как разрешить сложившуюся ситуацию?

2. Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

Ситуация 2 – для второй команды

Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.

Вопросы:

1. Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации?

2. Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

4  раунд «Черный ящик» //задание для двух команд//

Внимание! Вопрос!

Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//

Подсказка: Этот предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»

 

5 раунд «Представление» (Капитаны команд при помощи пантомимы изображают известные русские пословицы)

«Слезами горю не поможешь»,

«Душа в пятки ушла».

«Не так страшен чёрт, как его малюют»,

«Волков бояться - в лес не ходить».

6 раунд «Реши пример. Герой + предмет = сказка».

Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания.

Задание для первой команды:

1.Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? // К.И. Чуковский Мойдодыр//

2.Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? // Шарль Перро «Кот в сапогах»// 

Задание для второй команды:

1.Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? //Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//

2.Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? //А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//

7 раунд «Блиц-турнир».

Каждой команде по очереди задается вопрос, если команда не отвечает, ход переходит к следующей команде.

  1. Сколько встреч было у старика и рыбки? //шесть//
  2. Первый банкрот Поля чудес //Буратино//
  3. Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? //Астрид Линдгрен//
  4. Героиня русской сказки, девочка из снега //Снегурочка//
  5. Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта //Корней Чуковский//
  6. Пушкинское дубовое украшение //цепь//
  7. Разговор двух лиц //диалог//
  8. Личный транспорт Бабы Яги //ступа//
  9. Кто полгода сидит без обеда //медведь//
  10. Виды невербальной коммуникации //мимика, жесты, телодвижения//
  11. Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? //Сергей Аксаков//
  12. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера//сказка//
  13. Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? //А.С. Пушкин//
  14. Площадка на которой происходят спектакли? (сцена)
  15. Что дети любят получать на утренниках? (подарки)
  16. Главная песня дня рождения? (каравай)
  17. Сколько персонажей тянуло репку? (шесть)
  18. Старая не красивая женщина, встречающаяся в русском фольклоре и на

детских утренниках. (Баба – Яга)

  1. Где жил Карлсон? (На крыше)
  2. Перерыв между отделениями концерта? (Антракт)
  3. Назовите героя и сказку: «Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый

обманщик прикинулся добренькой старушкой» (Волк, «Красная шапочка»)

  1. Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольдо)
  2. Сказка в которой опровергается утверждение, что деньги на дороге не

валяются. («Муха – цокотуха»)

  1. Песня про участок суши, на котором живут безобразные лица. («Остров невезения»).
  2. Самая дружная в сказке коммунальная квартира. (Теремок)
  3. Кто говорил: «Пустяки, дело-то житейское»? (Карлсон)
  4. Кто пел кричалки, пыхтелки, сопелки? (Вини Пух)
  5. Ансамбль из трех человек. (Трио)
  6. Человек – постановщик танцев. (Хореограф)
  7. Главный герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)

  1. Рефлексия. Подведения итогов семинара

    Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной.  Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он  переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

В заключении хотелось бы узнать ваше мнение по поводу услышанного сегодня.

Предлагаю вам шаблоны театральных масок, которые нужно выбрать либо в грустную, либо в весёлую.

Театральные маски:

- весёлая - если этот семинар  принёс пользу, получили удовлетворение от такого рода деятельности, помог задуматься над поставленными вопросами, сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег, чувствуете в себе потенциал творчества, и желание воплощать задуманное в своей профессиональной деятельности,

- грустная - если всё трудно и сложно.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у педагога возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осозн...

Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляе...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....

Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».

Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....

Семинар -практикум для педагогов «Развитие творческих способностей детей с помощью применения методов ТРИЗ в детском саду»

Данный семинар - практикум направлен на систематизизацию знаний педагогов в области ТРИЗ – педагогики, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих  и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»...