Семинар -практикум для педагогов «Развитие творческих способностей детей с помощью применения методов ТРИЗ в детском саду»
методическая разработка
Данный семинар - практикум направлен на систематизизацию знаний педагогов в области ТРИЗ – педагогики, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum_dlya_pedagogov_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_s_po.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
04.05.2019г.
Семинар -практикум для педагогов «Развитие творческих способностей детей с помощью применения методов ТРИЗ в детском саду»
Цели и задачи:
• Систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики
• Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы
• Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ
Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ технология - Теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ — была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ технология имеет большой арсенал методов и приёмов работы, которые уже показали свою эффективность в работе и адаптированы для дошкольников.
Как же ввести элементы ТРИЗ в жизнь ребенка?
Данную работу необходимо проводить поэтапно:
Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
На данном этапе можно использовать следующие приёмы и методы.
- Игра "Да-Нетка” или "Угадай, что я загадала”
- Приём Робинзона (со старшего дошкольного возраста).
- Игры на сравнение систем
- Игра «Теремок» (с 3-летнего возраста).
Задача 2 ЭТАПА научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.
- Метод фокальных объектов (МФО)
- Приём - Типовое фантазирование
На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
- Знакомые герои в новых обстоятельствах.
- Игра «Создание лимерика»
На 4 ЭТАПЕ. Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации.
- Метод мозгового штурма.
- Метод Синектика
Сегодня, я предлагаю вам поиграть в игры ТРИЗ-технологии.
1. Игра «Найди своих друзей»
Цель: формирование умения выявлять признаки и функции объекта.
Перед вами на столе лежат картинки: чайник, слон, капуста, машина, бабочка, цветок, самолет, утка, шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина, гитара, лодка, часы, лягушка, телевизор, перо, гриб, заяц, кукла, крокодил, дерево, зонтик.
Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.
2. Игра «Повторяка»
Уважаемые педагоги выберете себе любую картинку. На картинках изображения разных объектов, а каждый объект имеет определенную функцию. Я – лягушка, я умею прыгать. Предлагаю вам «примерить» эту функцию на себя. Найдите условия проявления данной несвойственной вашему объекту функции.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки.
3. Игра «Расскажи обо мне»
Цель: учить составлять рассказ об объекте, используя признаки, воспринимаемые органами чувств.
Правила игры:
Средняя группа: на нижней строке МТ выставлены символы анализаторов. На верхней строке соответствующе выставлены символы признаков воспринимаемых этими анализаторами. Расскажите об объекте, опираясь на схему.
Старшая группа: верхняя строка МТ пустая. Подберите сами признаки объекта и назовите его значение.
4. Игра "Маша - Растеряша"
Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам?
Я буду в роли Машей (растерянно оглядываясь по сторонам, говорит):
Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все
остальное и т. д.
2 вариант. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши Растеряши исполняют разные дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот
становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников.
5. Игра "Смени цвет, форму и размер"
Цель: закреплять умение различать цвет, форму и размер объекта. Закреплять знание геометрических фигур. Учить выделять заданный признак и оперировать им.
Правила игры: построить поезд из вагончиков-фигур. Сцеплением вагончиков служат карточки-стрелочки с символами признаков, которые нужно изменить. Например, желтый маленький круг – цвет – красный маленький круг – форма – красный маленький квадрат – размер и цвет – синий большой квадрат…
1 вариант: ребенок выбирает первый вагончик-фигуру, воспитатель выкладывает карточку-сцепление. Ребенок подбирает геометрическую фигуру в соответствии с признаком или признаками, которые нужно изменить.
2 вариант: воспитатель строит поезд из геометрических фигур. Ребенок между ними расставляет карточки-сцепления в соответствии с изменившимися признаками.
3 вариант: воспитатель раскладывает карточки-сцепления. Ребенок расставляет фигуры-вагончики в соответствии с признаками или признаком, которые меняются.
6. Игра "Дразнилка"
Я буду называть объект. А вы, не называя его функцию вслух, подразниваете с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
В: Кошка.
Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…
В: Пылесос.
Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…
Ознакомление с окружающим миром.
В: Кинотеатр.
Д: Смотрилище, показывалка.
В: Знаки дорожные.
Д: Указывалки, предпреждалки, запрещалочки…
Физическая культура.
В: Мяч.
Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
Экология.
В: Снег.
Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
В: Когда он может быть укрывалкой?
Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.
В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?
Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.
В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?
Д: Испарялочка, исчезалка…
В: Помидор.
Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище.
Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками.
В: Подразните его в этот момент!
Д: Украшалочка, украшалка.
Ознакомление с трудом людей.
В: Трактор в поле.
Д: Пахалище, вспахивалка….
В: Когда трактор землю разравнивает. Подразним?
Д: Боронилка, дробилище, разравнялочка.
7. Игра «Кто, где живет? Кто что ест?»
Цель: развивать мышление, закреплять ранее полученные знания об окружающем мире.
Ход игры: правильно соотнести домик с его хозяином. Используется планшет 6*6 карманов.
8. Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Уважаемые коллеги! Сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
А сейчас, предлагаю вам рассказать о нарисованных вами волшебных картинках.
(педагоги рассказывают)
Использование игр - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения.
Игры можно осуществлять в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.
Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...
Конспект мастер-класса для родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Цели и задачи:· Познакомить родителей с технологией ТРИЗ;·...
«Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть...
Конспект мастер-класса для родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Конспект мастер-класса для родителейпо теме: «Развитие творческого потенциала детей.Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»...
Конспект мастер-класса для родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Конспект мастер-класса для родителейпо теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»...
семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ
Данный материал знакомит педагогов с особенностями ТРИЗ технологий и играми , которые можно использовать уже в среднем возрасте...
семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ
семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ"...